Начну с того, что человек с именем и фамилиейКантемир Балагов, мне кажется, уже с рождения запрограммирован стать известным. Его первым успешным фильмом стала"Теснота", а через 2 года выходит"Дылда", которая принесла ему оглушительный успех, а его карьера, как режессера, улетела просто в заоблачные дали.
Итак, "Дылда".
В постере к фильму мне мерещится Тильда Суинтон.
Сюжет фильма построен на том, как две подруги-зенитчицы пытаются вернуться к мирной жизни. Обе девушки травмированы войной, психологически и физически.
В основу фильма легла книга нобелевского лауреата Светланы Алексиевич - "У войны не женское лицо".
Начнем с названия. Само слово "дылда" вызывает у меня ассоциации с чем-то большим, угловатым, неуклюжим, тем что совсем не вписывается в окружающее пространство. И это не про габариты, а про самоощущения. Так и герои, прошедшие через ужасы войны не могут вписаться в обычную жизнь.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова.
О чем рассказывает фильм.
Я читала очень много негативных отзывов на этот фильм. И здесь на Айрекоменд полно критики в адрес этой картины. Анализируя критические замечания, я прихожу к выводу, что ругают в основном потому что затронута тема Великой Отечественной войны. А это всегда риск уйти в крайности. Ведь мы выросли на других фильмах о войне, а тут такое "недостаточно патриотическое" кино. Не нужно относится к этому фильму, как к историческому кино. Это не про очернение великого подвига. Нет. Это как взгляд с другой стороны. Здесь идет разговор о последствиях войны, а не о героизме победы. А еще он о женщинах.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова.
Почему бы режиссёру не снять фильм о других войнах, коих в истории было много? Потому что именно во Второй мировой войне участвовало огромное количество воюющих женщин. Женщина по своей природе дает жизнь, но в течении нескольких лет она окружена смертью. И как это влияет на ее ментальное, физической и биологическое составляющие. Вот об этом фильм.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова.
В нем нет места любви. Есть жалость, есть страдание, отчаяние, но главного чувства нет. Меня, конечно, очень поразило как буднично реагирует мать на смерть своего ребенка. Складывается ощущение какого-то душевного паралича.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова.
Героям постоянно нужно за кого-то цепляться, потому что травмированным душам необходим другой, чтобы опереться на него, как на костыль.
Человека внутри хочу, дитя хочу, чтобы цепляться.
А так как родить возможности нет, подруги и вцепились друг в друга, что дает нам ощущение лесбийской любви. И только вроде бы герои начинают радоваться жизни, как швы, которые остались на душе после войны, начинают расходиться и болеть.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова. Отзывы.
Символизм.
Фильм просто наполнен символизмом. Например, отсутствие детей, как невозможность зарождения новой жизни в искалеченном мире. Символика цвета и света. Интересно показана метафора страха. А метафора женственности и нежности приняла страшную форму смерти, героиня задушила ребенка в объятиях. Просто не смогла разжать руки.
Однорукий солдат изображающий ласточку. Просто потрясающе. А сцена где раненый долго и страшно аплодирует Хозяйке Ленинграда, пока не расходятся швы. Сильно, очень сильно.
Удивительные лингвистические находки.
Я напрасная внутри.
Какая фраза, сколько в ней глубины и смысла!
Посттравматический синдром.
У нас почему-то принято обходить стороной темы постравматического синдрома и этики эвтаназии. Но не в этой картине.
Люди убивали других людей, видели страшные, просто ужасающие картины, это абсолютно точно ломает психику. Многие из нас долго переживают, если им кто-то нахамил в очереди, а тут война. Человек прошедший такое уже никогда не будет прежним. Если только у него нет психопатий, когда нарушена эмоциональная сфера или другие психические нарушения.
Это фильм- попытка визуализировать психологическую травму.
Безусловно, было по разному и кто-то более менее справился с последствиями, а кто-то нет. Вот про тех кто не смог и есть этот фильм.
Фильм "Дылда" Кантемира Балагова.
А теперь о минусах этой картины.
Я это еще заметила в "Тесноте", режиссёр любит использовать цветовой символизм. Всегда это два основных цвета, передающих состояние героев. В "Дылде" это красный и зеленый. Само сочетание этих цветов раздражает глаз и добавляет происходящему неуютность. Я понимаю, что это такой прием. Красный, как ощущение боли, травмы, крови. А зеленый спокойствия, жизни. Но не нужно злоупотреблять этим. В конце фильма эта игра с цветом становится просто невыносимой.
Еще бросается в глаза какая-то приглаженность картинки, выверенность фильма. Даже кровь нам показана в виде аккуратных капель.
А некоторые сцены просто выбиваются из всего остального фильма. Например, сцена секса втроем. Или встреча с родителями жениха. Они, конечно, интересные, но выглядят как-то сюрреалистично.
Из-за этого, мне кажется, фильм просто разваливается на отдельные части.
Итого
Фильм произвел на меня сильное впечатление. Какое-то даже странно-сильное. Тебя как будто самого контузило после этого фильма. Послевкусие сложное и противоречивое. Ты в ступоре, тебе неприятно, ты опустошен и одновременно приходит ощущение пронзительной искренности фильма.
"Дылда"- это сложное высказывание, которое не всем придется по вкусу и немногие смогут понять его, прочувствовать боль за героев. Это картина-конфликт, которая просто сбивает с ног.
Отвратительный фильм, смешивающий с грязью то, что для миллионов свято. Не смогла досмотреть. Зачем такое снимать? В чем смысл? Очернить наших героев, тех великих людей? Везде умудряются уже разврат пихнуть, везде....