Роман этот мне советовали давным-давно. Лет так шесть назад. Но добраться до него удалось лишь сейчас. И знаете, это не лучшее из того, что мне приходилось читать. Итак, мой отзыв не содержит восхищений. Если вы готовы к этому, то welcome.
Да. Бывают такие романы, любимцы неординарной публики. Пожалуй, к этому роду можно отнести и эту историю. Хотите знать, что пишут в аннотации?
Одинокий молодой человек живет замкнуто, его единственная страсть – бабочки. Он ловит их, умерщвляет, помещает в застекленные ящички и затем любуется их красотой. Но вот его коллекция пополняется новым, необычным экземпляром...
Берем одного далеко-не-гения. Его имя - Фредерик Клегг.
Три факта о нём:
- Боится женщин;
- Инфантилен и малообразован;
- Далек от реального мира.
А еще он коллекционирует бабочек и любит фотографировать.
Он внезапно становится обладателем крупной суммы денег, которую приличный и разумный человек смог бы приумножить. Но кто сказал, что Фредерику присущи такие качества? Нет-нет. С деньгами он обращаться не умеет, это факт.
Однако, вся суть дела - в его коллекции. В определенный момент она пополняется весьма интересной единицей.
Я ненавижу этого героя. Я его презираю. Надо сказать, что не так уж сложно вызвать у читателя подобные чувства к главному герою. Пусть лишь он сделает что-нибудь противоестественное, выдавит свой эгоцентризм, деградирует до нуля. Собственно, именно это и случилось с Клеггом.
Какие условия нужны человеку для того, чтобы деградировать? В романе "Коллекционер" катализатором выступают деньги. Мол, у меня есть огромная сумма, и теперь я могу владеть всем миром!
Конечно же, это заблуждение. Есть ведь такие вещи, которых не купишь и за все деньги мира. Мы привыкли слышать, что дружба продажна; любовь - и та отдается за гроши. Но будут ли эти чувства искренними?
Наш герой совершенно запутался. Что виновато в этом? Его молодость, неумение строить причинно-следственные связи, стремление взять "всё и прямо сейчас", глубокая убежденность в том, что для любви достаточно уже его возможности купить то, что хочется.
Самое страшное во всем этом то, что в итоге страдают другие. В данном случае - Миранда. Девушка с русалочьими косами.
Пожалуй, о сюжете больше говорить не буду. Все свои мысли я уже изложила, пора и вам оценить и вынести собственный вердикт.
Поговорим о другом.
Роман "Коллекционер" читается легко и нудно. Да, вот именно так. Композиция - единственное, что хоть сколько-нибудь спасает ситуацию. Вначале речь идет от одного главгероя, далее - от другого (те же события, с другой стороны); окончание ведет тот же первый. Таким образом, роман делится на три части.
Я не люблю излишнюю детализацию, прорисовку каждого, пусть даже самого мелкого, поступка, мысли или чувства героев. Кроме, конечно, случаев, когда все это расписано нетривиально и несет смысл. Но Фаулз ушел деталями не в плюс и не в минус. Не гениально, но и не простецки. Так, чтобы было скучно, но все-таки хотелось продолжения.
- Теперь еще один пункт: Печать, или вариант в аудио?, или "И ВСЯКОЕ ТАКОЕ".
Я начала читать в формате аудиокниги, и знаете, это был не лучший выбор. Поясню: мое филологическое ухо было неслабо задето, но я не понимала, чем. Ответ пришел, когда я решила перескочить на печатный текст, и тут-то выяснилось главное: наш главный герой, Клегг, совершенно тупо разговаривает.
Чуть позже замечание об этом встретилось и в самом тексте. Просто в аудиоформате это не сразу заметно. Часто резала ухо фразочка "и всякое такое". На седьмой или десятый раз я уже вздрагивала, услышав это.
Сначала хотела ругать Фаулза, но тут же меня осенило, что это автор хочет показать неграмотность Клегга.
Урожай с трех страниц:
Стол, стулья и всякое такое.
...хочу сделать сюрприз, и всякое такое.
...дядя Дик меня научил. Неплохо плотничал и всякое такое.
...я там поставил электроплиту и всякое такое.
...чтоб чай можно было пить и всякое такое.
...когда из Австралии вернется, и всякое такое.
...студенты, художники, актеры и всякое такое.
...живем в хорошем современном доме, у нас дети и всякое такое.
...что надо для этого сделать и всякое такое.
... электричество, телефон и всякое такое.
Коллеги с филфака поймут мое состояние. Хотя, нет. ВСЕ поймут мое состояние.
Кстати, совершенно противоположная ситуация - с романом "Цветы для Элджернона" (Киз Даниель). Но о нем позже.
- Пункт №3. О гениальности.
Повторюсь: я часто встречала убеждения в том, что этот роман должен прочитать каждый человек. Мол, это супер, одна из лучших книг на свете.
И это ввело меня в ступор, когда я с ним покончила.
Будь мне лет 15-16, когда я еще не встретилась с определенными произведениями (название писать не буду, ибо это прямой спойлер), основанными на реальных событиях, то роман бы меня ох как зацепил. И поскольку тема интересная, хотя и жестокая, я старалась проштудировать ее вдоль и поперек, узнавая все новые похожие случаи из реальной жизни.
Так что, в романе "Коллекционер" для меня не оказалось ничего шокирующего.
Но чем он мне понравился, так это детальной прорисовкой деградации человека, художественным описанием всех событий, своей определенной ёмкостью. В конце концов, это красиво.
Мне не захотелось бегать за своими друзьями с томиком Фаулза и насильно советовать этот роман. Ну да, теперь я знаю, о чем он. Никак это меня не изменило, я не стала ни лучше, ни хуже. Как-то ровно все прошло, гладко, а в литературном смысле - даже серо.
Я не испытала глубоких эмоций. У меня не захватывало дыхание, я не боялась, что роман вот-вот закончится, и мой литературный кайф завершится. Даже финал не удивил. И вас не удивит, уважаемый потенциальный читатель "Коллекционера", если вы внимательнее всмотритесь в личность Клегга.
В общем, ни одна струна в моей душе не дернулась. Согласитесь, что любое литературное произведение, как бы им ни восхищались критики, не получит путевки в жизнь, если не вызовет эмоций.
И я могла бы здесь заметить, как же роман любят другие люди, но тогда бы мне пришлось идти против себя.
Посему, перечитывать этот роман я не стану. Хоть и в целом все не так уж плохо.