Опубликовано 16 Январь, 2022 - 13:29

  • Опыт использования:
    один раз

Всех приветствую!

Я не слишком хорошо знакома с работами польской студии-разработчика Bloober Team, но помню, что в начале прошлого года мне очень зашла их свежая игра The Medium. Буквально недавно, по случаю праздников, мне повстречалась на площадке Steam целая коллекция игр Layers of Fear по привлекательной цене. Знакомое название Bloober Team намекнуло мне, что наверняка и эти игры не должны пройти мимо меня. Я купила все части вместе с дополнением; прошла полностью пока только первую, а вот ко второй приступать не спешу. Слишком смешанные чувства оставил во мне этот проект, за который, тем не менее, я всё равно бы хотела поставить четыре звезды.

Системные требования:

Минимальные:

  • Операционная система: Windows 7
  • Процессор: Intel Core2 Quad Q8400
  • Оперативная память: 4 GB
  • HDD: 3 GB на жестком диске
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 550 Ti с 1GB памяти
  • Версия DirectX: 11
  • А также: Клавиатура, мышь

Рекомендуемые:

  • Операционная система: Windows 7
  • Процессор: Intel Core i5 3470
  • Оперативная память: 4 GB
  • HDD: 3 GB на жестком диске
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 660 Ti с 2GB памяти
  • Версия DirectX: 11
  • А также: Клавиатура, мышь

Радуют адекватные цифры и тот факт, что на жёстком диске много места не занимает. Саму игру я прошла за пару вечеров, возвращаться пока не планирую. По информации из своей Стим-библиотеке, основной сюжет у меня отнял порядка пяти часов. Сюжетное дополнение Inheritance проходится ещё быстрее - вот его я решила перепройти, чтобы получить вторую концовку; и на повторное прохождение у меня и вовсе ушло меньше часа. Надо отметить, что именно с сюжетным дополнением история более-менее выстраивается во что-то понятное, так что советую его не игнорировать.

🔶СЮЖЕТ

В этой истории у героев нет имён. В центре сюжета у нас мужчина средних лет. Он родился в небогатой семье и поначалу не выделялся особыми талантами; однако, став уже взрослым, он неожиданно открыл в себе тягу к рисованию. И тогда ему сразу открылось множество дорог. Он стал узнаваемым, его труды начали приносить хороший доход. Он познакомился с прекрасной девушкой - талантливой пианисткой, в которую влюбился без памяти. Довольно скоро они сочетались узами брака и обосновались в викторианском особняке; в дальнейшем у них родилась дочка.

Казалось бы, всё, хэппи-энд, жили они долго и счастливо.

Но, к сожалению, нет. Началом конца для этого семейства стал момент, когда у мужчины пропало всякое вдохновение. Талант стал угасать. Работы художника уже перестали вызывать у мира былого отклика; критики над ним уже откровенно посмеивается. Художник не знает, как побороть свой творчески кризис, но продолжает вновь и вновь из себя что-то выжимать. Со временем его верным союзником в работе становится алкоголь, а семья отходит на второй план. Мужчина днями и ночами проводит в своей мастерской и практически не видит ни жену, ни ребёнка, а общаться они в итоге стали записками.

Нервное напряжение, алкоголь и самопоедание довольно скоро делают своё дело. Мужчина начинает сходить с ума. Ему кажется, что дом находится во власти крыс; санитарные службы уже спасения найти не могут от его гневных писем. И это, к сожалению, только верхушка айсберга. Дальше - хуже.

Дальше в жизни героя случается череда страшных событий, в результате которых он остаётся один. Игра начинается с того, что он возвращается в свой дом - теперь уже пустой и даже какой-то чужой. Герой одержим мыслью, что сейчас самое время наконец-то нарисовать свой величайший шедевр.

В сюжетном дополнении Inheritance главным героем становится повзрослевшая дочь главного героя.

В основной сюжетной компании есть три концовки. Я пока только на одну вышла - на неё, как гласит статистика, выходит подавляющее большинство игроков. Оказывается, в некоторые моменты у нас есть выбор, о чём с первого раза догадаться трудно.

Здесь нет диалогов, но сюжет нам рассказывается в таких объектах повествования, как короткие записки, или предметы, разбросанные по всему дому. Каждый найденный предмет открывает нам окно в прошлое, и мы слышим чей-нибудь монолог, связанный с этим предметом.

Хвалить сюжет или нет? Я не могу определиться. Из плюсов я хочу отметить, что он не выглядит притянутым за уши; такие события вполне могли произойти в реальной жизни, так что сюжет этой игры воспринимается как сюжет кино или книги. Кроме того, я очень рада, что эта игра как ничто другое наглядно нам демонстрирует: психические заболевания - это ужасно. Честно, меня очень раздражает, когда пытаются романтизировать биполярные расстройства, ОКР или шизофрению; что тут может быть весёлого?

Как минус мне бы хотелось отметить недосказанность. Вот показали тебе что-то страшное, но ты сам реши, какое главный герой к этой страшной вещи может иметь отношение. И имеет ли вообще. Игроки строят свои собственные теории и гипотезы, мне же гадать, что имели в виду авторы, как-то не хочется.

🔶ПЕРСОНАЖИ

Художник - главный герой; на старте игры в кухне можно найти письмо на тему протеза ноги. Моя первая мысль - у героя нога отсутствует, и я на этой версии продолжаю настаивать. В сюжетном дополнении в спальне родителей модно найти деревянную конечность; то есть у героя, скорее всего, нога отсутствует ниже колена. Спрашивается, что случилось, неужели сам себе отрезал - да, мне уже и такое казалось. Но нет, дальше по сюжету, если постараться, можно узнать, что герой так живёт с детства. Детали не раскрываются.

Чем больше изучаешь игру, тем меньше тёплых чувств вызывает герой. Хотя и его в каком-то смысле можно понять. По письмам напрашивается вывод, что мужчина крайне импульсивный и даже немного агрессивный.

В сюжетном дополнении от лица его дочери его мы видим постоянно чем-то недовольным и вспыльчивым.

Также он видится эгоистичным. Найденный перстень отбрасывает нас назад в прошлое, в минуту, когда главный герой делал предложение своей будущей жене. Какой-то не очень приятный комплимент: прекрасное создание, на котором нет его фамилии...

Жена - была пианисткой; описывается как красивейшая женщина. Почти весь брак она была музой для мужа, однако оказалась полностью бессильна в борьбе с творческим кризисом; после некоторых страшных событий, когда муж, наоборот, должен был оказать поддержку, он лишь больше отдалился от жены (продолжая, тем не менее, атаковать различные службы гневными письмами).

В воспоминаниях дочери мы видим, что мама в детстве позволяла ей бренчать на фортепиано, что лишь приводило отца семейство в бешенство.

Дочь - её мы узнаём в сюжетном дополнении, где она предстаёт перед игроком взрослой; дочь возвращается в родной дом и исследует каждое помещение. Всякий найденный предмет переносит нас в прошлое, и многое предстаёт перед нами более подробно. Дочь была свидетелем непростых отношений между родителями, но на чьей она была стороне - тут уже должен решить игрок.

Отец пытался вырастить из дочери копию себя, так что с пелёнок прививал ей любовь к рисованию. И как же его злило, что дочь, вместо того, чтобы вооружиться красками и изобразить на холсте лесную долину, брала розовый маркер и рисовала пони.

Также она позировала для отца; маленькому ребёнку усидеть на одном месте очень проблематично. И это тоже приводило к ругани.

🔶ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС

Управляем от первого лица - всё достаточно понятно и просто. У главного героя есть проблемы с ногой (то ли давняя травма, то ли её и вовсе нет - я склоняюсь ко второму), поэтому он хромат, камера, соответственно, покачивается во время ходьбы; но даже несмотря на это он передвигается довольно быстро. Наша задача - завершить картину в мастерской художника. Чтобы её завершить, нужно в особняке найти шесть особых объектов.

Душевное расстройство главного героя будет нашим постоянным союзником: дом будет меняться. И это немного пугало. Вот, идёшь ты по пустому коридору вперёд, но упираешься в глухую стену - коридор оканчивается тупиком; но тут ты оборачиваешься - и вместо коридора уже стоишь в какой-то гостиной. И так всю игру.

Но меняющийся дом в этой игре не самое жуткое. В комплекте с этим обязательно будут видения главного героя.

Так-то ничего сложного нет; по сути, данная игра - это, в первую очередь, симулятор ходьбы, потому что именно ходить мы и будем всю игру. Также взаимодействовать с предметами и решать многочисленные головоломки. Они в меру простые, хотя ближе к концу головоломка с шашками отняла у меня все нервы. До чего же там всё нелогично!

Также странной мне показалась загадка с кодом к замку. Не с первого раза догадаешься, чего от тебя хотят.

До сих пор мне непонятна система сохранений в основном сюжете. С дополнением всё прекрасно, я хорошо вижу на определённых этапах значок прогрузки контрольной точки в правом нижнем углу экрана. А вот в основной компании что? Когда из игры выходить можно, а когда нет? Я лишь интуитивно догадалась, что контрольные точки срабатывают тогда, когда мы находим нужный предмет и относим его мастерскую. Всё, мастерская и будет нашей отправной точкой; вышла я в начале как-то раз посреди коридора из игры, а потом зашла - игра началась как раз в мастерской.

Погибнуть или проиграть тут нереально. Разве что на уровне в библиотеке, когда под нами образовалась бездонная яма, можно рухнуть вниз, если ступать неосторожно.

🔶ГРАФИКА

Сделана на хорошем уровне, но это преимущество довольно быстро меркнет от обилия мрачных локаций, в которых придётся шариться. Каждое помещение меняется, стоит лишь перевести куда-то взгляд, но в итоге получаются те же яйца, только вид сбоку. Пусть и разные по обстановке, но всё же... какие-то однотипные помещения-коридоры. Это уже исключительно моя придирка.

Всё очень и очень мрачное.

В сюжетном дополнении графика ещё более мрачная, как я считаю. Показалось, что общая картина подёрнута дымкой. Даже вот этот игрушечный котик вместо умиления вызвал тревогу.

В целом, если не брать во внимание мрачность, можно отметить качественную работу над локациями: неплохо передан дух прошлых столетий; эта старая мебель, расписные ковры на полу, картины на стенах, предметы в комнатах, по крайней мере, первое время надолго на себе задерживают взгляд.

Очень оригинально предстали финальные титры. Разработчики большие молодцы.

🔶АТМОСФЕРА

Страшно или не страшно - вот в чём вопрос. И он довольно сложный. Я бы сказала, и страшно, и не страшно одновременно. Если в качестве сравнения привести недавно меня впечатливший Locked Up, где я изрядно напугалась, то "Слои страха" не выглядят пугающими. Скриммеров не так много, и, в основном, это какой-нибудь внезапно упавший предмет. Есть парочка жутких рожиц. Но это всё заставляет подскочить на месте исключительно своей внезапностью. Не было такого, чтобы после я дома боялась оставаться в темноте или засыпать.

Сама мрачность в доме будто бы сама тебе говорит готовься, сейчас будет страшно.

Используются слишком стандартные приёмы для пугания. Которые почти не работают. Не знаю, наверное, это надо быть очень впечатлительным, чтобы эти приёмы сработали в должной мере.

Разве что я отмечу уровень с детской комнатой. Не знаю, почему, но все эти милые игрушки, карусельки и особенно куклы заставляют меня как минимум нервно сглотнуть.

Этот этап хотелось пройти как можно скорее.

С другой стороны, как следует игру я распробовать смогла только после сюжетного дополнения. И поняла, что она не столько про страх, сколько про безумие. Окажитесь в теле душевно больного человека и прочувствуйте весь спектр эмоций - посмотрите на мир его глазами.

Должна признать, что разработчикам на все сто удалось передать эту атмосферу.

В доме меняется обстановка, в какой-то момент стены начинают истекать кровью, внезапно ты оказываешься в крохотном помещении без дверей, детские игрушки вдруг оживают, картины падают со стен, а в некоторых комнатах иной раз можно увидеть нечто совсем уж ужасное.

От этого становилось очень неприятно. До того, что возвращаться к игре совсем не хотелось. Если бы не потраченные деньги, бросила бы проходить эту игру, так и не дойдя до конца.

Музыкальное сопровождение очень депрессивное - в главном меню играет трагичная фортепианная мелодия, её дополняет женский голос, который нараспев тянет одну и ту же букву. Во время прохождения, в основном, царит полная тишина; иногда она разбавляется короткими мелодиями. Некоторые из них мне почему-то напомнили музыку из давнего коротенького видео "Вайомингский инцидент" (может, смотрел кто).

🔶ВПЕЧАТЛЕНИЯ

"Слои страха" для меня останутся мрачно-депрессивной историей, где безумие главного героя передано просто на отлично. Настолько отлично, что переживать всё по-новой у меня желания нет, я, наверное, ещё не скоро решусь пройти игру повторно ради других концовок.

Игра радует качественной атмосферой и хорошей графикой, имеет при этом не самые высокие системные требования, не занимает на жёстком диске много места и в меру короткая. Хочется похвалить героев истории, особенно главного - неоднозначный персонаж всегда кажется интересным. История этого семейства кажется увлекательной, но и почти не вызывает удивления - ведь в жизни такое тоже может случиться.

Звезду снижаю, во-первых, за путаный сюжет, где многое осталось за кадром, и игроки по сей день гадают, что же на самом деле имели в виду разработчики. Во-вторых, за обилие мрачных тонов, однотипные комнаты-коридоры и слишком классические приёмы напугать игрока, которые перестают работать после первых десяти минут игры.

На самом деле, я порывалась ставить оценку гораздо ниже; но, работая над отзывом, вспоминая собственное прохождение, беря во внимание тот факт, что студия-разработчик Bloober Team не может похвастаться широким штатом сотрудников... Думаю, на некоторые минусы можно закрыть глаза.

К прохождению "Слои страха" (и дополнение к нему) однозначно рекомендую.

Достоинства
  • Атмосфера полного безумия
  • Загадочно и увлекательно
  • Заставляет задуматься
  • Интересные художественные образы
  • Хорошая графика и звук
Недостатки
  • Есть недосказанность
  • Не очень страшно
  • Порой слишком депрессивно
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 9
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
16.01.2022
И как же его злило, что дочь, вместо того, чтобы вооружиться красками и изобразить на холсте лесную долину, брала розовый маркер и рисовала пони.
Значит он почувствовал тягу к рисованию в зрелом возрасте, его рисовать с детства никто не заставлял, а дочку решил потиранить. Вообще, люблю про художников. Некоторые скрины восхитительны. Но там где с примесью психоза - жутко и противно. Если бы не такая концентрация на динамике психических заболеваний и не столько мрачности, то игра может быть стала обычной, но зато куда более милой. Титры, и правда, класные.
16.01.2022
Ну да... А ещё...
СПОЙЛЕР, ОСТОРОЖНО!
его жена пережила страшный пожар, однако осталась изуродованной; и ГГ переживал лишь о том, что она более не такое произведение искусства, как при их знакомстве; он атаковывал различные клиники, чтобы они восстановили лицо жены, но вот о том, чтобы быть с ней рядом и морально поддержать, не стояло и речи
17.01.2022
Честно, меня очень раздражает, когда пытаются романтизировать биполярные расстройства, ОКР или шизофрению; что тут может быть весёлого?
Вот да, я тоже подобного в упор не понимаю, считаю, что никакой романтики в подобных расстройствах нет и быть не может. Почитала вот описание сюжета и даже грустно стало, как-то и главного героя жалко, и семью его... Надеюсь, получится со временем эту игру пройти, заинтересовала она меня
17.01.2022
Я начинала эту игру, но так и не доиграла. Надо исправить!)) А так она тогда показалась мне прям жутковатой)
18.01.2022
Страшно или не страшно - вот в чём вопрос
Мне было страшно капец Glasses
22.01.2022
Не слышал про нее
01.02.2022
Я её всё таки прошла, вместе с дополнением. Временами казалось что пара седых волос после игры появится 😁 Вот недосказанность меня напрягает, пришлось почитать в интернете историю да и то остались вопросы....Ещё некоторые локации тёмные, особенно в допе, прям приходилось напрягать глаза.
В целом игра не плохая, но ещё раз проходить её точно не стану)
Другие отзывы
Читать все отзывы 9
Смотрите также