Опубликовано 26 Январь, 2020 - 18:59

  • Опыт использования:
    год или более

Об экологическом направлении «Zero Waste» или «Ноль отходов», которое предполагает осознанное потребление и сокращение отходов, я слышала ещё в 2000-ых годах, когда я оканчивала школу. Название концепции и вообще, что это целое движение, я не знала, но этот вопрос всегда был на слуху и был известен каждому школьнику.

Если поднять исторические сведения этого вопроса, то можно увидеть, что тема муссировалась гораздо раньше.

1972 год - Конференция ООН по проблемам окружающей среды. Основной посыл — ответственное потребление делает жизнь народов лучше.

1992 год - Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Озвучена проблема резкого ухудшения состояния планеты.

Понять проблему осознанного потребления и необходимость сокращения отходов позволяет официальная статистика заинтересованных органов:

По данным Росприроднадзора, к началу 2018 года в России было накоплено 38 млрд 73 млн т промышленных и бытовых отходов.

При этом в течение 2017 года образовалось 6 млрд 220,6 млн т (на 12,5% больше, чем в 2016 году).

Утилизировано для повторного применения в 2018 году было 2 млрд 53,9 млн т отходов.

 

Порядка 90% приходится на долю различных производств, в основном добывающих. Объем твердых коммунальных отходов (ТКО) - 55-60 млн т в год. 40% из них - органические отходы, 35% - бумага, 6% - пластик (по данным научно-практического журнала "Твердые бытовые отходы").

 

Таким образом, на каждого россиянина приходится в среднем 400 кг мусора в год.

 

Практически все твердые коммунальные отходы в России вывозятся на мусорные полигоны, санкционированные и несанкционированные свалки. В переработку или сжигание отправляется только 4-5% мусора.

Таким образом, по большей части отходы производим не мы с вами, а крупные производства. Но это не значит, что нашей с вами вины в этом нет. Ведь всё производится для нас, каков спрос, такое и предложение. Промышленные предприятия производят товар, а мы его приобретаем, не думая о том, что все, что уйдёт в мусорное ведро, окажется на свалке. И причём переработке будет подлежать мизерный процент этого мусора, подавляющее число отходов будет лежать и накапливаться мертвым грузом на полигоне. Последний представляет собой кусочек земли, расположенный чуть поодаль людской жизни. Вроде бы кажется, что все это не представляет никакой угрозы жизнедеятельности человека, но на самом деле, угроза есть.

 

Да, весь мусор на свалке утрамбовывается, наслаивать мусор можно сколько угодно. Но если учитывать, что 95% мусора просто не идёт в переработках и не сжигается, то со временем может потребоваться увеличить количество таких полигонов или площадь имеющихся.

 

Эта проблема не задевает и не видна большинству населения. Но если вы слышали о Шиесе, то вы в курсе, что эта настоящая проблема для Архангельской области и близ лежащих регионов. По большей части потому, что ввоз сюда мусора запланирован со всего подмосковья, где эта проблема с мусора приобрела глобальную значимость. Конечно, отравлять свою жизнь мусором никто не хочет.

 

Потреблять разумно - возможно, тем самым мы обеспечиваем меньшее количество мусора на свалках.

 

Однако, решение проблемного вопроса с отходами мне видится более широкой. У нас в мире, на всей планете, почему-то принято начинать не с искоренения проблемы, а с сомнительных агитаций и движений, которые не приносят видимого результата.

 

  • Во-первых, все движения добровольны. Подавляющее количество населения об этом слышали, но ничего не предпринимают. О снижении отходов никто не задумывается. И следовать концепции или нет решает каждый для себя сам. С одной стороны всё начинается с малого, но этого явно не достаточно, чтобы решить проблему «на корню».
  • Во-вторых, если настолько критична проблема снижения отходов, то почему все крупные предприятия не обяжут производить продукты в таком виде, после которых нечего выбросить? Не будут производить, будет запрещено это делать, соотвественно никто и не купит то, что загрязняет окружающую среду.


На мой взгляд решением проблемы с накапливающими отходами, прежде всего, стало бы строительство мусороперерабатывающих заводов. Нет свалок - нет проблем. Но сюда же подтягиваются другие вопросы - а возможны ли такие заводы без вредных выбросов? Где их размещать, чтобы из каждого региона могли свозить мусор? Сколько это будет стоить?

 

Ещё раз повторюсь, что снижение отходов каждым из нас на долю процента может (теоретически) повлиять на решение проблемы, но не везде рьяное желание снизить отходы повлияет положительно на комфортную жизнь. Приведу ряд примеров.

 

Концепция предполагает следование 5 основным правилам, которые я изложила в коллаже.

1. Отказ. Мне видится сложным отказ от пластика на 100%. Просто потому, что некоторые предметы, которые необходимы для собственного обслуживания состоят именно из пластика. Если и есть альтернативы, то они мне не комфортны. Например, есть женский % населения, который пользуется вместо прокладок и тампонов альтернативными методами, который позволяет избавить мир ежемесячно от пачек прокладок и тампонов.

Два из таких - менструальная чаша и многоразовые прокладки из ткани.


Первый вариант мне кажется не удобным. Так как с чашей надо ещё «подружиться». Я не хочу даже экспериментировать с этим методом, так как не желаю попасть «впросак» во всех смыслах этого слова - ни в стенах дома, ни вне дома тем более.

 

Второй вариант, мне кажется ещё более сумасшедшим. Я не вижу смысла экономить в этой части на своём комфорте. Использование многоразовых прокладок - это как вернуться в прошлое, когда женщины вынужденно использовали марли и различные ткани. После использования они их стирали. Во-первых, этот метод не позволяет смену этого «девайса» вне дома. Хранить использованный «девайс» в сумочке - идея так себе (антисанитария; возможность того, что в сумку полезешь не только ты, как ее владелец). Кроме того, регулярная стирка данного «девайса» мне не кажется приятной. Стиральную машинку нужно будет загружать несколько раз в день (а как же экологические движения по сохранению воды?). Также, развешивать такие предметы в доме, чтобы никто этого не видел кроме тебя - исключено. Поэтому эти женские принадлежности у меня не из экологичных материалов. Использовал, выбросил, без заморочек и дискомфорта. Ни разу не подводили, не вредили здоровью.

Однако я с легкостью отказываюсь в покупке продуктов в пластиковой таре. Например, газированные напитки, масла, - есть в продаже в стеклянных бутылках. Также, можно заменить все пластиковые контейнеры на стеклянные (но я не встречала крышки к ним не из пластика). Я совсем не покупаю одноразовую посуду. Дома сухие сыпучие продукты храню в стеклянных тарах с металлическими крышками.

Приправы покупаю в различных упаковках, но чаще всего в бумажных пакетах или в стекле. Храню в корзинках, выполненных из натурального материала.

Кухонные разделочные доски у меня есть как деревянные, так и пластиковые. Дерево впитывает в себя запахи, и в такой среде хорошо размножаются бактерии. Поэтому под каждый вид продукта своя разделочная доска, переходить на только деревянные доски не целесообразно. Но, деревянных, у меня все-таки больше (для сухих продуктов).

Я не скупаю в больших объёмах уходовую и декоративную косметику, беру столько, сколько могу использовать до окончания срока годности, и только то, что точно смогу использовать до конца.

Тут стоит отметить, что совсем отказаться от продуктов в пластике для очищения волос, кожи и подобного, для меня - не возможно. Я не могу тратить кучу времени на мыловарение и приготовление кремов, чтобы производить эффективные продукты, нужно затратить не мало времени, труда и на приличную стоимость ингредиентов. Кроме того, делать это я не компетентна, так как не имею достаточных знаний и навыков. Готовые продукты стоят дешевле, потому что они производятся массово. А готовые экологичные продукты стоят дороже, чем в пластиковых тарах. Экологичные продукты - это дорого. Содержание не отличается от массово используемых товаров, но отличается упаковка, при этом цена в разы выше. Я не знаю многие ли могут плюнуть на семейный бюджет, пожертвовав в сторону экологии. Самое интересное, - экологичные продукты считаются именно «модными», а не правильными (правильными со стороны экологичности), поэтому производители не смущаются продавать такие товары с большими наценками.

Таким образом, невозможно на 100% отказаться от не экологичных продуктов (вернее - экологичных тар).


2. Уменьшение потребления.

Уменьшение потребления считаю разумным. На мой взгляд, большинство населения в России не потребляют как не в себя, так как доходы позволяют брать только самое необходимое. При доходах выше среднего, покупать не разумно - это уже как то не умно, поскольку это нужно где-то хранить, и с какой-то целью. Поэтому в целом такое правило концепции выполнимо.

 

3. Повторное использование или ремонт.
Не совсем понимаю, как можно использовать вышедшие из строя предметы. Например, обувь. Ее стоит покупать качественную, не одноразовую, затрачивая разумное количество средств, в том смысле, что, например, кожаная обувь не может стоить слишком дёшево. Если она слишком дешевая, значит, что ее не хватит и на сезон, она некачественная. Делать бесконечное количество раз заплатки на одежде или отдавать в ремонт то, с чем можно попрощаться - не всегда целесообразно. Ремонт тоже стоит не дёшево, если вещь дорогая. А если дешевая и некачественная, то частота ремонта будет велика, и есть смысл купить новое.

 

Я могу сдать вещи в ремонт в следующих случаях. Например, набойки на туфли ставлю как минимум раз в год. Ведь пара выглядит новой, а испортились только набойки на каблуках. Могу сдать вещи на ушив или изменение кроя. В целом всегда отталкиваюсь от стоимости ремонта и стоимости самой вещи.

 

Однажды, при сдаче в ремонт одной пары обуви у меня случилась неприятная ситуация. Зимние сапоги по типу «дутики», которые я купила не за дёшево, немного повредились на одном сапоге из пары. Это была удобная пара симпатичных сапог, я уже их полюбила и привыкла к ним. Решила, что оставлю их, отдам в ремонт один из ботинков, чтобы их подшили или провели другие манипуляции, которые бы не дали понять, что был из ремонт. В противном случае, пара с видимым вмешательством мне была не нужна, я в состоянии купить новую пару. Обратилась в окошко в ателье, куда обычно сдаю туфли, чтобы сменили набойки на каблуки. На что мастер (женщина в возрасте) заявила мне, что ремонт будет осуществлён контрастными цветами (сапоги белого цвета). На мой вопрос о том, почему нельзя использовать материалы в тон цвета сапог, мне было сказано: «Девушка! Это ведь ремонт! Вы не за новой парой пришли!». То есть мастер просто отказалась выполнить услугу качественно, сославшись на то, что это не магазин. Вот так.

 

Вместе с тем, я могу выполнять это правило в части использования вещей многоразово: не использовать целлофановые пакеты, а прибегнуть к мешочкам из ткани; покупать сразу качественные товары, чтобы не менять их каждый сезон по причине их неликвидного внешнего вида.

 

В целом я стараюсь вообще не хранить вышедшие из строя вещи, потому что это не эстетично и бессмысленно. Ради экологии не покупать эстетичную пару сапог и туфлей, и другие предметы гардероба и не только не вижу смысла. Я не знаю, что это - эгоистичность или рационализм.


4. Переработка.

Конечно не многие могут самостоятельно переработать мусор в домашних условиях. Только потому, что разжигать хаотично костры на улице мы не имеем никакого права. Вместе с тем, мы можем сортировать свой мусор, чтобы его было возможно не на свалку отправить, а повторно использовать. Но и здесь тоже не все так просто, ведь пластик повторно перерабатывать можно только н-ное количество раз. Кроме того, кто может быть уверен, что повторный переработанный пластик не попадёт обратно в наши руки, а ведь он может быть опасным.

Если пластик переработать некачественно — он может навредить здоровью людей. Определить, что изделие плохого качества, можно по запаху — он резкий и неприятный. "Полимеры — это такой сложный процесс, где при производстве могут выделяться вредные частицы. Большинство производителей не проводит необходимые исследования, в результате вы приходите в супермаркет и чувствуете явный запах пластика. Последствия у этого могут быть самые разные — от аллергии до рака.

А кто-то вообще покупает товар только из переработанных ранее материалов. Да, запах, да, Китай, ну постоит и выветрится. А ещё такие товары покупают детям. Хотели сэкономить, хотели сделать добро обществу и природе, но себе приобрели болячку.

Можно верить ли, что:

из "вторички" нельзя изготавливать игрушки и ее запрещено использовать в пищевой промышленности. "Для нее существует другая сфера применения — при строительстве, в садово-парковом хозяйстве, для хранения различных бытовых вещей, в качестве мусорных корзин.

Смущает, что «вторичку» используют в строительстве. Именно по этой причине дома предпочитают использовать натуральные материалы - дерево, камень, а не пластик.

И самое главное, можно бесконечно заниматься сортировкой пластика и вообще мусора, но какие заводы по переработке разных видов отходов (или хотя бы пластика) вы знаете? Вы сортируете, но увозят это на обычные полигоны и свалки.

Лично я слышала, что есть такие заводы в Подмосковье и Санкт-Петербурге, но об этом я не нашла достаточной информации, чтобы хоть что-то утверждать. Поэтому нельзя быть уверенным в том, что перерабатываются эти категории мусора именно раздельно, как их и стараются собирать сподвижники этой эко-концепции.

 

5. Компостирование.

Если есть частный участок, то компостирование не только реально, но и целесообразно (если есть, что удобрять). Для квартиры я рассматривала единственный вариант компостирования - измельчитель для кухонной раковины. Стоимость таких измельчителей в среднем - 7000 рублей. Но оценив его необходимость, отказалась от такой покупки. Другие варианты компостирования либо дорогие, либо с использованиям живности типа червей. Мне это не подходит. Да и измельчать мне проктите ки нечего, разве что очистки от овощей, но они прекрасно сгниют на свалке, причём быстро.

Я ставлю движению (концепции) «Ноль отходов» два балла. Низкую оценку выставляю за то, что это движение не способно существенно снизить отходы на нашей планете. Для этого необходимы мусороперерабатывющие фабрики. Вы знаете такие в Вашей стране? По этой причине, например, раздельный сбор отходов становится бессмысленным занятием.

Что возможно, в рамках концепции так или иначе делает (без малого числа) каждый. Это и есть наш вклад в экологию.

В целом концепция носить больше теоретический, чем практический характер.

Достоинства
  • Заставляет задуматься о будущем планеты
Недостатки
  • Невозможно отказаться от личного комфорта
  • Невозможно отказаться от пластика на 100%
  • Нет фабрик, перерабатывающих пластик раздельно
Children's - Bo...рекомендует
Читать все отзывы 75
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
26.01.2020
Вы неверно понимаете смысл движения. Суть всех движений - привлечь внимание общественности, а большое число общественности привлечет внимание политиков, которые и принимают решения. Суть движения в том, чтобы власти установили законы, согласно которым промышленные предприятия бережнее относились к экологии, и конечно каждый человек тоже внес свою лепту в защиту экологии.
Если Ваше мнение отличается от мнения другого человека, то это не значит, что правы именно Вы. Уясните это.

Общение на политические темы на сайте запрещены. Приложите все усилия, чтобы Вы не были заблокированы Wink
26.01.2020
Отличный отзыв. Каждый пишет так - как он это воспринимает. Я с Вами почти по всем параметрам согласна. Во всем есть рац.зерно, но все можно превратить в фанатизм, ну и всегда можно создать видимость движения.
Спасибо за то, что поделились своим мнением. Рада, что у меня есть единомышленники. Smile
Видимости в движениях зачастую больше, чем полезного выхлопа. Сколько не кричи и не требуй, от этого не построят заводы. Другое дело - инициатива граждан, и обращение по адресу.
26.01.2020
Не понимаю этого течения. Вам не пофиг что после нас будет? Я умру пусть хоть атомная бомба взорвётся и уничтожит все. Мне точно будет плевать)

Никогда не откажусь от пластика, всегда покупаю пакеты полиэтиленовве и не сортирую сксор. Потому что нам осталось максиму 40 лет. И что мучиться. Пусть после нашей смерти планете умрёт вместе с нами))))
Читайте отзыв внимательно, прежде чем настрочить простыню глупости Smile
25.10.2023
Поддерживаю сказанное
26.01.2020
Насчёт многоразовых тканевых прокладок: больше 20 лет назад (когда работала в швейном трикотажном цехе) сшила себе штук двадцать, из остатков кроя, на всякий случай; из бельевого трикотажа. Пригодились после родов, они мягкие и дышащие, промышленных аналогов тогда не было...
Сейчас для ситуаций после родов даже одноразовые трусики есть. Я думаю женщине, только родившей, некогда будет особо думать по поводу стирок таких многоразовок. А в те времена может быть было настоящим спасением, что и подтверждает Ваш пример Smile спасибо, что поделились!
26.01.2020
Эффективно это движение будет, когда ему будет следовать большинство людей. Если каждый перестанет покупать товары в пластиковой упаковке, то её невыгодно станет производить.
товары в пластике не отменят, к сожалению, потому как продукты в стекле не все могут позволить себе.
26.01.2020
P.S.У нас (Москва) после Нового года убрали сетчатые контейнеры для пластиковых бутылок, заменив их контейнерами для вторсырья, в которые вторсырьё никто не приносит, а все сваливают мешки с неразобраным мусором в один контейнер!
Вот такая и практика применения Sad
26.01.2020
у нас что будь за движение, что не будь, скоро гок построят и нам хана)
Что такое «гок»?)))) Вы из Челябинска?
26.01.2020
да. горно-обогатительный комбинат короче,против которого все протестовали,но как бы это никого не волнует "сверху",особенно управленцев со стороны. Дали указку и деньги будут отмывать,а на экологию пофиг.Тут старайся-не старайся...дальше одного места не прыгнешь как бы
26.01.2020
По-моему, Lady Hamilton как раз верно понимает концепцию нулевого потребления.
И во многом я согласна с ней.
Проблема замусориневания планеты как глобальная проблема только-только начинает обретать известность в широких массах.
А еще, есть понимание, что всегда найдется контингент людей, которым наплевать на экологию и они все равно будут избыточно покупать и расходовать как не в себя, в то время, как ты будешь себе лишний раз в чем-то отказывать, пытаясь следовать концепции нулевого потребления.
И от этого как-то грустно мне
Спасибо Вам за поддержку! Smile
26.01.2020
Мне понравился ваш отзыв. Можно только его чуть-чуть дополнить?

Существуют специальные точки, которые принимают пластик для обработки. Пластик тоже сортируется по своей маркировке.

Насчет косметических средств: точно знаю, что у Лореаль шампуни продаются в большущих упаковках, на очень долго хватает (не 1-2 месяца).
Спасибо!

А какой статус имеют эти «точки»? Ведь, чтобы переработать пластик правильно должен быть приспособленный цех.

Что пластик сортируется по маркировке - известно. Smile

Да, у Лоареаль в больших ёмкостях брала, и у более бюджетных брендов, есть такие Smile
26.01.2020
Я, пожалуй, соглашусь с вами. Сама часто думаю об этом движении и потихоньку перехожу на него. Но в реале действительно очень сложно полностью перейти на эко и отказаться от пластика, хотя бы потому, что, например, большинство детских игрушек сделаны из него. Но движение хорошее, да)
Спасибо, что поделились своим мнением. Рада, что есть люди, думающие на этот счет Smile
26.01.2020
Согласна с отзывом. Отовсюду слышится пропаганда эко, но что потом на самом деле происходит с мусором?.. Уже давно ходят слухи, что почти ничего не перерабатывается, почему как-то это не опровергают, демонстрируя заводы во всей красе? Тогда бы люди хоть знали, куда все идет. Попытка внедрения раздельного сбора, основанная только на желании людей - ну это наивно.
В Италии можно получить билет на метро, если сдать какое-то кол-во пластиковых бутылок, там уже столько сдали... Если бы у нас так было, я бы реально сдавала что-то. И кстати, в 90-е у нас были пункты приема бутылок, мне было 8 лет - мы с подружкой ходили и собирали бутылки, чтобы на конфеты наскрести.
Мы тоже в детстве сдавали стеклянные бутылки, за это давали, если не ошибаюсь 50 копеек. Тратили на жвачки! Smile
30.01.2020
Согласна с вами! Проблему не решить без постройки мусороперерабатывающих заводов и перехода на биоразлагающийся материал упаковок. Shy
Спасибо, что высказали своё мнение Smile
01.02.2020
Прочитала Ваш отзыв с большим интересом! Полностью согласна Wink
Что возможно, в рамках концепции так или иначе делает (без малого числа) каждый. Это и есть наш вклад в экологию.
Спасибо! Smile
06.05.2020
Практикую раздельный сбор мусора: у меня семь разных пакетов. Сдаю по мере накопления на переработку... И все равно, каждый день по небольшому пакету с мусором отношу на помойку...
14.05.2020
Приятно было читать разумное мнение. И на 100% поддерживаю в деле средств однаразовой личной гигиены, не понимаю как люди могут отказаться в пользу менстр. чаш.
15.12.2021
Никогда не слышала , что бы мусор везли на свалку за 1000 км. Элементарно его просто не рентабельно в такую даль вести.
Если чего-то не слышали, то не значит, что этого нет и не существует. Расширять кругозор могу только порекомендовать в данном случае. Если свалки, а есть заводы мусороперерабатывающие. А ещё есть категории мусора, которые нужно уничтожить, а не оставлять гнить на свалке. Вы знаете сколько мусороперерабатывающих заводов в России? А что глубинки есть, и что люди там тоже, извините, мусор должны куда-то утилизировать? Вот об этом и следует задуматься. Рентабельность? А что такое экология Вам знакомо? Вот откуда ноги растут. Вам надо быть предпринимателем со своими мыслями о рентабельности Laughing out loud
25.10.2023
Не собираюсь заниматься этой ерундой. Есть более глобальные экологические проблемы чем сортировка мусора . От личного комфорта отказываться не собираюсь . Мне лично пофиг, что будет через 50 лет
Другие отзывы
Читать все отзывы 75
Смотрите также