Я попала в Музей Фаберже, можно сказать, случайно. У меня было пару часов свободного времени и находилась я, как раз, в пешей доступности от музея. Я давно о нем слышала от друзей и знакомых, читала в интернете, но сходить никак не получалось. Мнения людей о данном музее кардинально отличались, некоторые были в восторге, другим вовсе не понравилось. Я уже давно убедилась в том, что ориентироваться на чужое мнение не стоит, нужно все видеть своими глазами. В общем, решено было сходить, при этом я была совершенно одна, без компании.
Внешне здание не особо примечательное, если сравнивать с другими особняками, но по факту это дворец Нарышкиных-Шуваловых. Находится на берегу Фонтанки, рядом причал с речными корабликами.
Дворец внутри совершенно отличается своего его серого фасада. Он полностью отреставрирован, очень красивый и помпезный.
Хочу отметить, что с порога начинаются сюрпризы. Вы проходите через рамку, охрана осмотрит содержимое вашей сумочки. Я не ожидала, если честно, такого обыска. Ну что поделать, если таков порядок, я не против. Охрана в музее внушительная, мужского пола и крепкого телосложения, это не тетеньки вам Эрмитажные.
В кассе приобрела билет, его стоимость 500 руб. Можно взять аудиогид за 250 или экскурсию за 1000р.
Очереди не было, но на осмотр экспозиции пропускают по 10 человек в строго назначенное время, оно указано в билете, поэтому пришлось подождать в кафе около 10 минут. Во время ожидания посетители смотрят ролики о знаменитых яйцах Фаберже)
Начинается осмотр с парадной лестницы, она невероятно красивая, под ногами идеально чистая красная ковровая дорожка.
Купол над лестницей заслуживает отдельного внимания.
►►►В первом зале серебряные и стальные изделия, я подобные не особенно люблю.
Чаши всякие, подарки в виде кубков. Такого описания, как в Эрмитаже нет.
Экспонаты просто пронумерованы и все. Никаких привычных табличек с указанием того, что это за предмет, кто его сделал, материал и т.д. Это намек на то, что без аудиогида вы можете только осмотреть предметы, не подозревая, что же перед вами находится. Есть стенды с кратким описанием зала и на этом все.
►►►Второй зал – Красная гостинная с чайниками, столовой посудой, опять чаши подарочные, есть настольные часики Фаберже…
Зал красивее первого, лепнина, зеркала, камин огромный, вазы как в Эрмитаже.
►►►В третьем зале – Синей гостиной, самое интересное, это знаменитые яйца Фаберже (их было 52 в императорской коллекции, если я не ошибаюсь).
Я видела их ранее в интернете, много читала о них, но не производили особого впечатления, если честно. Ощущение как от безделушек, не более того. Но в реальности они невероятно красивые. Каждое из них не похоже на другие, все с драгоценными камнями. Эти яйца заказывал император для подарков супруге или матери.
Больше всего мне понравились яйцо-часы Герцогини Мальборо, со змеей. Оно не из императорской коллекции, к слову. Покрыто розовой эмалью, все сияет, змея полностью покрыта бриллиантами, работа очень тонкая. Перфекционизм ювелира в каждой из мелочей, сколько времени потрачено на создание этого шедевра не трудно себе представить. Это яйцо, как и остальные 8, представленные на выставке, было выкуплено из коллекции Форбса. Выполнено в главной мастерской Карла Фаберже в Санкт-Петербурге.
Следующее яйцо – это Орден Святого Георгия, последнее из императорских пасхальных яиц. Оно скромное и изящное, было заказано для подарка матери, вдовствующей императрице. Сюрприз яйца – это открывающиеся фотографии императора и его сына.
Яйцо Лавровое дерево. Заказано императором для подарка матери. Очень необычное, крона дерева из тончайших нефритовых листиков, между которыми видны драгоценные камни. Сверху из-под листиков появляется сюрприз – механическая птичка.
Яйцо «Курочка» очень простое в сравнении с остальными. Это первое яйцо императорской коллекции. Было заказано Фаберже и предназначалось для пасхального подарка супруге императора Александра III. Именно с него началось увлечение царской семьи яйцами, а Фаберже стал придворным ювелиром.
Яйцо-шкатулка «Ренессанс». Оно внутри пустое, как мне известно.
Яйцо к 15 –летию царствования Николая второго с изображениями царской семьи, фрагментами коронации. Портреты очень четкие, в верхней части яйца крупный алмаз, весь сияет и переливается. Сквозь него видно изображение императора.
Хрустальное яйцо «Воскресение». Выставлено как отдельное яйцо, но я читала, есть мнения экспертов, что это сюрприз к яйцу "Ренесанс".
Далее яйцо «Бутон розы» . Яйцо меньше остальных – внутри сюрприз бутон желтой розы. Это подарок императора Николая II императрице.
«Валентинка» я так его назвала. Это не полностью яйцо, а лишь его сюрприз. Яйцо считается утерянным. Валентинка с одной стороны выглядит как сердечки, с другой стороны листья клевера с изображениями императора, супруги и первенца.
«Коронационное» яйцо. Сюрприз яйца – это маленькая карета, которая помещается внутри. Карета копия той, на которой будущая императрица добиралась к месту венчания.
Каретные двери открывается, видно, что внутри. Карета, как по мне, красивее самого яйца, очень качественное исполнение.
К яйцу прилагается коронационная табакерка в тон с инициалами императора.
Яйцо Петушок. Очень красивое и изящное, наверху сюрприз – петух, который выскакивает изнутри. Циферблат в бриллиантах, очень красивый.
Яйцо Ландыши, наверное, самое известное.
Это подарок русского императора супруге, вроде это яйцо было ее самым любимым. Яйцо в розовой эмали, обвито веточками ландыша. Я долго смотрела на него, искала хоть малейшие несовершенства. Ну хоть чуть мог схалтурить ювелир?
Нет, не нашла изъяны, а смотрела внимательно. Ювелир мастерски повторил совершенство природной красоты, а это весьма не просто.
Еще одно яйцо повтор «Курочка Кельха», малиновая эмаль. Внутри сюрприз сама курочка и мини-портрет на мольберте.Это яйцо было заказано Фаберже не императором, а промышленником Кельхом для подарка супруге. На портрете внутри яйца изначально был изображен не цесаревич, а супруга Кельха. К слову, всего у супруги Кельха имелось 6 яиц Фаберже.После развода она их продала.
В завершение еще одно синее яйцо -часы «Шантеклер Кельха». Оно крупнее отстальных яиц.
Отдельная витрина с мини-яйцами – подвесками или кулончиками. Каждое из них можно разглядывать часами.
В общем, яйца шедевральные. Я обязательно пойду на них посмотреть еще раз или два. Уникальные драгоценности такого уровня стоит увидеть. У меня руки постоянно тянулись потрогать это инстинкт , хотелось ощутить предмет в руках, почувствовать его энергетику. Веди эти сокровища держали в руках русские императоры и еще Форбс, как минимум.
►►►В следующем зале, Золотой гостиной, представлены предметы роскоши. Сам зал невероятно красивый, глаз не оторвать.
Под стеклянными колпаками ювелирные изделия, изготовленные домом Фаберже, подарки и личные предметы.
Шкатулочка нефритовая в алмазах
Еще одна
И еще
Портрет в алмазах
Ерунда всякая
Даже мини-стул
зачем он нужен вообщеВазочка с цветком
Мини-ландыши
Следующий зал с личными предметами и ювелирными изделиями
Даже пуговицы Фаберже
Градусник Фаберже
Ювелирные изделия Фаберже, невероятно красивые
Театральные предметы Фаберже
Сумка Фаберже, очки
А также рамочки для фото, часы, шкатулочки и тому подобное.
Зал с иконами
Русская эмаль
Предметов такого плана представлено очень, очень много
Огромная книга президента Франции вроде, извините за мой французский
Я вышла из музея с красными глазами, кровь из глаз от концентрации Фаберже в одном месте, видимо. Хотя изначально думала, что 15 минут хватит, чтобы осмотреть всю экспозицию. Как же я ошибалась. Из минусов хочу отметить, что если о яйцах я еще что-то знала и читала, то вся остальная экспозиция без аудиогида– это загадка за семью печатями. Название яиц можно было хотя бы написать, это элементарно же. Но нет, жадность.
В целом, не жалею, что пошла, билет стоит своих денег, впечатлений полные штаны. Если все представленное - оригиналы, то я вообще молчу…
Вечер напролет я рассказывала мужу обо всем, что увидела. Он устал меня слушать. Всю ночь мне снились яйца Фаберже…