Не столь давно рассказывала о книге Зюскинда "Парфюмер", а сегодня узала, что есть одноименный фильм. Решила посмотреть и сравнить.
Сюжет.
В отличие от одноименной книги, начинается все не с описаний смрада Парижа 18 века, а с площади, куда приводят на казнь какого-то преступника. Приводят его и затем начинают нам рассказывать историю этого человека с момента его рождения.
В восемнадцатом столетии во Франции родился самый отвратительный человек той эпохи. Его звали Жан Батист Гренуй. И если это имя было предано забвению, то лишь потому, что его власть ограничивалась сферой, не оставляющей следов в истории - царством запахов.
А затем уже, как и в книге, нам показывают торговку рыбой, которая рожает Гренуя под столом. Торговка надеялась, что ребенок родится мертвым (у нее это, кстати, были пятые роды и все дети до Гренуя либо рождались мертвыми, либо умирали от голода), но Гренуй оказался на редкость живучим. Он закричал.
Плач младенца услышали, женщину арестовали как детоубийцу и казнили, а его оставили в приюте у некой мадам Гайар. У мадам Гренуй жил до тех пор, пока не стал способен работать самостоятельно. Кажется, до 15 лет.
Когда Гренуй достиг определенного возраста, мадам продала его кожевнику Грималю. Мсье Грималь был человеком злым жестоким и жадным. Увидев его впервые и обнюхав, Гренуй понял, что...
Теперь его жизнь будет напрямую зависеть от сделанной работы. И принялся работать с максимальным усердием.
Почему я сказала "обнюхав"? А потому, что у Жана Батиста был редкий дар - улавливать любой запах. Нет, не просто слышать запахи, как любой из нас, а именно улавливать - понимать запах более четко и детально, разбивая его по нотам.
Итак, наш Жан Батист работал в качестве подмастерье у Грималя. Однажды они с Грималем взяли кожи и понесли продавать в город. В то время в Париже был праздник (какой именно, нам не говорят). Пока Грималь с кем-то разговаривал, Жан Батист решил немного погулять.
Парень шел, куда глаза глядят, стараясь втянуть в свой нос все запахи города. Причем ему хотелось обонять именно все и не важно - приятный ли был запах, или мерзкий. Вдруг среди смеси запахов Парижа, его нюх уловил нотку приятного, необычного аромата.
Гренуй шел...Нет, даже не шел, а скорее бежал, ведомый носом к источнику запаха. Было тяжело, поскольку тонкий, неуловимый аромат порой терялся среди запахов фейерверков, но Гренуй не сдавался.
По запаху Гренуй узнал, что незнакомка, от которой так пахнет, рыжая. Увидел ее и понял - не ошибся.
Она шла по улице с корзиной желтых спелых слив. Шла и не замечала его. Затем они встретились и незнакомка, разумеется, испугалась. Она спросила - что ему нужно, а он взирал на нее с каким-то странным трепетом.
Купишь сливы?
Спросила она, показав ему корзину.
Бедняжке выпала судьба быть первой, но, увы, не единственной жертвой Гренуя. Жан Батист убил ее, тщательно обнюхал, пытаясь сохранить каждую нотку запаха и...Поспешил вернуться к Грималю.
Грималь наказал Жана Батиста за то, что тот отлучался без позволения, но Греную это было не важно. Жан Батист словно не чувствовал ударов плетью, в голове крутился лишь вопрос...
Как сохранять запахи?
Парень понял, что один раз вдохнуть приятный запах ему мало, нужно было как-то законсервировать ароматы других девушек, которых он пока не встретил, но обязательно встретит. Непременно встретит.
Гренуй вспомнил парфюмерную лавку, увиденную им в момент прогулки по Парижу во время праздника. Он твердо решил пойти обучаться к какому-нибудь парфюмеру.
Однажды по воле случая, он оказался в лавке парфюмера Бальдини. Гренуй принес ему кожи от Грималя. Бальдини опешил от наглости Гренуя, заявившего, что знает все запахи и может составить любые духи. Мужчина уже хотел было выгнать наглого мальчугана, решившего проситься к нему в подмастерье, как вдруг придумал устроить ему экзамен...
Конкурент Бальдини - Пелисье недавно создал новые духи. Его духами "Амур и Психея" пользуется весь Париж. А прекрасные дамы и вовсе называют Пелисье волшебником. Про Бальдини же все давно забыли, а новые духи он изобрести, как назло, не может. Была идея скопировать духи конкурента и выдать за свои, да вот беда, не получается разбить их на ноты.
Бальдини уже отчаялся, а тут к нему заявился Гренуй. И парфюмер решил проверить этот "лучший нос Парижа".
- Сможешь дать мне формулу "Амура и Психеи"?
- Нет, мэтр.
- Вот видишь, одного обоняния недостаточно. Чтобы быть парфюмером, нужен опыт. И нужна формула. Формула, понял, ты, "лучший нос Парижа"?
- Я не знаю, что такое формула, мэтр, но я могу смешать вам эти духи.
- Смешать?
- Да, мэтр. Смешать вам их? Сколько нужно? Сколько "Амура и Психеи"? Заполнить эту банку?
- Нет! Нет, не надо банку. Мензурку. Заполни эту мензурку.
Гренуй сдал экзамен от Бальдини. Духи Пелисье были не просто скопированы, а даже улучшены. Бальдини выкупил этого паренька у Грималя, и начал обучать его парфюмерному делу. Вскоре лавка Бальдини, благодаря Греную, создающему все новые и новые ароматы, стала заполняться клиентами.
Каждый получил, что хотел. Бальдини вновь обрел былую славу, а Гренуй стал постигать искусство запахов.
Так Жан Батист узнал про дистилляцию. В специальный перегонный куб они с Бальдини засыпали множество лепестков роз, которые проходили обработку паром и выделяли немного масла.
Гренуй уже думал, что нашел способ сохранять запахи жертв, но, проведя эксперимент дистилляции кошки, понял, что из живых существ нельзя получить масло таким образом.
Увидев в перегонном кубе кошку, Бальдини был испуган и разгневан.
О, Мадонна Миа, ты совсем ума лишился? Нельзя дистиллировать кошку. Запах кошки нельзя получить. Точно также, как мой, или твой. Ясно?!
Поняв, что более ничему у Бальдини научиться не сможет, Гренуй отправился в Грасс. Грасс Бальдини называл "Римом ароматов" и считал, что парфюмер, не прошедший обучение в Грассе, не может зваться парфюмером.
Итак, после долгих странствий, Гренуй оказался в Грассе. Тут эфиры получали иначе. Лепестки цветов либо настаивали в масле, либо укладывали в свинной жир, ожидая, пока цветы отдадут жиру весь аромат. Затем жир смешивали со спиртом и выпаривали особым образом, получая эфирные масла.
Сначала Гренуй попробовал получить запах своей жертвы, настояв ее тело в большой емкости с маслом.
Но, во-первых, вышло не совсем то, что он хотел получить, а во-вторых, опасно было так делать, ведь в эту комнату могли в любую минуту зайти хозяева дома, у которых он работал в качестве подмастерье.
Тогда Жан Батист решил обмазывать тела жертв жиром (на фото ниже видно, как Гренуй соскабливает жир с рук жертвы особым скребком), затем собирал жир, смешивал со спиртом и получал масла.
Так он убивал многих невинных девушек, получая их запах вышеуказанным способом. Убивая, он не насиловал их. Гренуя не интересновали их тела, интересовал лишь запах, а тело Жан Батист считал не более, чем оболочкой для ароматов.
Тело, по мнению Гренуя, было просто упаковкой, от которой нужно "освободить" божественный аромат. Убитых было много, но самой яркой жертвой была Лаура Риши.
Сравнение с книгой
В какой-то мере разочаровало, что в фильме было показано не все. Дело даже не в том, что нам не показали - что за праздник был в Париже во время прогулок Гренуя. Это как раз не столь важно. И не в том, что в книге Гренуя сначала привезли в монастырь, а уж потом к мадам Гайар. Это тоже мелочи.
В книге нам показано, прежде всего, что Гренуй страдает, главным образом, из-за того, что от природы лишен запаха. В фильме это показывают лишь мельком. Он просто обнюхивает себя в пещере и понимает, что не пахнет, дальше он об этом забывает.
Конечно, я не хотела бы видеть столь же подробное описание, как в книге, из каких продуктов (экскременты кошки, старый кусок сыра и прочее) Гренуй делает себе духи с запахом человека, но, тем не менее, хотя бы чуть более подробно показать его страдания вызванные отсутствием у него природного аромата, можно было.
Далее, в книге Гренуй не дистиллирует кошку и не настаивает девушку в кубе с маслом. Он начинает получать запахи живых существ только в Грассе, обмазывая "пахнущие" части животных жиром. Причем сначала он их не убивает, а просто наклеивает полоски с жиром на разных животных.
Вообще, в фильме не показали многие моменты, прописанные в книге. Что-то не показали совсем, а что-то показали неправильно.
К примеру, в Грассе Гренуй получил должность подмастерье у некой мадам. Что за мадам, нам не сказали и не объяснили, тогда как в книге рассказывают, что она вдова, причем довольно таки не бедная. В книге у нее роман с другим подмастерье - Дрюо, за которого она потом, по окончании траура, выйдет замуж.
И еще, по фильму у этой мадам куча людей, занимающих должность подмастерье, а в книге таковым были только Дрюо и Гренуй.
Также неправильного много и с Лаурой Риши. Неясно кто она, кто ее отец, и т.д. И еще - Гренуй в фильме беспрепятственно проникает в ее дом дважды. Во время ее прогулки по саду (их первая встреча) и во время праздника в доме Риши. В то время как в книге этот дом тщательно охраняется и добраться до Лауры Гренуй смог много позже - когда они с отцом уехали в другой городок и ночевали на постоялом дворе.
Итоги.
Честно говоря, двоякие впечатления от фильма. На пятерку он точно не тянет, ибо мерзости, все же, многовато, а вот четыре, или три ему ставить - даже не знаю.
Пусть будет официально четыре, но на самом деле за несоответствие с книгой ставлю три с половиной.
Почему не просто "три"? Потому, что уж очень мне понравилась актерская игра паренька, исполняющего роль Гренуя. Действительно показал он психа, одержимого ароматами. Вы только взгляните, с какой страстью смотрит он на свои духи.
Спасибо всем за внимание. Рада была оказаться полезной. Ваша Снежана Алмазова. Всех люблю-обнимаю. Пока-пока.