Опубликовано 16 Октябрь, 2021 - 17:52

Творчество Уильяма Фолкнера близко мне по духу, стилю повествования и мировоззрению. Оно настолько своеобразное, что либо очень нравится, либо вызывает резкое отвращение. Вообще, не рекомендую читать Фолкнера тем, кто:

  • Боится сложных психологических моментов в книгах;
  • Не воспринимает текст с элементами "потока сознания";
  • Хочет чего-то легкого, не напрягающего, развлекательного;
  • В чтении стремится сбежать от реальности с ее нелицеприятными моментами;
  • Ждет классического линейного сюжета с одним главным героем;
  • С трудом запоминает имена героев.

Если вы не относитесь к этим людям, то книга вам может понравиться. Но начинать знакомство с автором лучше не с нее. Это самая тяжелая и гнетущая вещь из всего, что я пока прочитала у Фолкнера.

 

📚 СЮЖЕТ

 

Вначале было забавно находить совпадения с артхаусным триллером Алексея Балабанова «Груз 200» 2007 года, но чем дальше, тем очевиднее становилось: таких случайностей не бывает. Это плагиат заимствование. И ничего плохого нет в экранизации литературных произведений, но выдавать чужой сюжет за свой?

Алексей Балабанов позиционировал «Груз 200» как оригинальную работу, снятую на основании реальных событий

Мне нравятся работы Балабанова, но уважения к нему после этого поубавилось.

Итак, если вы смотрели фильм, — здесь то же самое, только в условиях американского юга 1920-х, начала 30-х годов, время "Сухого закона".

Криминальная история разворачивается вокруг нелегального производства алкоголя, убийства, суда над невиновным, изнасилования и похищения девушки-аристократки извращенцем. Концовка отличается. В остальном, все совпадает до мельчайших деталей. Естественно, с поправкой на время и место действия.

В романе есть намеки на связь взрослого мужчины с развратной юной падчерицей (за 20 лет до «Лолиты»). В общем, полный набор того, что должно шокировать, привлечь внимание общественности и обеспечить хорошие продажи. Как и Набоков позже, Фолкнер утверждал, что написал скандальное «Святилище» только ради заработка.

Но тут я согласна с комментатором: он лукавил. Книга серьезная, сильная, не уровня бульварного романа.

Роман полнее, чем фильм, в нем больше сюжетных линий и персонажей, глубже раскрывается их внутренний мир, меньше сцен жестокости и насилия. На самом деле, они даже целомудренно опущены — никакого смакования подробностей, в отличие от «Груза 200». Но эффект в чем-то даже более сильный, ведь вместо внешней стороны читатель получает мысли, чувства, переживания героев, недоступные кино. Иногда будто физически ощущаешь страдания героини.

Совершенно неожиданно в сюжет вплетается юмор, что очень характерно для Фолкнера.

📚 СТИЛЬ

 

Читается «Святилище» вначале сложновато из-за путаницы в персонажах. Автор не дает каких-то вступлений, не знакомит нас постепенно с каждым действующим лицом, сначала вообще не понятно, кто есть кто. Портрет каждого приходится собирать по крупинкам, и полностью он складывается только ближе к концу (как и в «Шум и ярость»), и процесс этот мне нравится. В этом есть своя прелесть, ведь именно так происходит в жизни.

Техники потока сознания здесь не так много, мысли героев и реальность разграничены, хотя бы в этом путаться не придется.

Атмосфера мрачная, гнетущая. Заброшенное поместье в лесу, населенное темными личностями; дешевый бордель; хижина полубезумной старухи, торгующей зельями; кабаки и бандитский мир. Параллельно с этим — обветшалый особняк последних потомков аристократического рода. Настоящая южная готика. Яркие образы, созданные несколькими штрихами, без многостраничных описаний природы и тому подобного.

 

📚 ИЗДАНИЕ

 

У меня электронная версия собрания сочинений Уильяма Фолкнера в 9 томах, 2-й том.

Уильям Фолкнер. Собрание сочинений, 9 тт. - М.: Терра, 1999-2001

Перевод Д. Вознякевича

О качестве перевода судить не могу, т.к. не видела оригинал. А вот опечатки имеются. В целом, вся эта серия грешит просто дикими опечатками, как будто кто-то набирал под диктовку и толком не вычитал текст перед публикацией.

Вдобавок, в моей версии «Святилище» обрывалось задолго до конца, и дальше шли заключительные комментарии. Я была удивлена настолько открытой концовкой, и даже не сразу сообразила, что это со сканом что-то не так. Дочитала в другом месте.

 

📚 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рекомендую книгу тем, кто хочет пощекотать нервы и погрузиться в атмосферу американского Юга с его особой эстетикой. Если бы это был фильм, то его жанр я бы определила как психологический триллер. Роман напряженный, тяжелый, но в нем есть и светлые моменты. Последние для меня связаны с Нарциссой: все время мы смотрим на нее глазами брата, и героиня кажется скучной, глупой и бесчувственной. Но в самом конце она неожиданно раскрывается совсем по-другому, и становится понятна ее позиция, ее дальновидность и мудрость.

Главный источник зла, конечно, маньяк. Но в чем-то еще более страшно тотальное безразличие людей друг к другу. Самыми жестокими здесь оказываются христианские активисты, а самыми сочувствующими, человечными — работница тюрьмы, хозяйка публичного дома, и служанка оттуда же. Отец девушки скрывает ее пропажу и не предпринимает поиски (видимо, чтобы не марать репутацию семьи). Ухажер бросает в опасности, сбегает и предпочитает обо всем забыть. А когда дело становится достоянием общественности, конечно, все негодуют, но мы слышим от добропорядочных мужчин: "Симпатичная", и "Я бы на его месте...".

Уильям Фолкнер не судит, не объясняет, кто прав, кто виноват, в романе нет никакой особой морали. Ужасы и несправедливость просто происходят, это жизнь. Ведь в реальности все всегда неоднозначно, и даже у самого кровожадного злодея может быть старушка-мать, о которой он трепетно заботится, и для которой он самый лучший.

cryptoslonрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
28.10.2021
Вы не поняли: Нарцисса - это высокомерие, бесчувственность и показная нравственность. Дальновидность ее лишь в том, чтобы свое имя не запятнать. То же, чем была вся эта толпа в баптистской церкви, - прикрываясь именем Христа и добродетелью, ведут себя бесчеловечно. В проститутке больше человечности, чем в этих поборниках Христа. Здесь все построено на контрастах: так, невинная девушка аристократка оказывается более развратной, чем обитательницы борделей, и такой же соучастницей преступлений и свершающегося зла, как Лупоглазый, Нарцисса, толпа, которой плевать на больного ребенка, толпа, сжигающая невинного, как эти следователи, которые не вникают в суть дела и т.д.
28.10.2021
Мне понравилась Нарцисса. Она не жестокая, просто справедливая. Не лезет спасать весь мир, не вмешивается, заботится о себе и своей семье. А это уже немало. На фоне остальных она хороша. Наивный Хорес хотел спасти всех униженных и оскорбленных, и вот, чем это обернулось. Стоило ли? По сути-то, каждый получил по заслугам, пусть и с запозданием: Ли не был невинным, он действительно был убийцей, только в свое время обманом избежал наказания, и Лупоглазого его наказание тоже настигло. Руби была отвратительна, когда помогала девушке не из-за элементарного сочувствия, а из ревности. Еще и морали читала, мол, ты настоящего мужчины не знаешь, в отличие от меня. Ну что ж, узнала. Поступок Темпл в конце очень интригующий, на самом деле. Понятно, что не по своей воле она это сделала, но нам так и не раскрыли всей подоплеки.
Смотрите также