Очень длинный это фильм. Я видела его во второй раз, в первый раз он мне показался короче и интереснее, видимо, тогда я смотрела не более позднюю режиссерскую версию, как сейчас.
Сюжет, по-моему, описывать нет смысла, так как большую часть времени не происходит ничего, связанного с целью главного героя, отправляющегося через Вьетнам, где идет война, в Камбоджу. Вообще, все происходящее объединено только темой войны и путешествием персонажа, которого играет Мартин Шин. По сути это отдельные картины, некоторые очень короткие, другие очень затянутые. И все они о войне, и о безумии.
Война - это чистое безумие. Что бы ни делали герои этого фильма, в их действиях нет ничего нормального, пока эти действия связаны с войной. И даже там, посреди убийств и взрывов, только стоит наступить короткой передышке, как люди возвращаются к своим мирным занятиям: музыке, серфингу, разговорам об еде, работе и женщинах. Потому что война для людей - это ненормально, а нормально мечтать, любить, трудиться, отдыхать, заниматься спортом, иметь хобби.
Но война может лишить всего этого, причем даже тех, кто попытается вернуться к мирной жизни, отправившись домой, в Америку, потому что калеками становятся не только те, кто получил ранения, искалеченные души - это не менее серьезно, и вьетнамская война очень ярко продемонстрировала это. Но никто ничему не захотел учиться...
Не понравилась мне русская озвучка. Мужчина с солидным голосом очень серьезно произносит текст. Появляется ненужный пафос, которого нет в оригинале. Голос у Мартина Шина слегка гнусавый, напротив, совершенно несолидный, иногда звучит устало, что делает озвучку какой-то естественной, как будто какой-то солдат и вправду вспоминает о былом.
Обращает внимание на себя музыка из фильма. Говорят в "Апокалипсисе сегодня" немного, поэтому и все произнесенные слова, и саундтрек имеют значение. Сцены, сопровождаемые музыкой "Дорз" и Вагнера запоминаются.
Актеры все играют хорошо. Шин в одной сцене мне очень понравился - у него такая заинтересованность на лице, что я подозреваю, что режиссер не все рассказывал своим актерам, и некоторые сцены были для них сюрпризом. Но может быть, что я ошибаюсь.
Кроме Шина из известных актеров в "Апокалипсисе сегодня" можно увидеть Хариссона Форда (аккуратный штабной офицер)
, Роберта Дюваля (абсолютный псих, на пути которого лучше не вставать)
, Дэнниса Хоппера (романтически-восторженно настроенный сумасшедший)
и Марлона Брандо (мучающийся, больной, несчастный человек, нравственный калека, которого война переехала вдоль и поперек).
"Апокалипсис сегодня" - это философский фильм. Чаще всего на военную тему снимают драмы или приключения, но этот фильм совсем не об этом. Но с философией Коппола немного переборщил: есть в этом кино пара сцен, которые должны были продемонстрировать какую-то особую глубину мыслей режиссера, но мне они показались фальшивыми. Однако, фальши очень мало, а вот ощущения растерянности, отвращения и ужаса остаются. Весь фильм за раз сможет просмотреть не каждый зритель, да и вообще видеть это тяжело. Это же кино не только о Вьетнаме, это фильм о любой войне, и о том, на что способны люди. О нашей хрупкой психике и не слишком высокой морали.