Роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" я готова круглосуточно петь дифирамбы и сочинять хвалебные оды. Познакомившись с этим произведением 4 года назад, прониклась неописуемым восторгом - неоднократно перечитывала, открывая для себя новые грани книги, посмотрела замечательную, на мой взгляд, экранизацию от 2005го года (другие, честно говоря, не особенно впечатлили), теперь лелею мечту посетить театральную постановку.
Бытует мнение, что идеальный возраст для прочтения "МиМ" - 13/14/15 лет. Хм... Роман многогранен. Вряд ли подросток сможет в полной мере осознать прочитанное. Если только поверхностно... Да, подростков привлекает мистика, поэтому, с мистической точки зрения, роман, априори, будет интересен. Да и такой колоритный персонаж, как кот Бегемот, вряд ли оставит равнодушным подрастающее поколение...Но...Держу пари, что фрагменты романа Мастера об Иешуа и Пилате подростки будут просто пролистывать. Так же, как и некоторые другие моменты. А ведь структура "Мастера и Маргариты" - роман в романе. Убрать из произведения Булгакова произведение Мастера - всё, потеряется практически весь колорит, пропадёт авторский замысел и одна из главных сюжетных линий! In my shy opinion, знакомиться с этим произведением наиболее уместно после достижения 18 лет, когда розовые сопли и сантименты, если не полностью, то хотя бы частично, "отпускают" человека.
Так сложилось, что мне в руки эта книга попала, как раз-таки, в 18 лет. Старое. советское издание в мягкой обложке...
Меня можно сколь угодно убеждать в том, что Маргарита, якобы, изначально не была сильной женщиной, а сделала её сильной любовь к Мастеру. Чёрт возьми, да она в тот период, когда жила со своим мужем, ощущала себя птицей в клетке! Где уж тут было силу проявлять...Но сам факт того, что она всё же решила быть с Мастером и расстаться с мужем, указывает на её изначальную силу духа. А любовь...Любовь просто научила её всему тому, чему и должно учить это чувство, если оно долготерпит, не превозносит, и т.д., и т.п. Но даже став не просто сильной, а сверхсильной (то есть, ведьмой) она не потеряла своей ЖЕНСКОЙ сущности - попав в одну из квартир, она невольно пугает маленького мальчика. Но, заметив его испуг, останавливается, оставляет свои ведьминские "штучки" и, желая успокоить малыша, рассказывает ему сказку...
"— А ты где, тетя ? — А меня нету, — ответила Маргарита, — я тебе снюсь. … — Ты ложись, — приказала Маргарита, — подложи руку под щеку, а я тебе буду сниться." - всякий раз трогает невероятно...))
Мастер...Он - типичный творческий человек - ранимый, эмоционально нестабильный, подверженный "выгоранию". Как и любой творческой личности, ему важно наличие рядом хотя бы одного человека, находящегося с ним "на одной волне". Как известно, людей, мысли которых были бы созвучны мыслям Мастера, в москве 30х годов не наблюдалось. И тут появляется Маргарита, которая не просто поддерживает и сопереживает, а буквально берёт на себя его боль..."Я тебя вылечу, вылечу...".
Невозможно не упомянуть и о цитатах, практически ушедших в народ...Да-да, о тех самых - про водку и чистый спирт, Аннушку, осетрину первой свежести...Когда произведение расходится на цитаты - это, наверное, один из главных признаков его вечной актуальности.
Иешуа и Иуда. Здесь прощупывается аналогия с Могарычом и Мастером. Один - лукавый - предаёт, другой - кристально чистый и беззащитный - прощает...
Да и характеры других персонажей, в принципе, легко "считываются" и анализируются...Но Воланд...
Какой он, к чёртовой матери, Сатана?!
Да, он наносит визит Могарычу, будто бы желая сказать: "Ну, что, дорогой...Донос, значит, на Мастера состряпал...Дескать, тот пишет о том, чего нет...В Сатану, значит, не веришь...А я, по твоему, кто - Мики Маус?!". И прочтя сцену этого визита, можно и впряь поверить в его сатанинские способности. Однако...
Сатана искушает. Воланд же будто удерживает героев от искушения. А вот товарищи из его свиты очень падки на всяческие соблазны (взять того же Бегемота - ест же постоянно! А чревоугодие - один из страшнейших грехов, на минуточку).
Сатана очерняет людей. Воланд...относится к ним с неким пониманием, снисхождением, даже ОПРАВДЫВАЕТ смертных:
"Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем,напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...".
Сатана смеётся. Зычным таким, дьявольским смехом, будто празднуя победу зла над добром...Вы припоминаете хотя бы один эпизод в романе, где какое-либо действие Воланда сопровождалось бы его смехом? Я - нет. Ведь Воланд против зла. Он же помогает Мастеру и Маргарите обрести покой. Пусть и в другом мире, но ПОКОЙ. Они ведь уже намучились...
Воланд слишком справедлив для того, чтобы быть Сатаной. Он, может быть, и хочет зла, но совершает БЛАГО. В этом противоречии и есть "изюминка" романа. Впрочем, вся наша с вами жизнь - одно большое противоречие. Именно об этом говорит, нет, даже не говорит - кричит нам Михаил Афанасьевич Булгаков со строк своего легендарного романа.
Просто услышьте его. Просто услышьте...