....сайт проекта "Семейное образование". Это проект Игоря и Валентины Чапковских. Супруги Чапковские были одними из первых семей-практиков домашнего образования. Игорь Чапковский стал учить своих детей дома еще в 80-х годах, а когда в российском законодательстве появилась соответствующая нормативная база, начал передавать свой успешный опыт другим родителям. Что это за проект в целом?
Это сайт для ответственных родителей, берущих образование детей в свои руки. Рассматриваются вопросы, что такое домашнее обучение? что такое экстернат? Объясняется, чем они отличаются от семейного образования. Наш проект дает возможность общаться, задавать вопросы и обмениваться информацией родителям из разных регионов России. На форуме сайта, а также в письмах родителей-практики рассказывают авторам проекта, что и как получалось у них. Их мнения и опыт, родительские истории, взятые из писем, вдохновляют сомневающихся. Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.
Сайт "Семейного образования" я нашла в 2013 году, когда так устала от школьного маразма, что хотелось переехать из страны вообще. С того времени интерфейс ресурса не изменился, а вот нормативная база, новости и полезные материалы регулярно добавляются. Сайт простой, даже элементарный, зато все понятно.
Основные моменты отражены полностью, есть ответы на самые больные вопросы.
Кстати, большую часть полезной практической информации я узнавала именно из вопросов-ответов. И еще с форума. Он живой, не очень активный, но на все вопросы всегда можно получить ответ.
Чтобы не путать вас скажу, что система образования РФ предусматривает очную, очно-заочную и заочную формы обучения в школе и семейное и самообразование вне школы. Все детали прописаны в законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Для модераторов поясню, что семейное образование - это не уникальная, поддельная или самодельная услуга, а государственный режим обучения. Такой же, как дистанционный.
И не путайте семейное образование с домашним обучением, когда ребенок по медицинским показаниям не может ходить в школу и к нему ходят домой учителя. В семейном образовании за качество обучения ответственность несут только родители. Хотите репетиторов нанимайте. Хотите сами учите, но ребенок обязан сдать аттестации и закрыть год.
Кстати, об этом на сайте пишут много и часто. И, как правило, на семейное образование отваживаются либо очень ответственные, либо безбашенные родители. К какой категории отношусь я? Скорей к последней, но перед тем как принять такое ответственное решение, я замучила постояльцев форума и прошерстила сайт "Семейного образования" вдоль и поперек. Что из этого вышло? А вот такая история...
ИЗУЧИЛ САЙТ→ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ→РЕЗУЛЬТАТ
Итак, на семейное образование я перевела дочь в 3-м классе. Меня достала нелогичная программа по математике, русскому и иностранному. Достали бесконечные контрольные и тесты на скорость чтения. Было еще много разных факторов, и мы решили, что справимся сами. Пришла к директору, объяснила, написала заявление. Директор меня поотговаривала, но согласилась. Мы были первые такие в школе. Был ли еще кто-то на семейном обучении после нас - не знаю. Пришлось несколько раз встречаться с учителем и завучами, чтобы согласовать даты промежуточных аттестаций. Все это заняло примерно неделю. И на полгода мы забыли про школу.
Режим установили такой: дочь встает в 8 утра, самостоятельно делает задания по математике с прошлого дня, разбирает новую тему. К 9 поднимаюсь я, объясняю новую тему, даю задания, проверяю. Дальше в течении дня она читает литературу, пишет под диктовку диктант, учит словарные слова - в общем берет учебник и сама его изучает. Оговорюсь, что работаю дома, поэтому время на ребенка всегда было.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ, О КОТОРЫХ МАЛО НАПИСАНО НА САЙТЕ
Дико раздражало, что дочь не понимает мои объяснения по математике и со второго и с третьего раза. Что она из раза в раз делает одни и те же ошибки в русском языке. И это раздражение после каждого занятия переносилось на обыденную жизнь, никак не связанную с учебой.
Объяснить новую тему было совсем не сложно. Проверить задания тоже. Сложно было разделить учебу и дом, не злиться на ребенка в обед и в ужин за то, что перед завтраком она нещадно тупила со сложением и вычитанием. И это самый главный, самый жирный минус именно нашего опыта семейного образования.
Мама-гуманитарий уже в пятом классе может споткнуться об алгебру. Я села в лужу с английским в первый же год обучения.. Хорошо, что бабушка у нас педагог-англичанин. Если бы ни она, пришлось бы платить репетитору.
Мне, как интраверту и абсолютно самодостаточному человеку, общение как-то особо и не нужно. Хватает родственников и немногочисленных друзей. А вот дочери не хватало школьного общения, хотя в классе не было ни подруг, ни детей, с которыми бы она дружила. Напротив, жаловалась, что ей не с кем общаться в классе. Ан нет, без них она заскучала, несмотря на кружи и плаванье.
ЧЕМ НАМ ПОМОГ САЙТ И СЕМЕЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОМ
Итоги опыта длинною в год:
Годовые оценки стали лучше. Промежуточные и итоговую аттестации (что-то вроде мини экзаменов по всем предметам) дочь сдала на 4 и 5. Проблема была только с математикой, но тут она и до семейного образования была. Мы ее с места ни туда ни сюда не сдвинули.
По некоторым предметам (окружающий мир, чтение, русский язык) я дала более глубокие и полные знания, чем школьные учебники и иже с ними. Только в рамках семейного образования удалось привить любовь и интерес к чтению. Я плюнула на программу по литературе и сама подобрала ребенку произведения. Именно с того момента она начала читать, и сама с удовольствием читает до сих пор. Много и осознанно.
Я чуть не заработала невроз и заработала бессонницу вкупе с комплексом неполноценности. Поняла, что педагог из меня отвратный. Знать знаю, объяснить могу, даже вполне доходчиво, но жду от ученика слишком многого. Вундеркиндства жду...Слишком жесткая и негибкая я.
За счет выпадения уроков музыки, рисования и технологии у нас была куча свободного времени. Много гуляли, ездили, были абсолютно не привязаны к школьному режиму. Природу изучали в натуре. Вместо уроков труда вязали, вышивали, сажали. Вместо рисования - художественная студия. По всем этим предметам опять-таки получилось дать больше, чем в школьном режиме. При этом ее личного времени, полностью свободного от всего, оставалось больше.
В 4 класс дочь вернулась в школу. Я поняла, что опыт был полезный, но семейное образование - не мое.
Кому рекомендовать? Спокойным уравновешенным мамам младшеклассников ( домохозяйкам), целеустремленным детям и подросткам, которые знают чего хотят и умеют этого добиваться, а также семьям с 2-3 детьми, когда дефицита общения просто не может быть.
Главное - настроить учебный процесс дома. Остальное все регулируется законодательно или на уровне родитель-учитель. И уж в по этому вопросу на сайте полным-полно информации.
Было очень любопытно прочитать о таком смелом эксперименте. Я работаю учителем английского в языковом центре, даже интересно стало как бы я справилась со всеми предметами начальных классов.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, можно ли взять у Вас небольшое интервью, я пишу статью в журнале для мамочек Liberty Magazine на тему "Домашнее обучение. за и против"