Кто-то называет этот роман "дамским", совершенно пороча его сущность. Для кого-то это всего лишь "клубничка" начала двадцатого века. А я скажу: "совершенство".
Начнем по порядку. Написан роман был в конце двадцатых годов двадцатого века, когда мир оживал после первой мировой войны. Есть в нем и признаки эпохи "потерянного поколения". Пережив войну, люди не могут не меняться, а воины, которые с нее вернулись живыми, заглушают свое существование алкоголем (привет Ремарку), либо - как здесь, превращаются в инвалидов, не только физически, но и морально - вот это-то и самое трагичное.
Основная тема романа - конечно же, любовь. То самое природное чувство, которое разрушает барьеры между людьми, уравнивает их. Сексуальные отношения здесь играют роль символа, показывая, что любовь на самом деле - совершенное чувство, а отношения между мужчиной и женщиной - природное и прекрасное явление.
Однако, если читать "по диагонали", пролистывая места "умных" диалогов, мнение о романе может сложиться однозначное - "муж ничего не мог, вот она и ускакала к чудищу лесному, ахахахаах". No comments, уважаемые! Увы, и с такими мнениями приходится сталкиваться. Ничего удивительного! Ведь именно из-за скудоумия судей, отправивших этот роман подальше от людских глаз в далеком начале двадцатого века, минимум одно поколение лишилось прелести познать этот роман, а впоследствии - раскрыть свою чувственность, понять, что любовь - это не возвратно-поступательные конвульсии, скрепленные штампом в паспорте (либо другими условностями). До сих пор недоумеваю, почему тема секса в нашем обществе считается чем-то неприличным, а мамы боятся объяснять своим дочерям, что такое настоящая связь двух людей, созданная на основе чувственности и обоюдного доверия. А потом удивляются, откуда на половом фронте вырастают исключительно товарно-рыночные отношения, без вкуса, чувств, основанные лишь на взаимной выгоде, или, что хуже того, по принципу "Ну все же замуж выходят, вот и мне скоро -дцать лет, ПОРА! Тэээкс, сейчас разберем кандидатов и выберем!".
Для человека трагичен отрыв от природных ритмов, ему нельзя рвать связь с землей и солнцем, космосом. Человек сегодня любит эгоистической, однодневной любовью. Бедная, увечная любовь, оторванная от восходов и закатов, не знающая мистической связи с равноденствием и солнцестоянием. Вот в чем наша беда.
Впрочем, если вы не разобрались в системе образов данного романа, беды в этом нет, если все-таки есть желание уловить суть. Сам Лоуренс в послесловии объясняет смысл романа, в моем случае - лишь подтверждает догадки, облачает их в стройные предложения.
И вот теперь каждый человек — крошечная замкнутая в себе личность, особь. И хотя «доброта» сегодня общее поветрие — добрыми должны быть все, — под доброй улыбкой прячется жесткое, холодное сердце. И это, пожалуй, хуже всего. Каждый держит за пазухой камень. Человек ощущает ближнего своего как источник опасности. В обществе восторжествовали индивидуализм и персонализм. Если я, как личность, отчужден от всех, то любая тварь, особенно человек, всегда против меня. Такова отличительная черта эпохи. Все мы внешне добры, ласковы, но только потому, что в душе у каждого затаился страх.
.............................................................................................................................................................
Последние три тысячи лет человечество бродило в пустыне бестелесной духовности и трагедии. Сегодня этот искус завершен. Конец трагедии: сцена, как в театре, усеяна мертвыми телами. Бессмысленные жертвы, и это особенно страшно. Занавес падает.
Я верю, что каждый человек может прийти к нужным выводам, осознать ту силу любви, которую он может испытать и направить ее в нужное русло. И правда ведь - сейчас в моде такая тенденция заменять словосочетание "заниматься любовью" словом "секс". Но ведь вы чувствуете разницу, правда? Словосочетание несет в себе некий священный акт, а секс - чистая механика и бесчувственность. Мужчины решают, что жить без женщины дешевле и проще; женщины обособляются в крепости с названием "феминизм". Нет, я вовсе не борюсь за жизнь принципа "Плита-дети-муж". Но феминизм, как и мужской шовинизм, течение абсолютно антиприродное. Впрочем, его истоки понятны - незачем было ставить женщину в один ряд с коровой и козой, воспринимать ее исключительно как сосуд для рождения детей. Но это уже совсем другая история, господа...
Мир на земле наступит лишь тогда, когда люди осознают свою природу и научатся жить полноценной жизнью, вдыхая, вкушая, чувствуя всю ее прелесть. И главное подспорье для этого - любовь.
Вот сейчас, по прошествии некоторого времени после прочтения, я могу сказать с уверенностью, что это одна из лучших книг в моей жизни.
Это — современный фальшивый брак, а нынче почти все браки — фальшивые. Современные мужчины и женщины — сплошь личности, и в брак вступают именно личности, которые обнаружили, что у них общие вкусы на мебель, книги, развлечения или спорт, их восхищает в партнере ум, им интересно говорить друг с другом, словом, один от другого в восторге. Это сходство умов и вкусов — прекрасная основа для дружбы между мужчиной и женщиной, но оно губительно для брака. Ведь брак это и есть сексуальная активность, а сексуальная активность есть, была и будет в каком-то смысле враждебна интеллектуальной, личностной близости мужчины и женщины. Почти аксиома, что брак между двумя личностями рано или поздно приводит к взаимной, на первый взгляд необъяснимой, ненависти. Стыдясь, они пытаются ее прятать, но она все равно прорывается, причиняя боль всем, а особенно «любящей чете». Сильно чувствующие люди доходят в ненависти до исступления.