Отзыв будет длинный, местами заумный, местами нудный. Возможно, Вы не прочтёте всё. Я постараюсь этот отзыв сделать в стиле музыки Баха - так, чтобы в нём было несколько смысловых и энергетических уровней, нашедших своё звучание в сердце каждого читателя.
Фаддей Витовницкий:
Когда Царство Божие вселяется в сердце человека, тогда Бог открывает ему многие тайны, он вместе с Богом "входит" в суть вещей и познаёт их тайну.
Фаддей Витовницкий не имеет никакого отношения к Дивеевскому монастырю. Он ближе к Оптинской Пустыни. Но его слова будут лучшим сопровождением к этому отзыву, чем мои.
Сойди в своё сердце и найдёшь в нём лестницу для восхождения в Царство Божие
Фаддей Витовницкий один из немногих христианских святых, который открыто говорит о важности созерцания и о стяжании благодати, как основы для духовного пути. Простыми словами, внутреннее состояние, тот мир и покой, который зарождаются в сердце... является связующей ниточкой и указателемна духовном пути.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь располагается в селе Дивеево, рядом с городом Сарово или Арзамас в Нижегородской области. И это - четвёртый и последний предел Богородицы во вселенной. Игуменьей этого места является сама Богородица.
Что это значит?
Если верить в мир бесплотных небесных сил, ангелов и архангелов, то тут дом одной из самых сильных и важных высших проявлений - матери Бога. Другое дело, что само словосочетание "мать Бога", если в него вдуматься - довольно странное. Потому что Бог - основа всего, предвечность, из которого сотваряется небо и земля. И если у него была мать, то откуда же она, кто создал её? Но скорее, если смотреть исторически, более правильно говорить "мать сына божьего". Но у любого религиозного текста есть три смысловых уровня: исторический, морально-нравственный и символьный. Последний самый для меня интересный, так как он через символы, такие как, например символ непорочного зачатия, говорит прежде всего о жизни души.
С другой стороны, если есть источник всего сущего - это единое нечто, из которого потом делилось и творилось всё, то логично предположить, что одной из первых двух ипостасей Бога - были бы женская и мужская его ипостась. И вот именно этот оттенок Бога, как сути всего, как одну из граней единого бриллианта - можно почувствовать в пределах Богородицы. Это женский божественный аспект - женственность, мягкость, материнство...
Ну и конечно же тут есть святыни, к которым можно обращаться за помощью. Об этом я расскажу чуть дальше.
Решение о том, что я обязательно посещу Дивеево, возникло у меня на Валааме. Там, на службы прилетели монахини на вертолёте из Дивеевского монастыря. Так получилось, что всю службу мы стояли рядом. И я больше наблюдала за ними, чем за всем остальным. Если честно, я просто не могла оторваться. Потому-что от них струилась эта самая благодать, о которой я писала в цитатах в начале отзыва.
Иногда ничего не нужно говорить. Если мы находимся в присутствии смиренного, полного любви и доброты человека, мы чувствуем тепло, как будто с холода перешли к огню, который светит и согревает нас.
Прошло около 6 лет, прежде чем я почувствовала, что время пришло.
Как добраться до Дивеево. Можно до Москвы, а оттуда до Арзамаса или Нижнего Новгорода. И потом на такси или рейсовом автобусе до Дивеево. Но я выбрала ехать за 1500 км на собственной машине. И не пожалела. Я ехала в межсезонье. Не знала, какая тут погода. Да и меняется она тут очень уж резко. Утром может быть меньше 5 градусов, а в обед - 22. А завтра противный дождь с ветром. Поэтому я взяла четыре куртки на все случаи, четыре длинные юбки и три вида кроссовок ). И ещё кучу всего нужного, в том числе ящик свежих кубанских овощей. Мне почему-то показалось, что тут они будут дорогие и "не те". И я была ой как права.
Где остановиться. Я забронировала квартиру на airbnb. У меня получились сутки примерно по 900 рублей. Сразу хочу сказать, что бронировать жильё нужно ЗАРАНЕЕ. Лучше за месяц. Я хотела продлить пребывание тут ещё на неделю, но оказалось ВСЁ ЗАНЯТО. Оставались только варианты по 3-5 тысяч. Говорят, что в тёплое время года тут очень много народу. Я это предвидела и целенаправленно решила ехать в межсезонье, потому-что я не люблю толпы.
Как провести время в монастыре.
Я рекомендую начинать с экскурсии, которую можно заказать за 70 рублей в центре паломника. Обычно группа стартует около 13 часов. Потому-что примерно в 11 заканчиваются богослужения и ход по канавке, а потом завтрак в трапезных. Если вы хотите личную экскурсию, то она будет стоить 700 рублей. И проведут её в любое удобное для вас время. Длится экскурсия не долго - около часа.
Почему именно с экскурсии? Потому что история монастыря очень богатая и интересная. Также на экскурсии расскажут где какие мощи находятся и как правильно ходить по святой канавке. В общем, нахождение в монастыре после экскурсии однозначно будет более осмысленным. И вы сможете, что называется, ориентироваться на местности.
Конечно, в монастыре расскажут официальную версию этой самой истории. Многое в которой останется за кадром. А вот более полную версию можно прочитать тут.
Потом надо купить чётки и вот такую книжечку - правило. Это нужно для святой канавки.
У меня не получилось начать так, как я вам советую, потому что в первую же утреннюю службу ко мне подошла в храме монахиня и попросила потрудится в одном из скитов монастыря.
Я согласилась. Привезли нас назад только к вечерней службе.
У меня есть подруги, которые целенаправленно периодически живут в монастырях и трудятся. Столько, сколько могут. Я считаю, что это благое дело, полезное в том числе и для моей души. Так как даже один день в совершенно другом социуме - отрезвляет. Я видела, как тяжело трудятся монахини в этом ските и благодарила за этот день, так как он явно показывает, что моё роптание на собственную работу - блажь и малодушные капризы. Да и вообще, побывать в социуме, центр которого основан на внутренней жизни - это дорогого стоит. Сразу понимаешь объём собственной эгоистичной суеты и лени.
На территории монастыря находится три действующих храма:
Преображенский (белый)
Троицкий (зелёный)
Казанский (по виду совсем не храм).
Также строится четвёртый храм, но он пока ещё не закончен.
В Троицком находятся новообретённые мощи Серафима Саровского и чудотворная икона. В Казанском находятся мощи дивеевских юродивых и дивеевских святых монахинь. Причём Казанский храм выполнен в двух уровнях. В нижней его части когда-то читался неусыпаемый псалтирь теми монахинями, которые теперь там покоятся.
Также у монастыря есть два музея. Их я настоятельно рекомендую посетить.В них есть реконструированные кельи Серафима Саровского и юродивой Параскевы. Удивительно то, как она предсказывала. Делала она это на куклах. В её реконструированной келье можно их увидеть. Также очень интересна встреча её с царём Николаем, но об это расскажут на обзорной экскурсии. Не буду спойлерить ).
Но больше всего этого меня поразило другое. В том музее, который дальше от монастыря, есть рукописные тексты, которые сохранились с дореволюционных времён. Я стала читать их, и обалдела от глубины размышлений, которые там озвучивались. Если кратко, то это были размышления о влиянии Македонского на христианство, и то, что можно назвать греко-буддийским периодом в христианстве. Я спросила у монахинь, можно ли это где-то ещё прочесть. Есть ли эти труды в опубликованных сборниках? Монахини на меня странно посмотрели и сказали, что это труды 14-летних школьников, которые обучались у священников. Я была шокирована дважды. Первое - это УРОВНЕМ образования того времени, и второе - это широтой христианской исследовательской мысли и её открытостью, не штампованностью. Сейчас такое редко можно встретить.
Внутри музеев, также как и внутри храмов делать фото "нет благословения". Я и не делала. Но я очень рекомендую к посещению эти музеи, потому что они в чём-то больше храмы. Тут есть старинные рукописные намоленные иконы. Вещи, которые брали в руки монахини, и которые всё время находились при их молитвах. Также тут удивительным образом воссоздана атмосфера келий. Я всегда думала, что она более аскетичная. А здесь я увидела что-то вроде дворянского монашества. Красивые чайные сервизы, ажурная дорогая утварь. Её не много, но достаточно, что бы привнести в быт немного аристократизма.
Во время моего посещения музеев, было время, когда они были бесплатные. Но я в каждом оставляла небольшое пожертвование. Людей было не много. И можно было по-настоящему погрузится в мир этих экспанатов, которые, как ярлычки, развёртывали ощущения и картины судеб других людей. Оба этих музея - обители благодати и духовной тишины. Которую вполне можно научится слышать своим духовным сердцем.
Также я была поражена следующими документами - это приказами о расстреле людей, которые отказывались отречься от веры. Это так ужасно, на самом деле. Я не могла оторвать взгляд от слова - "расстрелять".
Что я никогда не смогу понять, так это вот это
Канонизация царской семьи. Такое ощущение, что это хорошо продуманный маленький шаг для приучения населения к мысли о том, что наличие правящей элиты, особенной просто по праву рождения - это хорошо для современной России.
Также можно посетить источники:
источник Серафима Саровского, на него я писала отдельный отзыв
источник Матушки Александры и в честь Иверской иконы Богородицы.
Последний источник находится в шаговой доступности от монастыря. На него я обязательно тоже напишу отдельно отзыв.
Желудочный вопрос.
Вот за что я полюбила Девеево окончательно, так это за постные блинчики в страстную неделю. Ох, какие же они были вкусные!
На территории монастыря полным полно трапезных. Причём трапезные разные. Есть трапезная блинная - я в неё совершала маленькое паломничество каждый день. Она находится со стороны завершения святой канавки.
Есть трапезные на открытом воздухе, есть трапезные, где можно купить салатик. У некоторых столики, а есть те, у которых даже две большие деревянные качели.
Цены тут такие, что даже на нашу пенсию можно себя побаловать. Чай - 19 рублей, блинчик - 35. Единственное, кофе-машину я нашла только в одной трапезной.
Если вы селитесь в паломническом центре в отелях монастыря, то вам выдают талоны, и вы питаетесь бесплатно в трапезной для паломников.
Особенности нахождения в монастыре.
Службы тут долгие. В общей сложности я стояла по 6-7 часов в день. Поэтому перерыв на посещение источника, экскурсии или музея - не большой на самом деле. Хочется ещё осмысленно пройти по святой канавке, так, как это описывается в правиле. Поэтому одного дня, для посещения этого места - невозможно мало. Даже недели - мало.
Сам посёлок Дивеево - это деревня, в которой ничего, кроме монастыря нет. Вся жизнь тут крутится вокруг служб и церковного распорядка. Но об этом я напишу в следующем отзыве. И рано или поздно, ты замечаешь, как меняется сама акцентуация жизни. Она переходит с внешней - на внутреннюю. Это очень важный момент. В Краснодаре, откуда я приехала - постоянно что-то происходит. Постоянно нужно куда-то бежать, ехать, что-то делать. Конечно там все эти деланья не такие, как в суета в Москве. Но тем не менее, даже времени, что бы открыть книгу Фаддея Витовницкого лишний раз - нет.
А тут распорядок дня такой: служба, потом приготовила обед и покушала, отдохнула, опять служба - сон. Иногда вместо отдыха были мероприятия, о которых я уже писала. Но каждый день такие мероприятия не получится проводить - ноги реально отвалятся.
Для меня этот момент - когда ты постепенно забываешь о суете, и уходишь в глубь своего сердца, как я и писала в цитате Фаддея в начале - очень важен. Это то, что называется медитацией на Востоке.
Признаюсь, в один день, я просто не смогла встать. Всё тело болело и было как каменное. Я полезла в интернет прочитать о том, чему посвящена служба, которую мне так хочется пропустить. И оказалось, что это был день Евхари́стии. И как-то так сразу выпала статья из интернета о том, что это центр всей духовной жизни христианина, его цель - таинство приобщения к Богу. Я прочла статью, потом ещё другую и поняла, что это тоже самое, что просветление. Главное, смотреть сквозь ритуалы любых учений в их суть.
Заключение.
Я написала много, но сказать мне есть ещё больше. Но есть некие рамки публичности своей внутренней жизни, которой можно вот так поделится. Я надеюсь, что не вызвала своими словами протеста и не оскорбила ничьих чувств. Если ненароком это получилось, прошу меня простить.
В моём восприятии это место оказалось глубоко благодатным. И я очень благодарна, за то, что мне удалось в своей жизни его посетить.
Спасибо, что заглянули.
И ещё я хочу в цитате привести кусочек Богородичного правила:
"О пресвятая Владычице Богородице, укрепи благодать святого духа в сердце моём"
Очень интересный отзыв! Спасибо Вам. Сразу видно, что вы человек думающий, незаурядный. Понравились Ваши размышления. Была в Дивеево всего один раз, хотя и живу не так далеко, в Нижнем Новгороде. После Вашего отзыва захотелось ещё раз посетить это благодатное святое место.
Подруга сейчас в Дивеево, на праздники поехала) А я с детства мечтала поехать туда, но так и не получилось. Верю, что в один прекрасный день попаду) с детства наслышана рассказами от земляков паломников про это благодатное место
К своему сожалению я ещё не была в Дивеево. Но в планах теперь посетить. Жаль только, что живу я далеко и добираться будет ещё проблемнее, но ради такого