Опубликовано 25 Август, 2020 - 10:09

  • Опыт использования:
    несколько дней
  • Стоимость:
    55 грн.

Когда-то в корзину с книгами в очередном заказе я импульсивно «бросила» и это произведение. Думаю, ролик с главной арией из одноименного мюзикла видели/слышали все, история в самом деле загадочная. Мне мюзикл как-то не удалось посмотреть полностью, поэтому решила начать с первоисточника. И вот пришло его время.

Ну что сказать вам, товарищи? Действительно французские писатели 19 века знали толк в пиаре. Им с блеском удавалось посредством запоминающихся и будоражащих умы историй привлекать внимание и популяризировать собственные архитектурные «жемчужины». Вспомните, как хотели сносить Собор Парижской Богоматери, и написанный Виктором Гюго великолепный роман разлетелся по всему миру и обратил внимание всей планеты на этот потрясающий готический собор. Еще один такой удачный ход был у Гастона Леру. Созданная им по обрывкам слухов и отчасти по реальным фактам история стала популярна среди французов и иностранцев и в результате увеличила посещаемость и выручку Гранд Опера в Париже в несколько раз! Профит!

Забегая наперед, заспойлерю немного свой отзыв и скажу, что к роману «Призрак оперы» я отнеслась довольно прохладно. Он, если честно, особо меня не впечатлил и не проник в душу. Но я с любопытством погружалась в архитектурные особенности здания Гранд Опера, рассматривала чертежи здания, наслаждалась фото коридоров и зала и, конечно же, загорелась желанием обязательно когда-нибудь посетить главный французский оперный театр. И это уже неплохо. Значит, роман мсье Леру подействовал и на меня.

А теперь разберем его «по косточкам»))))

«Призрак оперы» - это яркий образец готического романа. Ключевая «изюминка» произведений такого жанра – это элементы сверхъестественных ужасов, мистических событий, ритуальных приключений и фантастики. Когда-то мне в руки попадал целый зловещая «солянка» из историй в духе «черного романа». Кому интересен и по душе такой жанр, можете найти этот сборник «Инферналиана» (он даже есть в интернете). Так вот одно из преимуществ «Призрака оперы» - это та самая готическая атмосфера таинственности и ожидания чего-то зловещего, что вот-вот поглотит самого читателя. Если в процессе чтения сконцентрироваться на тексте и включить фантазию, то и в самом деле можно слышать шаги, какое-то эхо, вой сквозняков по коридорам и какие-то всхлипывания в таинственных подземельях старой Оперы.

Роман занимает примерно 330 страниц

Сюжет романа

Повествование имеет характер сводок расследования таинственных происшествий в Гранд Опера. Мсье Леру ведет повествование сначала от своего лица, а затем со слов некоего Перса, бывшего начальника полиции в одной из стран на Ближнем Востоке. В Парижской опере происходят какие-то загадочные и не всегда безобидные явления. А порой они даже оканчиваются смертью кого-то из персонала театра. Апофеозом мистических событий становится исчезновение Кристины Даэ, молоденькой оперной певицы-примы. Большинство артистов оперы убеждено, что это дело рук того самого Призрака оперы, который живет в бесконечных подземельях театра.

Мои впечатления от истории

Стоит признать, что в список моих любимых произведений эта история не попала. Да, она любопытна, интригующая, я все время ждала какой-то ключевой развязки, которая глубоко погрузит в психологию и подлинные мысли главных героев. Но…я ее не дождалась. Если из романа становится понятно, кто такой Призрак Оперы, куда уходят корни всех тех мистических явлений и происшествий, то совсем непонятно, каким образом он находился на Востоке, откуда у него были эти инженерные навыки и прочее.

Да и некоторые уж слишком второстепенные события и детали тянутся ну прям как жвачка и обмусоливаются прям невероятно. В то же время действительно важные и проясняющие нюансы и детали просто упущены и "понимай как знаешь".

Риторика диалогов героев романа мне напомнила манеру речи персонажей «Графа Монте-Кристо»: все невероятно благородные, импульсивные, умирают от любви и в любую секунду готовы умереть по-настоящему. Мужчины с энтузиазмом рыдают и впадают в истерику от страха, в общем все вот так вот – на максимальных оборотах и на предельном накале чувств. Для меня это, ну ей-богу, было как-то по-детски. С чтением «Графа Монте-Кристо» я опоздала на полтора десятка лет, и с этим романом, похоже, та же история. Поэтому меня особо не зацепили страдания и чувственные перипетии главных персонажей. Ни к кому, к сожалению, не возникло ни симпатии, ни жалости, ни особого сочувствия. А нет! Пожалуй, была одна яркая эмоция в отношении одного из героев. Дико бесил и раздражал Рауль де Шаньи – своей инфантильностью, истеричностью и полной бесполезностью в критически опасных ситуациях. Да простят мою циничность искренние любители сего романа.

Роман или мюзикл. Что выбрать?

Признаюсь честно, мюзикла я не смотрела (ну если не считать фрагмента со всем известной арией). Но планирую это сделать. И читая комменты под видео с мюзиклом, а особенно вопросы: откуда взялось то-то? как под театром может быть озеро? и т.п., я поняла, в этом случае правильнее сначала прочесть роман. Тогда будет ясно и кто такой призрак оперы, и почему в театре на лодке катаются, и откуда в подземелье конь и многое другое. Меня вот тоже нюанс с озером крайне заинтриговал. Чисто с инженерной точки зрения было непонятно, как оно не размывает опору театра.

И более того, скажу я вам, и в реальной Опере Гарнье в подземной ее части есть канал с водой глубиной 3,5 метра! Правда там уже давно разводят сомов и плавают дайверы. Но кто знает, что там на самом деле творится по ночам….

Реальные водные каналы под Оперой
Так вот книга в том числе и объяснит, как внутри строения возможен водоем, почему в реальную Парижскую оперу никогда не продаются билеты в ложу №5 и многое другое, чего не проясняет мюзикл. Поэтому «в целях повышения образованности» с романом познакомиться стОит, но многие его детали все же делают его похожим на сказку.

Подлинная историческая подоплёка романа

Я обозвала этот роман сказкой на реальных событиях. А значит, стОит ввести историческую справку, о каких именно событиях идет речь. Гастон Леру, будучи журналистом, невероятно увлекся архитектурным проектом, который реализовывал французский архитектор Шарль Гарнье (именно поэтому французскую Оперу так и стали называть – Опера Гарнье). И вот этот самый Гарнье рассказал, как появилась история об этом призраке оперы.

Когда строительство и оформление здания оперы подходило к концу, один из меценатов подарил театру коллекцию фонографических записей. Для них потребовалось место, чтобы оборудовать там специальное хранилище (в здании Оперы, кстати, есть музей истории этого архитектурного сооружения). И вот рабочие стали разбивать одну из стен и за ней обнаружили пространство, которое было похоже на комнату. И в этом помещении был найден скелет с невероятно ассиметричным строением черепа, который больше был похож на голову какого-то чудовища, а на высохшей руке у него было женское кольцо.

Тогда Гарнье смог рассказать Гастону Леру легенду. Парижская опера строилась в течение 15-ти лет. И рабочие-старожилы припоминали, что среди них был вместе со всеми работал странный молодой человек в маске, под которой он скрывал ото всех свое изуродованное лицо. Он был все время мрачен и нелюдим, сторонился людей, которые тоже избегали и отталкивали его. Поэтому по завершению строительства театра в подземельях оперы ему выделили своеобразную квартиру, где он мог жить. И однажды он заточил в этой своей «квартире» одну из хористок, в которую влюбился.

Вот на основании этих воспоминаний Леру и написал своего «Призрака оперы», предварительно повысив градус накала чувств и добавив мистических нюансов этой истории.

Поэтому, подводя итог, не скажу, что о прочтении этой истории я пожалела. Но и не скажу, что она вызвала массу восторга у меня и пробрала до глубины души. Скорее 2/3 романа я читала с мыслью на подкорке «ой, скорее бы закончить уже и взяться за другое произведение!». Но и назвать его плохим я не могу – замечательная лексика, готическая атмосфера произведения, детективная составляющая, есть и плюсы у этой истории. Поэтому скорее всего с ней мы просто не совпали. Но, уверена, у нее найдется еще много поклонников.

Достоинства
  • Красивый антураж
  • Романтика Парижа
Недостатки
  • Бездарные главные персонажи
  • В начале может не понравиться
  • Затянутое повествование
  • Не хватает глубины психологии
  • Остается много вопросов
  • Преувеличенные эмоции
  • Смазанная развязка
olga.andrenkoрекомендует
Читать все отзывы 40
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
25.08.2020
хочется воскликнуть - "какой кошмар" ))).
25.08.2020
Ну для 19го века определенно был ужас кошмарный))) ну а с нашим цинично-избалованным восприятием уже немного забавно воспринимается.
25.08.2020
Согласна
Смотрела фильм, читала книгу и была на опере.
Самое интересное, на мой взгляд, опера.
Фильм лучше смотреть на английском - ничего не отвлекает от прекрасной музыки и шикарных костюмов.
А книга - прочитала с интересом, но о чем конкретно, если меня спросить - ответить не смогу, многое не раскрыто.
29.10.2020
Ухты! Вот это вам повезло! А какие исполнители были в опере? Наши или иностранцы?
olga. andrenko, было лет 5 назад, подрабатывала курьером, чтобы накопить на билеты ( ходила с мамой, билеты были на первый ряд).
Наши, какие-то с известными голосами, думаю, что можно загуглить Wink
Меня порадовало, что пели на русском, а музыка английская, так подогнать текст и идеально перевести - ещё особый талант нужен, это отмечали тогда ещё на " МОСКВА 24" в новостях.
Если повторят представление - обязательно сходите, рекомендую!
А момент с летящей в зал " сорвавшейся" люстрой вообще никого не оставит равнодушным! Shock
Другие отзывы
Читать все отзывы 40
Смотрите также