Опубликовано 16 Июль, 2024 - 05:19

Hi! Зимой, много лет назад мы впервые поехали погулять в один из самых уютных городов Ленинградской области, тогда Выборг оставил массу впечатлений и надолго запомнился, в этом году поездку решили повторить, но уже летом. Конечно многое изменилось, что-то стало платным, что-то закрылось, поэтому решила написать отзыв о Выборгском замке отдельно, ведь о городе Выборг я уже рассказывала вот здесь.

Как добраться в Выборге до замка?

Замок, как и полагается, находится среди вод гаваней, поэтому к нему ведет Крепостной мост. Но. На мосту нельзя останавливаться никому, включая общественный транспорт, из-за чего ближайшие автобусные остановки находятся за мостом и на рыночной площади, там останавливаются маршруты № 2, 12, 16, 122, 131, 142 и т.д.

Мы добирались до замка пешком что в прошлый приезд, что в нынешний, пройти километр с лишним от припаркованного авто - проще некуда, тем более, когда гуляешь по красивым улочкам, в хорошую погоду, еще и в отличной компании.

Адрес

1, остров Замковый, Выборг

В цитату выше я добавила точный адрес выборгского замка, на случай, если кто-то ориентируется по навигатору, но вообще, мимо замка крайне сложно пройти, даже если не очень хорошо ориентируешься в городе, а уж если можешь прикинуть, куда иди, то найти достопримечательность очень легко.

Мы посетили замок в выходной день, народу было предостаточно, но не настолько, чтобы совсем уж стоять друг у друга на головах, к тому же, на территории замка столько ходов и проходов, что можно насладиться прогулкой, не ныряя в толпу других посетителей.

Замок в Выборге: часы работы, цена билета

С режимом работы замка всё весьма запутано, поэтому добавляю в цитату информацию с официального сайта:

Вход на Замковый остров открыт ежедневно С 10:00 до 20:00, на вход до 19:30.

Главный музейный корпус с 10.00 до 18.00 Пн, Вт - ВЫХОДНОЙ

Я так понимаю, что на сам остров, где стоит замок, можно зайти в любой день, но главный корпус в определенные дни закрыт, плюс закрыты различные выставочные залы. Мы там были в выходной день, всё было открыто и прекрасно работало, плюс стояли уличные палатки, например кузница, где при посетителях чеканились монеты и даже можно было посмотреть/поучаствовать в процессе.

Вход на территорию замка раньше был бесплатным, я помню, что мы приехали зимой, не было кассы, не было контроля, ничего такого не было, поэтому в этом году мы сильно удивились наличию касс, даже пролетели мимо них сначала, потом вернулись, дабы купить билеты.

Билеты стоят недорого, плюс есть такое понятие, как общий билет, когда оплачиваешь посещение объектов замка, а посещение самого острова и территории замка становится бесплатным.

Вход на Замковый остров — 100 рублей.

При покупке любого билета в музейные объекты (Цейхгауз + Дом Наместника, Главный музейный корпус или «Общий билет»), вход на остров — СВОБОДНЫЙ.

Мы заплатили за 2 взрослых билета 200 руб. (по 100 руб. за билет), плюс нам добавили 2 детских билета за бесплатно (их допечатывают в билет, хотя фактически ничего не платишь). Какие-то еще активности не стали брать, хотели лишь посетить замок, да и в прошлую поездку уже напосещялись. Единственное, что было действительно интересно - показать детям башню Святого Олафа, подняться на нее снова, но она закрыта до 2025-го года на реставрацию.

История

Фото из музея, расположенного в замке

У замка очень интересная история, связанная не с одним государством. Построенный когда-то для охраны и защиты рубежей, он стал музейным комплексом под открытым небом, в который теперь можно попасть, восхитившись самим строением, его улочками, переходами. Но не буду забегать вперед, лучше немного покажу, что о замке в Выборге на острове пишут.

Выборгский замок был основан в 1293 году во время третьего шведского крестового похода. Шведы заложили на острове замок и назвали его Выборгом (в переводе со старошведского — «Святая крепость»).

Только представьте, как давно он был основан. Конечно в те времена замок выглядел иначе, наверняка был построен из другого материала, но каменная стена появилась уже тогда.

Долгие годы Выборгский замок был основной пограничной крепостью Швеции на востоке и административным центром Выборгского лена.

Наивысшего расцвета Выборгский замок достиг в середине XV века, в годы наместничества Карла Кнутссона Бунде, ставшего впоследствии королем Швеции Карлом VIII.

Тогда же он был изменен, перестроен, немного походил на тот Выборгский замок, что мы видим сейчас, но не настолько.

В 1555 году Выборгский замок посетил король Густав I Ваза, лично инспектировавший королевские замки Швеции. Недовольный состоянием укреплений и башен король приказал начать масштабную реконструкцию крепости, мало приспособленной к ведению артиллерийской обороны.

Естественно замок строили, перестраивали, усиливали, улучшали, а потом случилась его осада Петром I. На самом деле, замок очень многое пережил даже после перехода к российским военным. Например в истории сооружения есть своеобразная черная полоса - очень сильный пожар, случившийся пару столетий назад (даже не один).

В 1834 и в 1856 годах в Выборгском замке случились два разрушительных пожара. Особенно тяжелыми были последствия второго: башня Святого Олафа выгорела изнутри, сгорел главный корпус, рухнули перекрытия, обрушились внутренние стены крепости.

Была в этой башне, она внутри просто огромная, необъятная, страшно представить как это всё горело, разрушалось, обваливалось. Еще страшнее представить чего стоило восстановление башни, ведь я поднималась по лестнице.

В годы, когда Выборг входил в состав независимой Финляндии (1918–1940, 1941–1944), в крепости располагался штаб 2-й финской дивизии. 20 июня 1944 года полковник А. Кемппи приказал спустить финский флаг над Выборгским замком. Вечером того же дня советские войска вошли в замок, и над башней Святого Олафа был поднят красный флаг.

С тех пор замок перестал переходить из рук в руки, сейчас он не используется по прямому назначению и вообще является музеем под открытым небом. На острове постоянно что-то ремонтируется, что-то добавляется или убирается, поэтому хочется верить, что замок будет развиваться, улучшаться.

Музей заповедник Выборгский замок, Выборг - моя прогулка "тогда" и "сейчас"

Впервые Выборгский замок Выборга я посетила более 10-ти лет назад зимой. Тогда мне он очень понравился, запомнился на долгие годы, в этом году мы снова поехали в Выборг и снова там побывали. Должна сказать, что за прошедшее время многое изменилось, но кое-что осталось нетронутым, неизменным.

Свою прогулку к достопримечательности мы начали с набережной 30-го Гвардейского Корпуса, откуда открываются самые красивые, на мой взгляд, виды замка. Конечно летом он не так хорошо виден за пышной зеленью, растущей вокруг, но смотрится всё равно восхитительно, плюс видны крепостные стены.

Замок расположен на острове, поэтому к нему можно попасть только через мост - Крепостной мост. Мимо пройти просто невозможно, остается лишь купить билеты внутрь и направиться вот в этот вход (Дом наместника), где контроль проверяет наличие входных билетиков:

Минуя стены Дома наместника, многие сразу же углубляются внутрь замка, но не мы. Зачем идти с потоком людей, создавая пробки, если можно сначала обогнуть замок снаружи, прогулявшись над крепостным валом, где народу куда меньше? Smile

Итак, если сразу после контролеров повернуть в правую сторону, не уходя в сам замок, то можно увидеть могучие стены строения. Это Южная стена и когда мы там были, часть ее была перекрыта кузнецами, занимающимися своим ремеслом, но часть стены можно было рассмотреть.

Мне очень нравится, как она выглядит, как сохранилась до наших дней. Это самые настоящие камни разной величины, это мощь, это впечатляет.

Прогуливаясь дальше, мы обратили внимание на небольшие окна стены. Почему так? Потому что снаружи здесь как будто бы стена, но находясь внутри замка, во внутреннем дворе, понимаешь, что здесь когда-то жили люди в прямом смысле слова, да и исторические очерки говорят об этом же.

В свое время это было главное жилое помещение комплекса, резиденция шведского наместника и его семьи. Также здесь принимали иностранных послов, а с XVI века, когда тут оборудовали королевские покои, в корпусе останавливались и сами шведские правители.

Наверное здорово просыпаться утром, смотреть на водную гладь и дома, которые уже существовали в Выборге. Оттуда очень красивые виды и ниже я их покажу с высоты птичьего полета.

Постепенно обходя замок снаружи, мы вышли к Верхнему двору замка. Именно здесь всегда (что зимой, что летом) проводятся какие-то интерактивы, ходят люди, тут всегда весело и шумно. Было крайне сложно сфотографировать двор без толп народа, но я смогла.

Несколько лет назад я здесь стреляла из лука, поэтому очень удивилась, когда приехав в замок снова, увидела всё тот же интреактив. И каким же было удивление ребенка, когда он узнал, что я тот еще стрелок из лука.

Кроме возможностей попробовать себя в роли "лукострела", можно было послушать шарманщика и, вроде, даже самому покрутить шарманку, ну а мы приостановились недалеко от сцены, дабы насладиться видами на Северную гавань и продолжили свою прогулку уже в сторону Нижнего двора.

В Нижнем дворе всегда кипит жизнь, здесь всегда есть на что посмотреть, но одновременно здесь очень уютно, здорово, каждый раз, когда гуляю, уходить отсюда совершенно не хочется. Детям тут тоже понравилось, поэтому пройдя мимо арсенала, мы дошли до своего рода угла, где в свое время была тюрьма.

Неподалеку можно увидеть (и потрогать) настоящие пушки, с другой стороны стояла телега с деревянными колесами (детям такое, конечно, интересно), а если поднять голову наверх, то можно видеть огромную башню святого Олафа.

Мы прошли весь Нижний двор насквозь и вышли недалеко от входа, где проверяли наши билеты. Казалось бы, на этом прогулку можно было бы закончить, но я точно знала, что мы посмотрели не всё и точно знала, что есть еще один дворик, в который мы почему-то не попали.

Тогда мы решили обойти замок с другой стороны (уйдя влево от входа): здесь с одной стороны от нас шумела вода, а с другой - стояла огромна стена без окон и дверей.

Судя по всему, это строение называется цейхгауз.

Цейхгауз — здание или помещение, где хранились запасы обмундирования, снаряжения, вооружения, провианта и тому подобное (для хранения военных запасов).

Пройдя вперед чуть дальше, можно видеть обратную сторону бывшей тюрьмы, ну а мы постепенно вышли к Верхнему двору с другой стороны, где я нашла еще один узкий проход между домами, который вывел нас туда, куда нужно - в небольшой Внутренний двор замка.

Внутренний двор буквально окружен зданиями, расположенными очень близко друг к другу. Здесь и ремесленный двор (можно пойти и что-нибудь сделать своими руками, как я поняла), и башни, и Винный погреб и даже музей, который мы посещали в свою прошлую поездку.

Тогда, много лет назад, он нас приятно удивил. Внутри буквально пошагово показывали различные моменты истории города Выборг и замка отдельно. У меня остались фотографии макетов, гравюр.

В эту поездку мы туда не пошли, как-то не было острого желания. А вот на башню Олафа я бы с удовольствием поднялась, оно того точно стоит.

Башня названа в честь святого Олафа — одного из самых почитаемых в Скандинавии общехристианских святых. Башня стоит на самой высокой площадке Замкового острова — скалистом уступе. Это самое высокое строение в городе — ее общая высота над уровнем моря со скалой, на которой она стоит, — 75 метров.

Башня просто уникальная, снаружи она выглядит одновременно массивной, огромной, но легкой, парящей из-за своего белого окраса. Как я уже писала, сейчас башня на реставрации и пока в нее попасть невозможно, но в прошлую свою поездку мы не только побывали внутри, но даже поднялись на самый верх - на смотровую площадку.

Как это было?

Внутри, вдоль стен башни были лестницы, шедшие как бы по кругу; чем выше поднимаешься, тем страшнее. Подниматься, к слову, пришлось высоко, но оно того стоило. Наверху была смотровая площадка с металлическими, сетчатыми ограждениями, откуда открывался просто волшебный вид на Выборг с высоты птичьего полета.

Очень круто отсюда смотреть на город, когда уже погулял по его исторической части и можешь узнать достопримечательности, видя их с такой высоты. Думаю, мы еще приедем полюбоваться с башни, когда ее откроют. Smile

В целом, сам Выборг и средневековый замок в нем нам очень понравились. Город чудесен, замок прекрасен, компания у меня собралась отличная, позитивная, время провели замечательно. После Внутреннего двора мы вышли обратно в Верхний двор, оттуда в Нижний и уже к выходу из замка. К машине шли в хорошем настроении, решили что поездка удалась.

Плюсы и минусы

Плюсы

• красиво, интересно;
  • есть музей, разные активности;
  • история.

Минусов я не заметила

Итог: Выборгский замок (Выборг, Ленинградская область) очень понравился. В нем можно хорошо погулять, можно посетить музей, мастерские или просто приятно отдохнуть.

• Историческое место
  • Сохранившаяся архитектура средневековья
Nata refрекомендует
Выборг-уникальный город.
Зимой выглядит атмосферно, хоть кино снимай.
Очень интересно, не было тут
Спасибо за отзыв! Очень интересно 👍🏻
Какая красота
Обожаю Выборг) последний приезды в замок не ходила. Внутри была последний раз в году эдак 2007 ))
Очень подробный и обстоятельный отзыв!
Как будто сама там побывала Smile
Какое интересное место!
Я тоже обожаю по замкам ездить и смотреть, окунаться в атмосферу
Мечтаю побывать в Выборге.
Была там 3 года назад) Потрясающее место🥰
Специфично выглядит при реставрации
17.07.2024
Гуляли там, мне понравилось Smile
24.07.2024
Чудесный вид Love с удовольствием бы побывала в таком месте
05.08.2024
Здорово, вот бы там побывать Love