В фильме явственно чувствуются набоковские нотки, очевидна его тесная связь с «Лолитой». Хотя речь идет о отношениям между людьми людей с большой разницей в возрасте (23 года), один из которых несовершеннолетний. Правда в фильме это не нимфетка и мужчина, а тринадцатилетний школьник Джо, иногда подрабатывающий в зоомагазине, и его начальница Грейси.
Но от перемены мест слагаемых результат не меняется, точнее не должен меняться, а вот в фильме он поменялся. В отличие от Лолиты и Гумберта Грейси и Джо прожили долгую возможно счастливую семейную жизнь, воспитали троих общих детей.
Правда перед этим Джо пришлось ждать Грейси из тюрьмы, куда она отправилась за его совращение. Хотя с этим совращением все было не так однозначно. И пусть фильм посвящен не деталям событий, развернувшихся тогда в подсобке зоомагазина, а жизни супругов через двадцать лет после этого, из него можно получить информацию и о том, что это вообще тогда было, кто стал инициатором и т.п.
Но, как я уже сказал, фильм вообще не об этом. Через 23 года после скандальных событий прочность брака Джо и Грейси должна столкнуться с двумя испытаниями. Одно из них ожидаемое, дети уезжают учиться, родители опять остаются только вдвоем, для них заканчивался цугцванг, входе которого приходилось в основном жить ради детей, и у них появляется возможность обдумать подлинность и силу того, что их связывает.
Вспомнить прошлое заставляет их и приезд в город актрисы Элизабет, которая должна сыграть роль Грейси в телевизионном фильме, посвященном случившемуся 23 года назад. Элизабет играет Натали Портман, она еще и продюсер «Мая декабря», и это не пошло фильму на пользу. .
Задача Элизабет – просто подсветить прошлое для участников тех событий и их свидетелей. Вызвать у них яркие воспоминания, которые позволят ей правдоподобно сыграть роль. Но Портман тянет одеяло на себя, изображая женщину, начинающую зачем-то подражать своей будущей героине, даже в чем-то отождествлять себя с Грейси, и готовую воссоздать произошедшее в зоомагазине не на экране, а в реальности.
В результате фильм превращается в надуманное соперничество между двумя большими актрисами Портман и Джулианной Мур, точнее их героинями. А предмет их соперничества, Джо с его бабочками (возмужавший «нимфет» чисто по-набоковски интересуется редким видом бабочек), остается в тени.
А ведь именно его выбор своего будущего – это самое интересное в фильме. Постер к фильму предлагает ему выбирать между стареющей женой, ее пирогами и бассейном у уютного дома и симпатичными ровесницами. Но у него есть и два других варианта. Он может выбрать бабочек, точнее тех, кто ими интересуется ими также, как и он, с одной такой защитницей бабочек он состоит в интенсивной переписке.
А есть еще один путь для Джо, который, к сожалению, никак не упомянутый в фильме. У Джо не было юности, он ее пропустил, сразу после своего детства он был вынужден заботиться о детстве своих детей. А теперь, дети выросли и Джо может вернуться туда, откуда его забрала взрослая жизнь, к девочкам, с которыми он не догулял. Иными словами Джо может стать Гумбертом. А «Май декабрь» стать не только продолжением переделанной "Лолиты", но и приквелом к «Лолите» в оригинальном варианте. Но авторы фильма вряд ли со мной согласятся.