Еще несколько лет назад петербургская театральная жизнь была серой, унылой и прозябала в мертвечине. Девизами многих театров были "назад к Островскому" и "нафталиновое очарование классической драмы". Особенно такой затхлостью страдали большие академические театры. Cейчас худруками этих театров стали самые авангардные режиссеры, которые стараются избавить питерскую сцену от болотной рутины и банальных постановок.
В этой связи наиболее громким прорывом последних лет стал спектакль "Макбет. Кино" в театре им. Ленсовета в постановке Юрия Бутусова. Эта нашумевшая постановка, которая известна не только в Петербурге, уже обросла своими легендами. Кого-то из зрителей пугает продолжительность спектакля, когда они узнают, что он длится более 5 часов, и после чего пытаются сбыть куда-то свои билеты. Кто-то заранее напуган психотической трактовкой Шекспира и начинает морально подготавливаться к сюрреалистическому зрелищу.
программка
Тут я могу все подтвердить: спектакль категорически гротескный и далек от традиционного Шекспира. Но я бы сказал, далек от Шекспира в нашем сложившемся понимании. А ведь во времена Шекспира его пьесы предназначались для балаганно-площадного театра, и воспринимались не как "высокие трагедии", а как скорее стеб, бурлеск, фрик-шоу, если угодно. Поэтому меня часто настораживают костюмированные инсценировки в средневековых декорациях с пафосно-серьезным разыгрыванием ролей "в лицах". Потому редко получается удачные экранизации Шекспира в кино - уж очень театрален в хорошем смысле этого слова. Показателен в этом плане новый фильм "Макбет" Джастина Курзеля.
Зато у Бутусова нашлись другие способы вызвать мой эстетический восторг и погрузить в тревожную атмосфера Макбета. Спектакль очень зрелищный и решен как серия завораживающих этюдов по тексту трагедии, чередующихся с лирическими интермедиями - эстрадными номерами, которые, вроде как с Макбетом и не связаны. Общий замысел, похоже, в том, что происходящее на сцене - это психопатологические переживания персонажей в связи с совершенными преступлениями, и все это им видится, бредится и снится до и после убийств. Зато эти переживания, по-моему, вобрали все средства сценического языка и театральные приемы. Тут и мощный хореографический драйв, безупречная пластика, гипнотическая игра актеров, пронизывающая музыка и выразительные метафоры, в которых закодированы эмоции героев.
Вот, к примеру, мое короткое видео с отрывком из эпизода, где ведьмы являют Макбету призраков-наследников, один из которых с зеркалом в руке. Здесь зеркалами заставлена вся сцена, и Макбет застыл, как кукла, в их окружении. И так прихотливо реализованы многие сцены спекакля.
Написать отзыв на такое монументальное театральное произведение довольно сложно, особенно для непрофессионала. Поэтому я постараюсь структурировать свои впечатления и выделить ключевые особенности, которые следует знать зрителю пред просмотром "Макбет. Кино".
1. "Макбет Кино" оставляет зрителю огромное пространство для трактовок, для разных собственных чувств, ассоциаций и путешествий внутри спектакля. В нем можно и нужно увидеть что-то свое, и вывести собственную интерпретацию каждой сцены. И не факт, что Ваше толкование будет совпадать с трактовкой близкого Вам человека. Действие и образы на уровне архетипов, подсознательного. Меня, к примеру, некоторые эпизоды отсылали к современной офисной грызне в крысином коллективе, где коллеги готовы погубить друг друга ради карьеры, зарплаты и благоволения начальства.
2. Слово "Кино" в названии не случайно - композиция спектакля очень "киношная" и иногда даже "клиповая". Тут флешбэки, забегания вперед по сюжету, как будто бы произвольный монтаж в некоторых сценах, стробоскопы, имитирующие треск и всполохи экрана. Некоторые этюды даже решены как пародии на типичные сюжетные повороты голливудских боевиков, а другие мизансцены - как навевающая трепет замедленная киносъемка.
3. Текст "Макбета" значительно переконструирован. Сценарий спектакля имеет свой текст, не стоит их поэпизодно сравнивать, хотя основная фабула и развитие событий все-таки сохранены. Не вошли в постановку целые пласты пьесы, например, связанные с сыновьями Дункана и Макдуфом. Действие сосредоточено вокруг испытаний поддавшихся искушению Макбета и его жены. А разрушение психики леди Макбет, побудившей мужа на преступления, даже стоит на первом плане.
4. На спектакль лучше идти предуготовленным. Поскольку предполагается, что зритель имеет представление о закрученном сюжете. Некоторые образы решены очень метафорическим языком - они будут глубже восприняты, если помнить текст. А если не знать пьесы, то можно не заметить, что в некоторых местах персонажи внезапно меняются ролями или соскальзывают в диалоге в совершенно другую сцену. То есть как будто бы все происходит во сне.
5. Также зрителю неплохо знать, какие существуют основные режиссерские модели и способы существования актеров на сцене, помимо Станиславского. Поскольку здесь будет преобладать не русский психологический театр, а скорее театр сверхличности, когда актеры - это своего рода сверхмарионетки в руках режиссера. А вообще, спектакль вобрал в себя много разных театральных течений и направлений, это чуть ли не попурри методов, от классических до экспериментальных.
6. В спектакле очень много хорошей музыки самых разных стилей и направлений - от кантиленных мелодий до тяжелого рока и Майкла Джексона. Такую музыкальную насыщенность редко встретишь в драматическом спектакле.
музыка
7. Очень неровный ритм и много контрастов. Действие то ускоряется и стремительно проносится, то замедляется и буквально застывает, но энергетика при этом не теряется. И не всегда в этом нужно искать смысл - лучше расслабиться, душевно отдаться происходящему и следить за больше за чувствами, которые затрагивает зрелище, нежели за логикой спектакля.
И чем глубже проникаешься в ткань представления, понимаешь, что это не просто история об отдельном жестоком правителе, а скорее универсальная притча об обыкновенных людях, способных податься слабостям, а потом мучительно страдать. Но у каждого, повторюсь, эта история - своя.
Уверенно могу констатировать, что "Макбет. Кино" в театре им. Ленсовета - это гениальная режиссура высшего класса и впечатляющая игра с мощным эмоциональным взрывом. Но от зрителя здесь требуется широкая подготовка и способность воспринимать нестандартные решения. В любом случае, настоятельно рекомендую попасть на спектакль всем и увидеть, что театр все еще может быть дерзким, смелым, современным и не менее захватывающим, чем кино.