Опубликовано 27 Май, 2022 - 00:11

  • Опыт использования:
    год или более

Strife от небезызвестной Rogue Entertainment выглядел запоздалым путником среди новинок игровой индустрии, блиставших яркими, полностью трехмерными обертками. При разработке этого экшена с элементами RPG старый движок Doom Engine был основательно модифицирован: добавлена возможность прыжка, перемещения взгляда и точки прицеливания вверх-вниз, а дизайнеры создали уникальный бесшовный мир вместо привычного набора уровней, однако и этого оказалось недостаточно, чтобы привести визуальную сторону в соответствие с современностью. Применение устаревшего программного движка от Doom в то время, когда ID Software выпустила гораздо более совершенный Quake, а 3D Realms представила широкой публике Duke Nukem 3D на движке Build, оттолкнуло от Strife некоторую часть геймеров.


Вполне вероятно, что ситуацию можно было спасти, добавив в игру сразу же после выхода hires-порт и 3Dfx-патч c моделпаками. Это произошло, но лишь спустя много времени и то благодаря стараниям энтузиастов, а оригинал предлагал лишь псевдотрехмерную VGA-графику с разрешением 320x200 в 256-цветной гамме. Тем не менее колоссальный труд разработчиков не пропал даром. Игровое сообщество оценило Strife по достоинству, хоть и высказало свои замечания. Аудиторию привлекали в игре стиль киберготики и ролевые элементы с диалогами, которых так не хватало трехмерным "стрелялкам" 90-х. В новом мире каменные средневековые замки и крестьянские фахверковые дома самым необычайным образом сочетались с высокими технологиями из будущего: киберимплантами, генной инженерией, энергетическим оружием, робототехникой и электроникой. Другой вопрос, счастливо ли население, подвергаемое генетическим экспериментам и превращаемое в киборгов?


Мое знакомство со Strife состоялось в начале двухтысячных. Ориентировочно был год 2001-й. Очень быстро тогда устаревали компьютеры и игры, да и вобще любое ПО, железо и гаджеты. Сейчас, например, прогресс движется уже медленнее, да и ценовая политика диктует жесткие условия. Это только в 2022 году могут продаваться втридорога средненькие процессоры 2013-2015 годов, и игры типа WOW, GTA 5 или CS:GO еще не стали ископаемыми.


Раньше дела обстояли совсем иначе: собранный на закате 90-х свежий компьютер на базе P-233 MMX с дорогущим ускорителем 3Dfx всего через три года удалось продать лишь за десятую часть стоимости. При покупке следующего компа (то ли AMD Athlon, то ли P-IV с красивейшей картонкой от Abit Siluro на память) вырученная за предыдущий сумма денег совсем не почувствовалась. С обновлением DirectX до версии 8.0 внезапно оказались в невыгодном положении пользователи карт 3Dfx Voodoo 1-2, так как программы под 8-ю версию не поддерживали данные ускорители без специальных патчей. Напомню, что гонки Colin McRae Rally 2.0 работали в версии DirectX 7.0a, поэтому у них не возникало проблем совместимости с первыми 3Dfx Voodoo, а вот игры под восьмой "Директ" доставляли много хлопот. Приходилось подбирать 3D-патчи под каждое приложение, но помогало не всегда.


Doom на рубеже XX-XXI веков уже считался ископаемым антиквариатом вместе с проектами на его движке: Heretic, Hexen и Strife. Тем не менее стабильная работа в DOS, нетребовательность к железу обеспечили им большую популярность. Strife хорошо бегал даже на забытом под столом IBM PS/2, будучи по силам 386-м и 486-м процессорам. Тем временем технический прогресс успел разбаловать геймеров. У нас ругали только что вышедшую Red Faction за слабую графику, последние квесты от Cryo за картонные лица, Unreal и Half-Life считались старыми игрушками. Пятилетний, да еще и спрайтовый "Страйф" на их фоне оставался далеко позади и потерялся бы совсем, не умей он очаровывать другими качествами.


Игра эта из тех, которые следует сначала распробовать, ибо первый взгляд бывает обманчив. В ней сразу же угадываются растущие руки и ноги Doom, но навскидку может показаться, что уровень детальности стал ниже: цветовая гамма беднее, чем в Doom, спрайты хуже оптимизированы, распадаются на кучу квадратиков при приближении. При всем при этом мир очень богат и разнообразен. Пространство больше, шире и светлее по сравнению с мрачными коридорами Doom. Все здания отличаются уникальным дизайном как снаружи, так и изнутри. Вот городская крепость, вот резиденция губернатора, вот база повстанцев. Главный герой может тихо и мирно постоять у фонтана или заглянуть в таверну, где отдыхают солдаты.


Strife наполнен сюжетными персонажами, которые могут вести себя дружественно, нейтрально либо враждебно. Игрок способен повлиять своими действиями на дальнейшее развитие событий. В том числе оказаться в тупике и не пройти игру.


До какой-то степени присутствует элемент квеста. Недаром разработчики добавили второе название: Quest For The Sigil. "Квестовость" обычно сводится к общению с тем или иным персонажем, выполнению задания и получению вознаграждения или нужного сюжетного предмета. Смотрим предыдущий абзац: главное выбирать правильных людей, чтобы не попасть в ловушку.


Ролевику полагается иметь инвентарь. Герой собирает всевозможные вещи, носит с собой и распоряжается ими в нужный момент. Снаряжение можно покупать в местных лавках. Например, аптечки, необходимые перед очередным боем с многочисленными силами врага.

 

Забавно видеть бородатого оружейника, продающего химзащитные костюмы рядом с латами и кольчугами. Доступна простейшая прокачка умений. Врач умеет устанавливать импланты, повышающие уровень выносливости; оружейный мастер за специальные ваучеры улучшает меткость.


Немного затрону сюжет. Итак, на Землю падает некая "комета", содержащая инопланетные формы жизни. Часть населения погибает от неизвестной болезни, а оставшиеся в живых подвергаются генетическим мутациям. Игра строится на противостоянии двух влиятельных организаций - зловещего Ордена, постепенно превращающего человечество в зомби и киборгов, порабощенных инопланетным разумом, и повстанческого Фронта, который борется за справедливость и свободу людей.


Strife допускает переход игрока на сторону Ордена, завершающийся ложной концовкой, однако же сюжет в целом предлагает слишком мало ответвлений. Не знаю, кому как, а я хотела бы видеть больше альтернатив. Диалоги почти всегда однозначные. Выбрал не тот пункт ответа - и тебя сразу же убивают. Остается только сохраняться перед очередной беседой. Почти все выстроено линейно. Главный герой побеждает боссов, одержимых темной сущностью, и по частям собирает древний артефакт сигил, используемый как ключ и мощное оружие.


Открытость игровых локаций мне понравилась: они плавно соединяются друг с другом одним или несколькими переходами, их можно посещать сколько угодно раз, чтобы доисследовать территорию или забрать вещи.


Музыка и озвучка тоже заслуживают внимания. В плейлисте попадаются весьма оригинальные композиции в стиле техно и диско. А еще любимое мною сочетание электроники с готикой.

 

Ресурсы игры помещены в файл с расширением .wad - наследие Doom. Играя в детстве в Strife я открывала этот пакет в hex-редакторе и ставила покупки за ноль золота, чтобы бесплатно запасаться в лавках броней, аптечками, костюмами, патронами и т.д. Сейчас же прошла весь сюжет по-честному безо всякого читерства: править переменные в готовой программе я давно умею, а в этом смысла нет, если по локациям можно насобирать предметов с избытком, и еще под конец останется неизрасходованное золото. Тысячи две как минимум.

 


Интересной, но слабо реализованной стороной является возможность скрытного прохождения. В отличие от Doom-образных стрелялок Strife предлагает вдумчивый подход к тому, когда и с кем нужно сражаться. Можно не вступать в открытые столкновения с врагом, если избегать систем сигнализации, проникать на охраняемые объекты обходными путями или же переодеваться в нужную униформу. Добиться полной скрытности мешает один неприятный момент. Пауки, роботы и летающие камеры-дроны всегда нападают на игрока, даже когда члены Ордена ведут себя нейтрально, сигнализация выключена и турели молчат. А если робот или дрон открывают огонь, орденская стража тоже не остается в стороне. Хорошая идея использования бесшумного оружия исчерпывает себя при появлении бронепехоты, которую не берут арбалетные стрелы.


Боевка в Strife получилась на любителя. С одной стороны, много видов оружия и боеприпасов. Даже удивительно, как на примитивном движке от Doom разработчики сумели сделать прыгающие гранаты. Огнемет, выстреливающий горючей смесью по дуге. И конечно же, арбалет. С другой стороны, AI просто никакой. Стражников можно перебить в упор бесшумными стрелами на глазах друг у друга, и они не шелохнутся. Но стоит выползти пауку, как вся вражеская армия набрасывается на игрока, несмотря на то, что ее никто не трогал. Некоторые локации охраняют гигантские летающие роботы, которых одолеть труднее, чем самих предводителей Ордена. Эти огромные мехи единственные в игре ваншотят фуллового героя. Даже боссы на такое не способны.


Структура сооружений сложная, многоуровневая, полная разнообразных механизмов, подъемников, лестниц, убирающихся мостов, рычагов, кнопок, компьютерных панелей управления, потайных ходов, телепортов. Дизайн уровней составлен грамотно и сбалансированно. Открывая запертые изнутри ворота или телепортируясь прямо на базу игрок избавляет себя от лишних хождений по уже пройденным территориям.


В настоящее время Strife приобрел вторую популярность. Появилась версия Veteran Edition, которая является полным ремейком классики. Обновленная игра получила динамическое освещение, пакет текстур и моделей высокого разрешения, улучшенное управление мышью (в оригинале вертикальная наводка осуществляется клавишами PageUp и PageDn, что не очень удобно), поддержку современных версий Windows. Я еще не знаю, зайдет ли мне ремейк, а вот старый добрый Strife даже в родном VGA заслуживает внимания.

Достоинства
  • Интересный сюжет
  • Присутствие союзников и нейтральных персонажей
  • Ролевая система
  • Снаряжение и инвентарь
  • Стиль киберготики
  • Хорошая музыка
  • Целостный игровой мир
Недостатки
  • Слабый движок от Doom
Принцесса Югарекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.05.2022
Не пробовал в это играть, но похоже, игра довольно интересная!)
Интересная игра. Жалко что визуал был слабый с самого появления и она не оставила после себя наследников. Если не считать деятельность моддеров.
Не смотрела
27.05.2022
Игра стоит внимания
Смотрите также