На пороге смерти мама, вероятно, испытывала чувство освобождения и готовности всё пережить заново. Никто, никто не имел права плакать над ней. И как она, я тоже чувствую готовность всё пережить заново.
Альбер Камю, «Посторонний»
«Невероятную меланхолию» я узрела в фильмографии Робина Лорда Тейлора - игра этого актёра в сериале «Готэм» очень впечатлила, а потому захотелось посмотреть и ещё что-нибудь с его участием. Увы, большинство ранних ролей Тейлора, как выяснилось, были эпизодическими - кроме пары-тройки работ, в число которых и входил фильм Кальво.
Название: Невероятная меланхолия | The Melancholy Fantastic (A Christmas Stranger)
Слоган: Happy holidays?
Премьера в мире: 18 августа 2011 года
Жанр: ужасы, мистика, триллер, фэнтези, драма, мелодрама
Страна: США
Режиссёр и сценарист: Алехандро Даниэль Кальво
Оператор: Стефен Шеридан
Композитор: Джо Каррано
Монтаж: Мисако Симидзу
Хронометраж: 100 мин (01:40)
Возрастной ценз: 16+
В ролях: Эми Краудис, Робин Лорд Тейлор, Джош Барклай Карас, Женева Карр, Дэвид Пайрри, Ширли Найт.
Рейтинг на Кинопоиске: 5,491
Аннотация: «Странная и захватывающая праздничная сказка о горе, любви и ужасах одиночества».
♦ Сюжет и персонажи ♦
Вниманию зрителя предлагается история одного очень странного Рождества - точнее говоря, подготовки к нему. Действие начинается в тот самый период, когда люди начинают украшать дома к празднованию - развешивать гирлянды, устанавливать рождественскую ель... а может быть, и нет. Не исключено, что события начинают отсчёт за несколько дней, а то и недель, до праздника. Возможно, и за несколько месяцев. Да, звучит странно. Но в этом фильме вообще мало нормального - начиная от общей атмосферы и заканчивая персонажами:
♠ Мелани Кроу (Эми Краудис)
Главная героиня - девушка, недавно (а может, и давно - тут уж никак нельзя знать наверняка) потерявшая мать. Она усиленно готовится к Рождеству: наряжает ёлку, украшает дом, время от времени посещает магазин и библиотеку - то есть ведёт совершенно обычную жизнь. Конечно, если не учитывать некоторых нюансов - например, того, что Мелани сооружает гирлянды из лезвий и постоянно разговаривает с куклой. Последнее само по себе было бы ещё терпимо, но суть в том, что кукла тоже поддерживает диалог, причём весьма активно.
Видишь - так всегда. Вокруг меня всё умирает.
♠ Мур (Ширли Найт)
Та самая кукла-подруга. Хотя и не совсем подруга - скорее уж олицетворение живого существа, о котором необходимо заботиться, и одновременно строгого наставника. А если перевести её имя с датского, можно понять, что Мур воплощает и образ вполне конкретного человека. В общем, в лице этой собственноручно созданной куклы Мелани видит спасение от одиночества и невероятной меланхолии, которой она так тяготится.
Знаешь, я так рада, что ты со мной. Когда я была одна, тут было слишком тихо.
♠ Дьюкан (Робин Лорд Тейлор)
О нём не даётся практически никакой информации - просто парень, любящий носить мрачную одёжду, подводить глаза тёмными тенями и красить ногти в чёрный цвет. Дьюкан читает Ницше и Кьеркегора, любит пофилософствовать, отличается добротой, отзывчивостью и чуткостью к чужим проблемам. Правда, весьма сомнительно, что окружающие отвечают ему тем же.
Я просто не запоминающийся. Люди часто отворачивались, когда меня видели. Как от урода какого-то. Так что я стал кем-то вроде невидимки.
Иными словами, ключевые персонажи неординарны - они отличаются от большинства людей и совершают странные, малопонятные поступки. К тому же, очень страдают от тоски, одиночества и непонимания окружающих. Вероятнее всего, герои ещё и сумасшедшие - по крайней мере, кто-то из них... а может быть, и нет.
♦ Впечатления от просмотра ♦
При скачивании фильма я обратила внимание на довольно низкий рейтинг и обилие отрицательных отзывов, а потому внутренне приготовилась к тому, что сейчас мне начнут показывать какую-то лютую дичь. Естественно, на этом этапе от просмотра можно было отказаться вообще, но упрямство победило - раз решено ознакомиться с фильмографией актёра, значит, решено, и всё тут. В итоге получила я от «Невероятной меланхолии» совсем не то, на что рассчитывала, и разочарованной однозначно не осталась.
- А что в коробке?
- Правда хочешь знать? Мёртвая птица.
Фильм относится к категории ужасов и фэнтези, однако ни тем, ни другим здесь, на мой взгляд, и не пахнет - по крайней мере, сама не увидела ничего, так или иначе подходящего под эти описания. События на экране скорее можно отнести к драме и артхаусу - то есть, категории, не рассчитанной на широкий круг зрителей. И я понимаю, почему у «Невероятной меланхолии» нет высокого рейтинга и большой востребованности - это действительно картина не для всех.
За сто минут фильма не происходит ничего сверхъестественного - здесь нет откровенно жутких и чрезмерно кровавых сцен, порнографии или особенной жестокости - но вот гнетущая, сюрреалистичная атмосфера здорово давит на психику. Во всём происходящем есть нечто неестественное, ненормальное, мешающее быстро выстроить логическую цепочку и понять, что же творится в жизни героев на самом деле.
- Почему ты всё ещё приходишь сюда?
- Не знаю. Просто надеюсь.
- На что?
- На то, что всё это - только дурной сон...
События развиваются размеренно, даже несколько замедленно, без чётко выраженных временных промежутков - персонажи как бы не ощущают времени, теряют счёт минутам и дням. В общем, атмосфера соответствует названию в полной мере - это и впрямь невероятная меланхолия, настолько ощутимая, что, кажется, её можно потрогать руками. Упадочнический настрой отдельных моментов ещё больше подчёркивается музыкой - тревожной, печальной, жутковатой. И, разумеется, актёрской игрой - и Эми Краудис, и Робин Лорд Тейлор отлично справляются со своей задачей. Да, этот фильм убедил меня, что Тейлор способен воплотить на экране не только образ Пингвина из вселенной DC, но и других неординарных героев.
Знаешь, он говорит - мы сами убили его. В смысле, Бога. Мы его убийцы. Это из «Притчи о безумце».
В «Невероятной меланхолии» неоднократно упоминается книга Альбера Камю - цитаты из неё звучат и в начале, и в конце, и просто по ходу действия. И её прочтение во многом определяет отношение к фильму - если ознакомиться с произведением до начала просмотра, происходящее станет гораздо более понятным, но вместе с тем и более предсказуемым. То же самое относится к Ницше, имя которого тоже не раз произносится с экрана - да, можно догадаться о смысле некоторых эпизодов, даже не имея представления о его работах, но оценить картину в полной мере будет сложнее.
Вообще фильм содержит огромное количество отсылок, а символизм можно обнаружить практически в каждом диалоге. И Дьюкан не зря цитирует Ницше, противопоставляя его именно конкретному произведению Камю, а Мелани недаром называет Дьюкана незнакомцем. Короче говоря, здесь найдётся очень много поводов для размышлений.
Ты видишь меня? Хоть кто-нибудь видит меня?!
Ещё интересно то, что сюжет фильма неоднозначен - его можно интерпретировать и так, и эдак. Во время первого просмотра я увидела одну картину, при пересматривании перед написанием отзыва - совсем другую. И концовку поняла тоже по-разному, между прочим - в первый раз она показалась несколько нелогичной, а при повторном просмотре я даже удивилась, насколько складно соединились в финале все элементы сюжетной линии. Возможно, в третий раз увижу и что-нибудь ещё - всё-таки я пока не знакома с трудами Кьеркегора, имя которого произносится в одном из эпизодов, и не исключаю, что их прочтение добавит к восприятию что-нибудь новенькое.
Единственное, что смутило меня в «Невероятной меланхолии» - это двухголосый, не очень достоверный перевод. Даже человеку с минимальным знанием английского понятно, что не все слова переведены точно. Однако в качестве альтернативы, по всей видимости, можно только посмотреть фильм в оригинале - профессионального русскоязычного варианта я не нашла. Как и высокого качества самой картинки - даже на тех ресурсах, где оно якобы предлагалось, по факту не было ничего выше 720p. Нет, не исключаю, что всё же можно отыскать и получше, но мне лично это не удалось.
Думаю, из сказанного выше очевидно, что работа Кальво не предназначена для лиц, не достигших шестнадцатилетия, но традиционно упомяну и об этом - и атмосфера фильма в целом, и наличие отдельных неоднозначных эпизодов (к примеру, с показанной мельком лёгкой эротикой) никак не располагают к просмотру в тесном семейном кругу.
И краткий итог:
➕ напряжённая, гнетущая, меланхоличная атмосфера;
➕ множество философских отсылок;
➕ хорошая актёрская игра;
➕ гармоничный саундтрек;
➕ неоднозначность сюжета и концовки;
➕ достаточно поводов для размышлений.
«Невероятная меланхолия» показалась мне отличной по всем параметрам драматической и артхаусной работой со множеством отсылок - в частности, к произведению Альбера Камю. Именно благодаря этому фильму я в своё время оценила по достоинству «Постороннего» и захотела прочесть другие книги автора. А также продолжила ознакомление с фильмографией Робина Лорда Тейлора, убедившись в том, что его талант не ограничивается одним лишь «Готэмом». Не имею ни одной причины не рекомендовать работу Кальво к просмотру, однако повторяю и подчёркиваю - этот фильм рассчитан в первую очередь на любителей определённого жанра и понравится он не всем. Хотя попробовать всё же можно - в любом случае, зритель особо ничего не потеряет. От меня - пять баллов из пяти возможных.