Если и можно как-то кратко охарактеризовать книгу Дианы Сеттерфилд "Тринадцатая сказка", то РАЗЛОЖЕНИЕ - вот ее слоган. Я имею ввиду и нравственное, и физическое разложение человека, и разложение целой семьи и в конце концов - разложение, а потом и снос дома - некогда прекрасного особняка и оплота той самой семьи.
В книге я бы выделила два "светоча" - двух героинь, которые через весь сюжет сохраняют свой нравственный стержень и не поддаются моральному разложению. Первая - это молодая, но очень вдумчивая, усидчивая Маргарет Ли. Она распутает для нас страшные, смешанные с кровью и тленом, тайны одного странного семейства. А вторая - это Вида Винтер - старая, угасающая писательница. Она является главной тайной и в то же время главным рассказчиком в книге.
Две этих героини, несмотря на огромную разницу в возрасте и внешности, объединены одним неожиданным родственным свойством - они близнецы. Но не друг с другом конечно, а с кем же? В этом и состоит главная загадка. И я не могу подробнее написать об этом, чтобы не выдать секреты книги.
Сказать, что мне понравилась "Тринадцатая сказка" - это ничего не сказать. Она стала для меня чуть ли не настольной книгой). В ней есть множество моментов, которые мне интересно перечитывать.
Именно из-за множества отрицательных отзывов я и решилась тут написать о своих впечатлениях о книге. Безусловно, она не для всех! И я не имею ввиду какой-то уровень образования или интеллекта. Совсем НЕТ!!! Дело в том, что "Тринадцатая сказка" передает мрачную готическую эстетику порочных страстей, темной любви, вероломных преступлений, безумия и тлена. Вот поэтому она не для всех. Есть книги - как теплый летний полдень - согреют и порадуют читателя. А есть такие - как промозглый вечер поздней осенью - заставят вас поежиться, задуют холодным ветром с влажным запахом прелой листвы. Но в жизни есть место и свету, и тьме, и теплу, и холоду. И для такой книги тоже найдется место). Думаю, в определенные моменты мрачные книги типа "Тринадцатой сказки" могут помочь острее почувствовать вкус жизни и просто насладиться эстетикой готики.
Хочу подчеркнуть, что "Тринадцатая сказка" не называет черное белым, а плохое хорошим, в ней лишь описаны запретные черные стороны жизни героев, которые ничем хорошим для них не закончились конечно же.
Что касается главной тайны книги, которая будет раскрыта только в самом конце, то не обращайте внимание на тех, кто говорит: я еще в самом начале обо всем догадалась! Это невозможно! Загадка в книге и правда очень необычная, непредсказуемая. Я обычно угадываю развитие событий в фильмах и некоторых книгах, то есть я не совсем глупая))). Но предугадать конец книги я никак не смогла. Даже когда перечитывала второй раз, я пыталась уловить возможные намеки на разгадку, которые упустила в первый раз. НО! намеков этих так мало, что только Шерлок Холмс мог бы сопоставить их все и додуматься до разгадки)). Так что книга может быть эдаким тестом на детективные способности читателя.
Немного цитат, которые мне особенно нравятся, и передают стиль книги:
Мысли Маргарет Ли:
Я ухаживала за книгами, как иные ухаживают за могилами своих близких. Я очищала их от пыли, подклеивала поврежденные листы. И каждый день я открывала какой-нибудь том и прочитывала несколько строк или страниц, позволяя голосам забытых покойников прозвучать у меня в голове. Чувствовали ли они, эти мертвые писатели, что кто-то читает их книги? Появлялся ли тоненький лучик света в окружающем их потустороннем мраке? Ощущала ли бессмертная душа соприкосновение с разумом читающего? Надеюсь, что да. Ведь это, наверное, так одиноко – быть мертвым.
Отношение сестры и брата, которые уже с детства были наполнены черной пугающей страстью:
Теперь у Чарли имелась жертва. Сестренка, шагавшая вслед за ним, была младше и гораздо слабее его, идеально подходя на эту роль. Но Изабелла была со странностями, себе на уме, и в результате все вышло не совсем так, как он планировал.
Чарли закатал рукав сестры, извлек из кармана кусок ржавой проволоки и острым концом провел по белой коже на ее предплечье. Она уставилась на капельки крови, набухавшие вдоль багровой линии пореза, а затем подняла глаза на брата. В этих зеленых глазах сквозило удивление и – как ни странно – что-то похожее на удовольствие.
И немного о доме, запустелом и старом:
Обогнув жесткое плечо здания, я вышла к его фасаду. Между первым и вторым выступами стены располагалась массивная двустворчатая дверь, к которой вел широкий ряд ступеней. По бокам крыльца на низких пьедесталах стояли две огромные кошки, вырезанные из какого-то темного гладкого материала. Работа была выполнена мастерски, вплоть до изображения отдельных шерстинок, и, машинально погладив одну из кошек, я вздрогнула, ощутив под рукой холодный камень там, где подсознательно ожидала почувствовать мягкий и теплый мех.
И конечно о близнецах:
Выражение этих глаз нельзя было назвать холодно-бездушным или нечеловеческим. Просто они смотрели на птичку так, как многие дети смотрят на движущиеся неживые объекты. Для Миссиз же это обернулось новым потрясением. Она вспомнила, что точно так же девочки смотрели и на нее саму, когда она бранилась или читала им нотации.
«Они не воспринимают меня как живое существо, – догадалась Миссиз. – Наверно, они думают, что в мире вообще нет ничего живого, кроме них самих».
Уф, если честно, выбирать цитаты немного сложно и странно, они не очень передают темное очарование книги. Но, надеюсь, цитаты передали легкий и богатый язык книги.
Итак, я рекомендую "Тринадцатую сказку" всем любителям темной эстетики, детективных запутанных историй, а также тем, кому хоче тся печально поежиться и вздрогнуть при чтении.
Отзыв о фильме с совсем другой атмосферой: уют, душевное тепло и запах изысканной французской кухни. Джули и Джулия: Готовим счастье по рецепту.
Мои отзывы на другие книги:
1. "Джули и Джулия" и почему великая Джулия Чайлд назвала эту книгу легкомысленной ерундой.
2. Любимая книга моей юности "Вампиры" барона Олшеври.
3. Благовоспитанные аристократы, которые крошат орды зомби в стиле Тарантино, едят мозги ниндзя и посещают балы - все это "Гордость, предубеждение и зомби".
4. "Мария Антуанетта" С.Цвейга - книга-поддержка и опора.