Опубликовано 21 Июль, 2021 - 11:50

«Из рода в род» очень своеобразное произведение. Я бы даже сказал, что это скорее набор статей и общения с заключенными нескольких не столь отдаленных мест нашей многострадальной Родины. В которых люди оказались по совершенно разным причинам, начиная от пьяного мордобоя, и заканчивая благородными порывами, которые привели к столь печальным последствиям. И поставили крест на жизни людей, которые теперь вместо имен носят номерные знаки.

А завершить эту главу хочу словами одного молодого тюремного священника, которого заключенный спросил: "Батюшка, а что такое чудо?".

- Чудо? Чудо - это то, что ты принял сегодня Святое Крещение... И попросил прощения у отца с матерью, - ответил священник.

И сразу хочу сделать важное уточнение для тех, кто интересуется криминальной тематикой – работа написана в религиозном ключе, где постоянно проводится параллель между верой и событиями, связанными с людьми. И людей атеистического склада ума могут удручать или раздражать выводы автора и его постоянные сведения итогов той или иной главы к Богу. Не хочу сказать, что это мешало мне, так как это часть и моей жизни тоже : )

Я как-то разговаривал с одним человеком этой профессии. Он рассказал о весьма настораживающем наблюдении: "Сегодня законодательство приняло такую форму, что складывается ощущение, словно происходит целенаправленный, стремительный перегон максимального количества людей, особенно молодежи, через тюрьмы. Затем в нужный момент будет внезапно принят такой Закон, после которого произойдет быстрое накопление заключенных для тайного часа...Вроде 1953 года".

Но предупредить я был должен. Чтобы религиозный оттенок текста и православное мышление автора не стали для кого-то неожиданным сюрпризом. Будь то сцена с тем, как мусульмане дружно как один крестились в православие, так как имам и их община не выходили с ними на связь и забыли про их существование. И только православный батюшка сжалился над их участью, после чего они начали жадно изучать христианство, и приняли такое решение.

Почему перед казнью человек ведет себя, мягко говоря, неадекватно? Потому что мечется его нераскаянная душа. Мне рассказывал один осужденный, как он пережил смертный приговор: "Теперь я знаю, что такое душа в пятках... Это не вымысел... Это действительно так. Мои ноги вросли свинцом в пол. Но самое главное знаешь в чем? После приговора недели через две я ощутил, что у меня прошли три почти неизлечимых болезни..."

Я в этом не вижу ничего странного (у меня есть знакомые, которые из христианства перешли в ислам. Люди находятся в мучительном выборе, это поиск на протяжении всей жизни. Такие порывы нужно понимать, и не лезть к человеку в душу со своим единственно верным мнением), но понимаю, что у части читателей эта сцена может вызвать негативное восприятие в связи с их… культурным и религиозным взглядом на жизнь.

Вы спросите, а как быть с Басаевым и ему равными? Я скажу от себя. Они должны быть осуждены по законам военного времени с безоговорочным приговором к смертной казни. Для такого рода преступлений нужна именно такая статья в Уголовном Кодексе. Если государство не карает за преступление в соответствии с его тяжестью, то люди, не удовлетворенные судебным решением, мстят сами.

Так что подытожу свою мысль, друзья – книга написана православным человеком про участь заключенных в первую очередь для православных же людей. Или тех, кто был воспитан в этой культуре, и кто даже условно относит себя к этому религиозному течению. Ну или хотя бы понимает почему «Христос Воскресе», и может даже вспомнить молитву «Отце Наш».

"...Этого парня с "разноцветной" фамилией доставили в камеру ожидания казни вскоре после суда, на котором на вопрос судьи: "Зачем убивал?" - он ответил: "Я самосовершенствовался". Он показывал в камере язык, корчил рожи. Офицеры следственной группы, не сговариваясь, сказали: "Никогда еще не приходилось видеть такую мерзость". Осознать свой грех этому заключенному непросто. Он был сирота при живых родителях. Мать - алкоголичка с пятнадцати лет, а кому и семи официальных отцов он принадлежал, выяснить было невозможно".

В остальном это просто пронзительная история про людей, которые в своей жизни совершили ошибку. Кто-то одну, а кто-то целую серию. Кто-то замарал руки только воровством, а у кого-то за душой и убиенный человек. И каждый из них несет искупление в силу своего наказания. Не все смиряют гордыню, и есть те, кто просто сгнивает в тюрьме, не понимая смысл наказания. Но есть и те, кто постоянно несет покаянную молитву, и хочет исправиться и приносить пользу для общества, понимая простой факт – они замарали не только свою репутацию. Но и семьи. И что этот крест нести не только им одним.

В России к смертной казни на протяжении многих веков всегда было разное отношение - ее то применяли, то отменяли. Я не буду приводить эти примеры. Об этом много и достаточно толково написано. Просто скажу: покой общества зависит не оттого, казнить или миловать, а от здравой духовности. И ни от чего больше.

Что по мне, так очень сильное и правильное наблюдение, помогающее немного иначе взглянуть на тюрьму, и её «жителей», которые временно обитают в этих краях. Чтобы затем выйти «чистыми и обновленными». В это очень хочется верить, но, к сожалению, зачастую люди выходят отсюда только более озлобленными на мир, и эта проблема также существует не только в нашей стране, но и во всем мире. Кто виноват, и что делать? Извечный философский вопрос, на которого пока что человечество не готово дать однозначный ответ.

А как считаете вы, друзья?

Редактор: Птицына Л. В.

Издательство: Софтиздат, 2010 г.

Жанр: Православная художественная литература

Страниц: 208 (Офсет)

Масса: 234 г

Размеры: 208x130x14 мм

Документальная повесть.
"Здравствуй, читатель. Слава Богу, я вновь могу это сказать в своей новой книге. Тема, которую я затронул, - тюрьма, человек в тюрьме, давно созревала в моей душе, ожидая своего часа.
О тюрьме и обо всем, что связано с ней, говорилось и писалось тысячи лет до меня и столько же будет после меня. На сегодняшний день, сложный и тяжелый для нашего Отечества, уже, наверное, нет ни одной семьи, которую бы эта беда не коснулась прямо или косвенно. Везде видны эти потери: брат, отец, муж, сын, друзья, знакомые..."
Виктор Николаев
7-е издание.

Как христианин я признаю и согласен с тем, что каждый человек имеет право на искупление в грехе. Каким бы тяжелым он не был. Ведь даже в Новом Завете нам показан пример истинного смирения – во время Распятия Спасителя именно один из разбойников прозрел в своей греховности, и потому вместе с Господом первым вошел в Царствие Небесное.

Однажды одному перспективному актеру из Европы предложили сыграть роль преступника, которого казнят. Он вначале попросил показать ему, как это выглядит на самом деле. Включив видеокассету, актер не смог досмотреть видеосъемку до конца, и навсегда оставил свою профессию. Свое решение он объяснил так: смерть, как и рождение, человеку сыграть не дано, это вне нашего разума и сил. Все попытки изобразить смерть являются неуклюжими домыслами и личными галлюцинациями, несущими тяжелейшие родовые последствия. Нужно признать, что это один из немногих актеров, сохранивший таким поступком духовный разум и здравие.

Я не думаю, что мы выше мнения Того, в кого мы верим, и кого просим помогать нам в нашей жизни, чтобы кричать «распни его, распни его» бандитам и головорезам, которые сидят в тюрьмах. Но, с другой стороны, помня о том, какие иногда «кадры» оказываются в этих заведениях, кровь начинает кипеть от ярости. Педофилы, насильники и душегубы крайне редко искренне осознают и понимают всю глубину своего падения, и все чаще упиваются делами прошлого, и считают себя сверхлюдьми.

Исполнение приговора производят люди, внешне от нас ничем не отличающиеся. Если сказать образно - это "хирургическое вмешательство", которое исполняют люди особого рода, призванные законом удалить из общества "злокачественную опухоль". Не следует давать никаких уничижительных характеристик людям, имеющих непосредственное отношение к исполнению смертных приговоров. Это наиболее секретная должность в государстве. Очень мудро, что она тщательно сокрыта от глаз нездорового любопытства. Эта служба своей тайны не раскроет никогда. Давайте только представим: вдруг мы узнаем, что наш отец, сосед или человек в нашем подъезде является исполнителем... Последствия будут ужасающие - и для нас, и для него.

И к таким «кандидатам» в стан Падшего Ангела у меня очень негативные эмоции. Да, это плохо с точки зрения христианина. Я даже не отрицаю этого. Но все человеческое во мне кипит от гнева, и желает им только того, чтобы они осознали и прочувствовали ту боль, которую они причинили своим жертвам и своим близким. А потом я готов посмотреть в их глаза. И услышать как они будут рассуждать про «свою правоту». Таким недолюдям действительно не место среди нас.

И к ним можно и нужно применять высшую меру наказания – казнь.

Братья и сестры, мы подошли непосредственно к самой сложной теме в мире - к теме смертной казни. Мера наказания во все времена всегда не устраивала ни одну из имевших к этому отношение сторон - ни потерпевших, ни пострадавших. Главная тяжесть смертной казни - в ее ожидании. Расстрел отличается от ада тем, что он происходит, как физическая кара довольно быстро и один раз. В аду же казнят вечно.

С остальными можно и нужно работать и разговаривать. Просвещать, давать шанс исправиться, и наблюдать за тем, как меняется человек. Понимает ли он тяжесть содеянного поступка, или только играет социальную роль ради того, чтобы его выпустили досрочно за примерное поведение.

Автор показывает нам образ заключенных с немного иного ракурса. И как он сам же правильно пишет – в задачу его работы не входило мнимое оправдание тех, кто искупляет свои грехи. Он просто хотел показать насколько тонкой и едва заметной может оказаться тропинка, на которой может оказаться практически каждый человек нашей Родины. И что это не повод сразу становиться саддукеем, обличающим отступившего брата вместо того, чтобы протянуть ему руку помощи.

По тому, какова культура, судят о здоровье нации и государственного руководства. Слабость власти и заключается в том, что показ греха разрешен Законом, а затем граждан, особенно молодежь, увидевших это зло и повторивших его в реальности, этим же Законом и судят. Значит, нужно менять законы и судить не только совершившего преступление, а и того, кто спровоцировал человека на преступное деяние.

Герои книги не пытаются отрицать свою вину, они честны в исповеди перед священнослужителями и автором этого труда, они понимают причину своего нахождения в тюрьме. И действительно несут эту ношу, а не пытаются сетовать на несправедливость судьбы или Системы. Но, если быть совсем уже честным, то ряд историй вызвали у меня неоднозначную реакцию, а в одном происшествии мужчина и вовсе добровольно взял на себя обвинения сожительницы, чтобы оказаться брошенным ей сразу после вынесения приговора.

К таланту относится и культура. Кино, театр, литература и т.д. То что в ней творится сегодня можно назвать "скрещиванием" греха. От этого рождается духовная дрянь. В сегодняшней культуре в подавляющих случаях "из одного металла льют медаль за бред, медаль за блуд". Фильмы о вреде греха показывают так, что грешить хочется еще больше. После просмотра телепередач и чтения литературы невольно появляется мысль, что в наше время быть воспитанным человеком просто неприлично.

Так что судьба у этих людей тяжела даже не потому, что они находятся в тюрьме. А потому, что кроме наказания в виде заточения на них давит общественное мнение. Как часто мы морщимся при упоминании о том, что кто-то сидел в тюрьме? Как часто люди начинают мыслить стереотипами вместо того, чтобы разобраться в причинах этой драмы в жизни собеседника? Уверен, что так делают немногие, ведь осудить и отвернуться куда проще.

Каждому человеку при рождении дается талант. И когда приходит его "час икс", он за этот талант отчитывается. Кто-то говорит: "Боже, я возвращаю тебе этот талант крепкими здоровыми детьми и внуками..." Другой возвращает воинский талант званием Героя России за спасение людей и Отечества. Третий стал священником и покрестил сотни человек. Четвертый возвратил талант званием простого участкового милиционера, закрывшего собой своего подчиненного сержанта милиции в схватке с бандитами.

У работы есть четкая идея, которую автор постоянно показывается в каждой главе, и в каждой истории. И в основе идеи лежит милосердие. К заключенным, к сиротам, и вообще ко всем, кто выбивается из привычных стандартов общества. Как часто люди жертвуют ближними своими ради страха быть отвергнутыми системой? Потерять условный комфорт, в котором они живут здесь и сейчас? Повторюсь, что некоторые истории очень доходчиво показывают и доказывают насколько легко и просто оказаться за решеткой. Достаточно просто перейти дорогу не тому человеку, и уже через несколько дней судья выносит вердикт, и человек едет на «новую Родину», где ему предстоит прожить достаточно долгий промежуток времени.

«Из рода в род» - пронзительная работа.

Все, о чем мы сейчас говорим, напрямую касается семьи. Семья - это микрогосударство, и ее духовное здоровье, а вследствие этого и физическое, является делом государственной важности. Но прогрессирующий духовный терроризм, вываливающийся из всех видов источников, всерьез изматывает ее, порой вплоть до уничтожения. Если из семьи уходит отец - это трагедия. Если мать - катастрофа.

В некотором роде это даже крик о помощи. Мольба пробудиться и задуматься не только о материальном благе, но и подумать о духовных началах. Особенно тем, кто называет себя православным человеком, христианином, или просто утверждает, что верит в Бога. Если в сердце действительно есть огонь веры, если это не просто слова, то должны быть и деяния. Ведь именно по ним другие поймут, что мы действительно ученики Спасителя, а не очередные фарисеи, ослепленные собственной гордостью.

И с этим призывом я не могу не согласиться.

И вообще о женах. О женах заключенных. Они нередко переносят такие духовные потрясения, которые мужчинам выдержать или сложно или невозможно. Впечатляюще прозвучала фраза из уст одной уставшей от невзгод женщины, оглушенной приговором мужу о пожизненном заключении: "Он сидеть будет вечно, а я буду вечно его ждать. Любого. И вы люди не судите меня и примите такой".

Страшно осознание того, что никто не защищен от слепой фортуны, и что по клевете или худому помышлению мои близкие (а то и я сам) могут оказаться за решеткой.

Поэтому, я хочу сказать автору большое спасибо за его работу. Она действительно заставила меня посмотреть немного иначе на эту тему, которая оказалась достаточно болезненной для восприятия. На истину не претендую, друзья, а просто делюсь своими впечатлениями. Возможно, что вы останетесь равнодушными после прочтения. Такое тоже может быть. Пока не попробуете, не узнаете, не так ли ? : )

Так что позвольте пожелать вам приятного чтения!

 

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий