Завидую родителям, которые спокойно говорят, что не знают, что там изучает их ребенок. Мол, сидит сам что-то ковыряет, а я и не вмешиваюсь. Я знаю всё. Даже то, о чем знать не хочу.
Единственное, что выпадает из этой области безграничных знаний, — то, что происходит на уроках. Ведь там меня нет. Хотя во время всеобщей удаленки я и это наверстала. У меня онлайн-встреча, а у неё учительница так орёт, что микрофон начинает хрипеть.
Зато фото дочкиной домашки я отсылаю всем родственникам и друзьям. Нравится смотреть, как они хватаются то за сердце, то за голову. Я-то себе фейспалмами давно уже всё отбила.
Рабочая тетрадь Чудинова Е. В. — это что-то невероятное. Сразу даже не поймешь, что это физика, химия или окружающий мир.
Обложка.
Большое неудобство заключается в том, что все учебники и рабочие тетради увеличенного формата и в мягких обложках. После занятий достаешь из портфеля жука раздавленного, а не тетрадь. Везде заломы.
Выглядит обложка достаточно миленько. Внизу напоминание о том, что это система Эльконина-Давыдова. Листы тонкие и просвечивают. Если нужно рисовать, то выбирайте не фломастеры, а карандаши или восковые мелки. Мелки — это выход, когда нужно нарисовать что-то яркое. Они не просочатся через листы и не оставят в них дырки. Такое у нас тоже было.
Места для ответов мало. Ребенок должен формулировать свои мысли четко, без воды. Уметь умещаться в нескольких строчках, а подчерк должен быть аккуратным. Если ошибся, написал непонятно что, делать. Замазывать нельзя. Некоторые вопросы предполагали целый рассказ, объяснение, места для которого не было. Тогда мы придумали крепить листок на скрепку.
Да, логично было бы раскрыть тему в обычной тетрадке в клетку и линейку. Но я забыла сказать, что у нас их не было. Дети не умели писать в тетрадках. Считалось, что рабочие тетради тем и хороши, что писать надо только в них. Какая прелесть и удобство (нет!).
А теперь еще один спойлер. В итоге к четвертому классу с переводным экзаменом в гимназические классы дети пришли, не умея оформлять правильно свои гениальные записи. В других школах правильному оформлению учат сразу же.
Ну, помните, мы в первом классе сами чертили поля, знали, сколько клеточек нужно отступить, чтобы написать «домашняя работа» и многое другое. Тут понадобился специальный гайд ( и не один) чтобы прийти к нормальному оформлению по ФГОС.
Цена от 600 до 800 рублей за две рабочие тетрадки. Плюс еще учебник. Цену я знаю, потому что сама их покупала. Да, у школы такая программа. Учебники должны выдаваться бесплатно, но покупают их родители. И, кстати, когда в середине года резко сменилась программа, учебники покупали опять родители.
В тот момент, когда дочка закончила ходить в садик, нам сказали, что нужно написать заявление о приеме в школу. На тот момент существовало, кажется, 6–7 образовательных программ. И наша программа Эльконина–Давыдова была самая загадочная и непопулярная.
Мы не знали, в чем её плюсы и минусы. Никто из детей наших друзей и знакомых по ней не учился. Поэтому просто пошли в школу во дворе. Все следующие годы мне было жутко обидно когда мои подруги показывали мне как их дети относят в школу какие-нибудь плакаты, рисунки итд и получают пятерки. Амы опять ломаем голову над очередным заданием на логику.
Радовало одно: при приеме сказали, что при поступлении не нужно уметь писать и читать. А главное, самое главное правило — никогда, никогда (слышите!) не помогать ребенку с уроками.Держите в голове этот момент, когда будете смотреть фото с заданиями.
Дескать, без глупой помощи и объяснений ребенок будет грызть гранит науки и добиваться истины, пока не найдет правильный ответ. Спойлер: с такими методами он добьется только килотонны двоек.
А родители упреков, что всё не получается, потому что помогаете, интересно объясняете, интереснее, чем на уроках. Потом, кстати, нам сказали забыть предыдущие советы и начать помогать таки.
Некоторые задания простые и понятные. Непонятно, правда, зачем нужны эти знания и почему дают именно их. Я во втором классе ходила зимой с учительницей и одноклассниками по лесу, наблюдала за птицами и замеряла толщину снежного покрова.
Обращу внимание на язык повествования. Они не церемонятся с второклашками. У них сразу во всех учебниках все задания формулировались как для взрослых. А в некоторых еще были ловушки, которые должны были запутать и сбить с толку.
Допустим, знания о том, что был такой славянский бог Догода, расширят кругозор.
Можно удивить кого-то фразой, что сегодня как-то «вёдро». Зато сразу понятно, когда нужно праздновать Самайн, Имболк. Я не выращиваю маленькую лесную ведьму. Сама узнала про Бельтайн из сериала «Салемские ведьмы» и, в общем-то, ничего не потеряла, пока не знала.
Заодно учились определять, кто мне Алексей, если я Светлана.
Определять силу ветра по шкале Бофорта и нарисовать, что станет с деревом и домом, когда ветер будет 3 балла и когда 12 баллов. Сложно было привыкнуть в специальных окошках рисовать значки, где же ты узнал эту информацию. А без этого работа оказывалась не до конца сделанной. Рисовали там и телек (который мы не смотрим) и ютуб.
Я долгое время не понимала, в чем прикол этой программы. Ребенок сидит до 12 ночи за домашкой, а ты смотришь задание и ни фига не можешь в нем разобраться. В итоге мой ненормированный рабочий день плавно перетекал в какое-то мучение. Ты просто смотришь на задание и не понимаешь, ЧТО нужно делать.
Затем я поняла, в чем секрет. Всё зависит от учителя. Вся программа построена на взаимодействии учителя с детьми, совместной работе на уроке и дискуссиях.
Смотрела примеры проведения уроков в интернете. И получается, что в одном классе учительница приносит макет горы с разрезом, и дети гадают, из каких слоев он состоит (это 3-й класс), а в другом она орет весь урок на детей. А в 11 вечера ты пытаешься определить степень обледенения крыла самолета...
Безобидные задания с предложением нарисовать открытку встречались редко.
Дети из других школ делали поделки. Они много гуляли, собирали шишки и желуди, получали свои пятерки и шли домой счастливые.
У нас не было никаких поделок. Совсем. И это несправедливо, потому что дети во втором классе совсем маленькие. И они могли бы и мелкую моторику рук развить, и чуть расслабиться.
Здорово, если бы все эксперименты проводились в классе. Тогда дети смогли бы и подискутировать, и проверить свои теории. Но нет, всё это оставлялось родителям на сладенькое. Понятное дело, что, если у тебя куча работы, за окном уже ночь, у тебя не остается сил на зажигательные эксперименты с монеткой.
А мы играли в «Жизнь» по Конвею и решали, кому из милых безобидных муравьишек суждено жить, а кому умереть.
Напоминает игры из фильма «Пила», не правда ли? Первое, что спросила моя дочка: «Почему мы должны убивать несчастных муравьев, ведь они нам ничего не сделали?» Ей было их жалко. Но убивать пришлось. Два, знаете ли, сама себя не исправит. Поэтому мы планомерно на каждой странице определяли, какой муравей помрет в одиночестве.
Причем эта игра на несколько разворотов. На 3 или на 4 с кучей полей.
Только к четвертому классу у ребенка наладились отношения с этим предметом. Думаете программа изменилась? Нет. Просто теперь у неё молодая и вовлеченная учительница с творческим подходом которая смогла раскрыть программу в полной мере, да и мы уже привыкли.
Кстати, вот пример домашнего задания в 4 м классе. Сможете ответить?