Опубликовано 7 Апрель, 2021 - 20:39

  • Опыт использования:
    месяц или более

Всех приветствую!

Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth - или "Зов Ктулху: Тёмные уголки Земли", - игра, сделанная по мотивам произведений Говарда Ф. Лавкрафта, выпущенная в далёком 2006 году, так и не стала игрой-сенсацией, и сейчас о ней вообще мало кто знает.

Заставка
Я вышла на неё в прошлом году. Сыграв в "Тонущий город", игру, на создание которой разработчиков также вдохновило творчество Лавкрафта, я в тематическом паблике по городу не единожды наталкивалась на упоминание игры "Зов Ктулху". Сначала мне оно ничего не говорило, а потом мне стало скучно, и я искала для себя новые игры.

Но вот, в чём загвоздка: мне поисковик упорно выдавал две игры с названием "Зов Ктулху". О какой из них говорили подписчики группы? Я сделала ставку на ту, что посвежее - на игру "Зов Ктулху" 2018 года. Почему-то принято считать, что это ремейк Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth. Я как раз так поначалу и думала, но нет же! Ребята, это не ремейк! Это совершенно разные игры! Между ними общего только название и тот факт, что и там, и там вдохновлялись произведениями Лавкрафта.

Изучив игру 2018 года, я решила перекинуться на "оригинал", то есть на игру 2006 года. И вот тогда я впервые узнала, что такое настоящие баги. Говорите, в "Киберпанке" баги? Сыграйте в "Зов Ктулху" и тогда поймёте, что такое настоящая боль! Баги "Киберпанка" - это нет ничто в сравнении с тем, какие сюрпризы подкидывает "Зов Ктулху" в самые неожиданные моменты. Об этом поподробнее я расскажу немного позднее.

Здесь всё и началось
Отзыв без спойлеров к основному сюжету; все скриншоты сделаны мной - некоторые из них крупные, некоторые мелкие - во время игры мне приходилось регулярно менять разрешение экрана. Это был один из способов обхождения некоторых багов.

Какая-то чертовщина
Игру я не стала приобретать в Стиме, а скачала современный репак. И дело вовсе не в том, что мне до слёз жалко 200-300 рублей, вовсе нет. Компания-разработчик выпустила в свет фактически сырую игру с кучей ошибок, но так и не исправила их. И больше уже никогда не исправит, потому что Headfirst Production, разработчик, обанкротился. Хотя ещё на стадии работы над игрой, если верить статьям в интернете, миру обещали уже вторую часть "Зова Ктулху".

Я никого не призываю обходить лицензионку стороной, просто будьте готовы к многочисленным багам и глюкам. Чем в этом плане хороши репакеры - часть из всех имеющихся багов они убирали своими силами. Так что для меня выбор был очевиден.

****************

СЮЖЕТ

Частный детектив Джек Уолтерс получает задание расследовать обстоятельства ограбления продуктового магазина и разгадать загадку исчезновения управляющего магазинов. Вроде, звучит неплохо. Но чтобы приступить к делу, Джек придётся совершить путешествие к месту преступления - а оно расположено в Иннсмауте. Рыбацком городке с малочисленным населением.

Город встречает Джека крайне неприветливо, если не сказать что враждебно. Унылые улочки и угрюмые жители, не желающие идти на контакт, тайны на каждом шагу и дело, которое оказывается не таким простым, - да уж, эта поездка обещает быть весёлой.

Но чем больше Джек погружается в тайны преступления, чем больше понимает, что... что он ввязывается во что-то такое, во что ему ввязываться совсем нельзя. Нужно убираться из этого чёртова города и как можно скорее!

Но у судьбы, как всегда, свои планы...

Что тут скажешь: не самый оригинальный сюжет. Мы приехали в маленький незнакомый город, а он нам с первого дня начал показывать острые зубки - знакомо ведь? И оттого не очень интригующе. Но в индустрии игр всё устроено так, что упор делается не на оригинальности сюжета, а на захватывающие ощущения по части его познания.

Хотя есть такие игры, где скучно всё: и сюжет, и его познание. Яркий тому пример: первый Outlast, который стал примитивными догонялками, а не эталоном настоящего хоррора. Знаю, что не все тут со мной согласны, но что поделать - сколько людей, столько и мнений.

Разыскивается
"Зов Ктулху", кстати, неплохой хоррор (в разы лучше, чем Outlast). Напряжённая атмосфера, улицы, где тебе каждый враг, извечный вопрос "а что ждёт меня вперед?" и следующий за ним: "а хватит ли мне патронов?" И бесконечные видения главного героя.

А вы знаете, что такое безумие?
Сюжет строится так, как задумано разработчиками, свободы у игрока нет, финальной развилки тоже - играйте и вникайте, погружайтесь в безумие, столкнитесь нос к носу со своими страхами, почувствуйте себя врагом народа номер один, докопайтесь до тайн, что так тщательно охраняет город.

Мужик, ты меня пугаешь!
Я бы ещё в качестве минуса отметила многочисленные вопросы, которые у меня возникли после пролога, но... Но не будем уходить в спойлеры.

*********************

ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС

В "Зове Ктулху", игре, выпущенной пятнадцать лет назад, на редкость добротный геймплей. Снимаю шляпу - не каждая современная игра может таким похвастаться, что уж тут говорить про игры 2006 года.

Нас ждёт управление от первого лица. Стандартные клавиши движения, стрельбы, прыжков и бесшумного передвижения, которые игровым меню заданы по умолчанию, но всегда и всё можно переназначить. Для новичков: активных клавиш самый минимум, не запутаетесь, привыкните быстро.

Перед началом новой игры нужно будет выбрать уровень сложности. Я себя великим игроком всея Руси не считаю, так что для первого прохождения выбрала самый примитивный - бойскаут. Чисто чтобы понять, что к чему, привыкнуть к управлению, к ритму игры и к сложности самих врагов.

Уровни сложности
Одна из особенностей игры состоит в том, что перед вами на экране... исключительно мир глазами главного героя. У вас не будет карт. У вас не будет никаких маячков-подсказок. У вас не будет значка прицела во время стрельбы. У вас не будет абсолютно ничего, чтобы хоть как-то облегчить вам задачи!

Прислушивайтесь к тому, что говорит сам Джек. Иногда вы можете нажать на взаимодействие с каким-нибудь предметом, и Джек прокомментирует, что перед ним стоит такая-то задача и нечего терять время.

Головоломки - как много в этом слове. Хотите ощутить, как ваш мозг высушен до хруста? Хотите настоящего испытания своего интеллекта и внимательности? Играйте в "Зов Ктулху" - там вас ждёт просто уйма всяких разных загадок. Начиная от примитивных найди подсказки и угадай код к сейфу...

...до одолей финального босса, который хоть и не атакует тебя, но сидит в надёжном укрытии - найди способ до него добраться, иначе дальнейшей дороги для тебя нет. На этой стадии я, кстати, долго-долго промучившись, решила сдаться и залезть в интернет, ибо все мои идеи просто иссякли. Догадаться там нереально, если только каждый день по нескольку часов мучиться-мучиться-мучиться... И так до победного конца, пока не отыщите тот самый верно задуманный разработчиками путь.

Думаю, играй я в эту игру, будучи ребёнком, для меня бы проблем не было. Головоломка? И ладно. Будем мучиться и пробовать все варианты, погибать и начинать с нуля, ругаться на разработчиков, но продолжать искать. И так решим головоломку. Ну а сейчас мучиться хочется уже меньше Smile

В начале игры вас будут ждать подсказки, но их можно отключить. Я этого в первый раз делать не стала - и узнала много полезного. Например, то, что самолечением при серьёзных ранениях заниматься надо сразу же, а не ждать, когда полегчает, чтобы лишний раз сэкономить медикаменты.

Здоровье восстанавливается только при использовании содержимого аптечки.

Собирайте аптечки
Имейте в виду: процесс самолечения требует времени. Это не "Киберпанк", где прямо во время стрельбы можно быстро пустить в ход инжектор. Если у вас активная перестрелка, придётся найти укрытие, куда враги точно не смогут пробраться.

В специальном игровом меню можно наглядно увидеть, какие ранения получил Джейк. Там же можно посмотреть весь имеющийся инвентарь (и определить по нему же свою текущую задачу).

Урон Джейк получает самый разный и лечится он соответствующими медикаментами. Бинты пригодны для несерьёзного ранения, шина помогает при переломах, шовная нить жизненно необходима при глубоких ранах, антидот нужен, если вас не посчастливилось столкнуться с ядовитыми существами.

Если вовремя не залатать серьёзные раны, Джейк умрёт от кровопотери, и игра будет закончена.

Есть вариант использовать имеющийся в инвентаре морфий - он на время заблокирует боль, но и тут есть свои минусы.

Большим разнообразием оружия эта игра похвастаться не может: пистолет, револьвер, двустволка, винтовка и автомат. Ближе к концу игры вам в руки попадёт энергетическое оружие. Точки прицеливания и счётчика патронов тут нет, отслеживаем весь имеющийся боезапас по личному инвентарю.

Для меня было странным, что с побеждённых врагов нельзя, как в других играх, собирать трофеи. Как только вы убиваете противника, его труп (а с ним и всё имеющееся оружие) тут же исчезают. Патроны на вес золота - не ленитесь обыскивать все помещения на локации. Не завалялась ли где обойма?

Драгоценный боезапас
Очень не хватало в этой игре взрывных устройств. Была только парочка динамитных шашек, но и те предназначались совсем не для сражения с монстрами. В качестве оружия ещё можно было использовать монтировку, нож и приклад огнестрельного оружия.

Опасность подстерегает на каждом углу
Перед заходом на вражеские территории нелишним будет перезарядить всё имеющееся оружие. Щелчок пустой обоймы - это последнее, что хочется слышать во время сражения.

К медикаментам, по примеру "Тонущего города", я бы лично ещё добавила нейролептик. Дело в том, что Джек постоянно впадает в состояние паники - в такие моменты изображение на экране плывёт и дёргается. А в панику Джек впадает очень часто: когда видит монстров, призраков, изуродованные трупы, тревожные знаки на полу и стенах. И очень часто - он высоты, которую Джек терпеть не может. Нечто похожее было в игре 2018 года - там главный герой панически боялся замкнутых пространств. Здесь же герой акрофоб.

Акрофобия
А с высотой нам придётся дружить, если мы хотим выжить.

Панику не унять никакими медикаментами - когда уровень психологического здоровья достигнет критической отметки, игра будет окончена. Как этот уровень определить? Никак. Чисто на глаз. Чтобы прийти в норму, достаточно просто не смотреть на тревожные картины. Если передвигаетесь на высоте по карнизу, остановитесь, переведите взгляд на небо. Сердцебиение и дыхание придут в норму, картинка перестанет плыть - можно идти дальше.

Элементы стелса я тоже оценила, правда, для меня странным остаётся тот факт, что у врагов начисто отсутствует периферийное зрение. В некоторых миссиях есть даже специальные отвлекающие манёвры, чтобы очистить себе территорию от врагов. Но большую часть игры придётся подбирать удачный момент, когда лучше всего двигаться дальше - внимательно изучайте маршруты врагов, где они проходят и на какое время останавливаются в той или иной точке.

Один из самых напряжённых моментов игры - побег из отеля. Напоминает многим знакомый Аутласт. Полусонный герой окажется застигнутым врагами врасплох. Ничего не останется делать, кроме как бежать, не забывая закрывать за собой двери на щеколду или загораживая их комодами, - это нужно для того, чтоб выиграть себе дополнительное время.

Бежать и прятаться придётся большую часть игры, потому что оружие в руках у нас будет далеко не всегда.

Сохранять игру можно лишь возле специальных меток на локациях. Это либо метка в виде звезды, либо в виде пылающего глаза.

Метка сохранения
Иногда путь между метками приличный - за него придётся перестрелять с дюжину врагов и чудом уцелеть при столкновении с каким-нибудь сюжетным боссом. Будьте бдительны! Пока вы не добрались до очередной метки и не выбрали нужный слот сохранения, ваш выход из игры аннулирует пройденный этап.

В подводном городе красиво

Будьте аккуратны с животными этого мира. Крабы тут водятся ядовитые, а красивые морские звёзды имеют привычку прилетать прямо в лицо и жалить!

Смертоносные морские звёзды
*********************

БАГИ

Ну а теперь самое интересное. Баги. То, чему посвящена большая часть всех имеющихся форумов по CoC: в них обсуждается не сюжет, не персонажи, не геймплей, а то, как же победить баги. А их ждёт... целая сотня. Каких? А тут кому как повезёт.

Первые разы меня встретил баг ещё в прологе - передо мной стояла задача пройти в дальний угол комнаты и открыть люк.

Баг пролога
Но всякий раз, когда я подходила к люку, картинка на экране замирала и меня выбрасывало на рабочий стол. Я скачивала другой репак, но и там меня ждало ровно то же самое. Некоторые форумы также писали про этот баг, кто-то приводил рецепт лечения, но мне ничего не помогало. А потом баг сам собой исчез, когда я, спустя время, в тысячный раз установила игру и снова решила попытать счастья.

У очень многих всплывают баги во время передвигания мебели. Мне всякий раз помогал метод становиться к шкафу/комоду боком, приседать на корточки и таким вот макаром двигать. Во всех остальных случаях наступало ровно то же, что и в прологе возле люка.

Знаменитый баг: с корабельной пушки смотреть в прицел и стрелять по врагам на острове, но почти у всех игроков это становится невыполнимой задачей, потому что... в окне прицела врагов просто нет!

Способов обойти этот баг несколько: заядлые фанаты делятся специальным патчем, который надо перенести в корневую папку игры - и тогда всё прекрасно лечится; кто-то из игроков разместил в сети скриншот момента, где смотришь в прицел пушки, и через Пэинт отметил на нём местоположение всех врагов - можно стрелять интуитивно, и для кого-то этот способ оказывается рабочим. Кто-то поступает проще: не мучается и скачивает из интернета сохранёнку. Мне же, пожалуй, повезло: тот репак, что стоял у меня, был устроен таким образом, что любой выстрел из пушки засчитывался как верное попадание в цель. Врагов я, конечно, тоже, как и все не видела, из пушки стреляла считай, что пальцем в небо (я даже не пользовалась скриншотом с отметкой расположения всех врагов). Прокатывало, потому что дальше шла сюжетная кат-сцена.

Дагон
Другой знаменитый баг: уже в самом финале, где у большинства игроков в одном месте на героя обрушиваются булыжники, и он, соответственно, погибает. Хвала небесам, меня этот баг каким-то чудом обошёл стороной. Зато там же, в финале вылез другой, но я сильно вдаваться в подробности не буду, а то возможны спойлеры. Сколько я матерных высказываний читала на форумах - не передать словами. Некоторые склонны считать, что это и не баг вовсе, но я всё же верю в это с трудом - почему у меня тогда ни разу такой подлянки не было с моими-то кривыми пальцами?

Я во время игры встретила ещё несколько специфичных ошибок скрипта, магия форума мне не помогала - редко кто сталкивался с похожими проблемами, вариантов решения не приводилось. В ход шли собственные способы обхода, какие-то помогали, какие-то нет - я только что с бубном вокруг компьютера не плясала.

Один из боссов
В один из вечеров, когда я проходила игру по новому кругу, на середине сюжета меня встретил баг, который я никогда не видела до этого: нужный мне по сюжету персонаж просто исчез. И всё. Дальнейшая игра стала для меня невозможной. Интернет мне помочь ничем не смог.

Если верить форумам, то вот универсальные рецепты для преждевременного лечения багов:

  • не ставить слишком большое разрешение экрана;
  • убрать сглаживание в настройках графики;
  • не пропускать диалоги и кат-сцены;
  • ставить АНГЛИЙСКУЮ озвучку с русскими субтитрами - не ставить русский дубляж!

У меня как раз так и стояло, я вообще больше люблю оригинальный язык с русским меню и субтитрами. Дубляж "Зова Ктулху" по достоинству оценить не смогла, сменила всё после первых пяти минут игры - по-моему актёры озвучивания слишком переигрывают и не совсем точно передают настроение и эмоции героев.

Этот хозяин отеля какой-то жуткий
Баги в этой игре - они как Гэндальф. Так и говорят игроку:

ТЫ НЕ ПРОЙДЁШЬ!!!😈

Ну как, есть ещё желание ругать "Киберпанк" за его баги графики? У меня теперь нет. Я познала, что такое настоящее безумие - Боже, у меня после каждой главы в этой игре голова разрывалась на куски от напряжения.

В каком-то смысле это было даже интересно. Мне словно бросили вызов. Баги в этой игре серьёзные, и не у каждого игрока хватит нервов с ними бороться. Я же хотела завершить игру... больше для "галочки", чем от огромного желания непременно знать, что будет дальше.

Но тем не менее, добротный геймплей и интересное выстраивание сюжетной линии - достаточный стимул для того, чтобы бороться над багами и играть дальше.

********************

ПЕРСОНАЖИ

Я ограничусь лишь характеристикой главного персонажа. Всех остальных вы при желании сами можете увидеть, когда будете играть, ну или когда решите посмотреть чей-нибудь стрим.

Джек Уолтерс - частный детектив.

В прологе нам показывают события, когда ему дают задание выступить в качестве группы подмоги во время нападения полицейских на дом, населяемом культистами. Во время этого нападения Джек обнаруживает в доме нечто очень странное. Жуткая находка повреждает разум детектива, и на шесть долгих лет он отправляется в клинику для душевнобольных.

Когда Джек выписывается, с ним связывается заказчик и даёт поручение отправиться в Иннсмаут.

О Джеке вообще мало что известно: его семья, друзья, род занятий в свободное время.

*******************

ГРАФИКА

По скриншотам видно, какого года графика - предметы окружения "ломаные", сделанные достаточно примитивно. Но, поверьте, это не главное. Простота графики быстро теряется из виду, когда вас захватывает очередная головоломка.

Золотишко
В плане локаций разработчики позаботились на славу: где только нам не придётся продираться. По мрачным улочкам неприветливого города, по территории пустующего завода, по подводным пещерам, на большом корабле. Будет, на что посмотреть!

Некоторые локации завораживают
Тона подобраны, преимущественно, мрачные, но в моей памяти игра остаётся как игра с колоритными сценами с массой локаций.

Возможно, у кого-то зацепится взгляд за анимацию лиц других персонажей. Во время беседы она у всех одинаковая: персонаж активно шевелит губами и смотрит из стороны в сторону. Но это чисто придирки, не думаю, что они имеют большую важность.

*******************

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Ну что же, наконец я смогла сыграть (и даже не один раз) в "Зов Ктулху" - первоначально с мыслью, что это та самая игра, на которую в 2018 году сделали ремейк. Но оказалось, что нет. Какая из игр лучше? Да никакая. Это две совершенно разные игры и обе мне полюбились особенно сильно.

Красоты подводного города
В виде острых ощущений я тут получила напряжённые игры в прятки и догонялки, перестрелки, где было тяжеловато заниматься самолечением и перезарядкой оружия, и... борьбой с чёртовыми багами.

Мой МЧ сказал: "Вау, акула с четырьмя сиськами!"
Кому рекомендую? В первую очередь игрокам, которых не смутишь графикой 2000-х. Знаю просто, что кому-то графика принципиальна - такое бывает, и нечего людей оскорблять (да, автор другого отзыва в этой ветке, я про тебя говорю).

Не все в Иннсмауте к нам враждебны
Если вы любите игры, где нужно основательно напрячь мозги и потратить не один час, разгадывая головоломку, или спасаясь от орды врагов - "Зов Ктулху" как раз для вас! Правда, для вас это будет игра на один раз - повторно, зная ответы наперёд, проходить будет не так интересно.

Зато атмосферу этой игры переоценить трудно. Ради неё имеет смысл возвращаться к игре снова.

Минусы игры:

  • баги - благо они лечатся (по большей части), ну или на худой конец можно из интернета скачать файлы сохранения;
  • малоизвестная игра;
  • плохо раскрыли главного героя.

Плюсы игры:

  • неплохая даже для 2006 года графика, обилие локаций и множество красок впечатляет;
  • головоломки как отдельный вид искусства (и заодно попоболи);
  • интересное развитие сюжета;
  • масса напряжённых моментов;
  • удачное смешение жанров детектив, шутер и survival хоррор с элементами стелса;
  • получение разного урона - а это выглядит гораздо логичнее, чем уровень хэпэ в процентах;
  • великолепная атмосфера, поддерживаемая вспышками безумия главного героя, удачным музыкальным сопровождением и общим настроением в городе Иннсмаут.

Что. Ты. Такое???
Плюсы значительно перевешивают, так что твёрдой рукой ставлю игре пять звёзд. Все мои мучения и древние ритуалы для устранения багов определённо того стоили. Честно, мне стыдно, что я так и не познакомилась с творчеством Лавкрафта - пытаюсь это сделать ещё со времён игры "The Sinking city".

"Зов Ктулху" рекомендую, но помните о багах.

Достоинства
  • Атмосферно
  • Напряжённость
  • Отличный геймплей
  • Хорошее звуковое сопровождение
Недостатки
  • Баги
  • Не раскрыли Джека
olya_konstрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
07.04.2021
Офигенная игра Laughing out loud
08.04.2021
О да Big smile
07.04.2021
По отзыву игра хорошая, но меня пугают скрины😁😁😁
08.04.2021
Да там ничего страшного)
07.04.2021
Одна из любимых моих компьютерных игр) Если не самая любимая. Очень сильно опирается на произведения Лавкрафта - даже не знаю, можно ли в полной мере оценить сюжет, если до прохождения не прочесть, в частности, «Тень над Иннсмаутом», «Дагона», «Крыс в стенах». Баги бесят, на сто процентов согласна! Мне, правда, повезло столкнуться только с одним - на корабле, где нужно стрелять в магов - но и его хватило, чтобы дойти до белого каления. Отзыв в черновиках висит практически с момента регистрации на Айреке, но вот уже больше двух лет никак не могу подступиться к нему. Ваш с удовольствием прочла, захотела перепройти игру заново)
08.04.2021
Я знаю; порываюсь начать знакомство с Лавкрафтом ещё со времён "The Sinking city".
Багов у меня было прилично, дальше уже никаких сил не осталось бороться с ними. Понадобился срочный перерыв.
08.04.2021
Не играла Smile
Другие отзывы
Смотрите также