Каково это - прочитать данную книгу однажды, не особо впечатлиться и вернуть обратно в библиотеку, потому что, как ни крути, но ты не фанатка жанра фантастики; ну а потом - вернуться к этой книге двадцать лет спустя и осознать многие вещи, проникнуться, казалось бы, простеньким и непримечательным книжным сюжетом настолько, что порой до мурашек пробирает - а что, если?..-
Официальная аннотация -
Премия за достижения в научной фантастике «Хьюго»-1954, категория «Роман».
Пожарные, которые разжигают пожары, книги, которые запрещено читать, и люди, которые уже почти перестали быть людьми… Роман Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту» — это классика научной фантастики, ставшая классикой мирового кинематографа в воплощении знаменитого французского режиссера Франсуа Трюффо.
Примечание: Роман написан на основе повести «Пожарный» (1951) (с).
Да, раньше сюжет данной книги (весьма короткой, всего-то 150 страниц) мне казался обыкновенным, банальным и немножко заумным - ну подумаешь, где-то там, в будущем живет дяденька по имени Гай Монтэг, он - пожарный... или пожарник... короче, работа у него такая - ездить на тревожные вызовы и... жечь книги. Почему именно книги? А потому что в этом самом будущем книги - всякие, плохие и хорошие, классика и однодневки, Библия и мемуары - всё это книжное разнообразие под строжайшим запретом.
Ибо книги мешают человеку быть счастливым, книги - рассадник зла, лишающий людей спокойствия и сводящий их с ума своей чепухой, которая НЕ была на самом деле...
Этакая война Добра и Зла... но однажды наш главгерой взял и ПОДУМАЛ. И тут-то всё и началось.
И тогда, давным-давно, ещё в школьные времена я данную книгу, *451 градус по Фаренгейту* восприняла не ахти как... как этакая страшилочка об истории одной семьи из будущего - довольно-таки странной семьи, которая... ну в общем, рассказывать не буду, про это надо прочитать и вникнуть самим.
Просто скажу, тогдашние впечатления школьницы и сейчасшные меня настоящей - это небо и земля. Мне было очень интересно сравнить будущее автора с книжным будущим - путем простых вычислений стало понятно, что скорее всего Рей Брэдбери описывал наше время... время, в котором многое - с ног на голову, книги - под запретом, многие вещи - на грани ужаса, и что примечательно - автор не расписывал в красках весь житейский быт и т.д., он просто описывал диалоги...
...и если вчитаться в эти самые диалоги, то становится ясно: господа, тушите свет!
То, что книги под запретом и их хранить - смерти подобно, - это ясно. И это почти не страшно - чесслово, сама бы сожгла большинство из ныне издаваемой макулатуры, при воспоминании о которых меня невольно передергивает.
Да, за каждой книгой стоит свой автор, вложивший в неё свой труд, своё время... но всегда ли эти усилия оправданы?.. Я, признаться, в чем-то могу понять автора книги *Малыш 44*, в которой он самозабвенно очернил быт эпохи Сталина и заодно продемонстрировал свою неосведомленность в тогдашних исторических реалиях - автор ненашенский, автор вроде британец, если мне память не изменяет. Ну а за *бугром* нынче в почете обливать грязью и помоями Россию и СССР.
Точно так же я могу понять авторские принципы в книге *Весь невидимый нам свет* - история вроде бы прекрасная, о французской девочке и немецком мальчике в годы Второй мировой... но... весомые ложки дегтя в адрес русских начисто убили все мои хорошие впечатления о данной книге (подробности тут приводить не хочу, их можно прочитать в том отзыве).
Ладно, вернемся к нашей книге. К нашему жутковатому миру, где человечество в одной стране должно быть одинаковым, не свободным и равным от рождения, а - ОДИНАКОВЫМ. В принципе, понять это можно: люди должны быть похожими друг на друга как две капли воды. И тогда все будут счастливы - не будет великанов, раздражающих коротышек, не будет поводов к зависти и посинениям от злости, что, согласитесь, очень многих выбивает из колеи...
И всё вроде бы хорошо - есть работа. Есть дом. Есть жена. И ещё есть телевизорная гостиная, где телеэкраны во всю стену и куча разнообразных *родственников* и *родственниЧков*. Только вот счастья почему-то нет.
Ибо женщины, как известно, любят ушами... и телестены дают им эту возможность. А мужчины любят поговорить... а как быть, если разговаривать - не с кем?.. Ты пытаешься, ты честно пытаешься... а тебя никто не слушает, даже собственная жена - ей телестены и *родственники* всех милее.
А у тебя есть ТАЙНА... и очень хочется просто поговорить. О наболевшем.
И этот мир меня сейчасшную поневоле кидает в дрожь: подумать только, даже по душам поговорить - роскошь, которую могут себе позволить очень и очень немногие... Мир, в котором человек - просто человеческая единица: был человек и нет его, всё просто и обыденно, и вселенских трагедей по поводу *Человека убили!!!* никто устраивать не будет.
Мир, в котором незримо витает дух войны... Мир, в котором государство оберегает своих граждан, планомерно превращая их в парнокопытное - пусть жуют свои жвачки и не дергаются.
Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможность видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше - ни одной. Пусть забудет, что есть на свете такая вещь, как война. Если правительство плохо, ни черта не понимает, душит народ налогами, - это всё-таки лучше, чем если народ волнуется (с).
Ибо чтО такое разъяренная, неуправляемая и обезумевшая толпа и к чему это может привести - теперь знают многие. И поневоле подумаешь: какое счастье, что есть интернет и есть возможность фильтровать информацию, читать разные источники, с чем-то соглашаться, что-то категорично отвергать...
И никогда, прошу вас, никогда не голосуйте за того, кто великолепно одевается и имеет подвешенный язык, просто потому, что *надо* за кого-то проголосовать, а другие кандидаты вам не нравятся - этот лысый, этот обитает в секонд-хенде, ну а тот вообще в носу ковыряется... прилюдно...
И в наше настоящее время, как по мне - не суть важно, держишь ли ты в руках настоящую бумажную книгу или её электронный аналог, или же просто читаешь текст с монитора, главное же - ИНФОРМАЦИЯ. А любая прочитанная информация вызывает в себе эмоции - разочарование от очередной лабуды, на которую весьма жаль даром потраченных деревьев или же пронзительно-незабываемые... как, например, были у меня после прочтения книг о Дитте или Зулейхе.
Знаете ли вы, почему так важны такие книги, как эта? Потому что они обладают качеством. А что значит качество? Для меня это текстура, ткань книги. У этой книги есть поры, она дышит. У неё есть лицо. Её можно изучать под микроскопом. И вы найдете в ней жизнь, живую жизнь, протекающую перед вами в неисчерпаемом своем разнообразии. Чем больше пор, тем больше правдивого изображения разных сторон жизни на квадратный дюйм бумаги, тем более *художественна* книга. Вот моё определение качества. Давать подробности, новые подробности. Хорошие писатели тесно соприкасаются с жизнью. Посредственные - лишь скользят по ней. А плохие насилуют её и оставляют на съедение мухам (с).
Да, книги бывают разными - сильными и пронзительными, или же отвлеченно-одноразовыми... из тех, что прочитать и забыть. Каждый выбирает своё... и вряд ли задумывается о том, что это всё-таки счастье - возможность в любое время взять книгу и прочитать несколько страничек оттуда, не опасаясь непрошеных визитеров и Механического пса, которые быстро вам объяснят ху из ху.
Цитаты из книги (они же в картинках) -
- Ну вот, - сказала она, - мне семнадцать лет и я помешанная. Мой дядя утверждает, что одно неизбежно сопутствует другому. Он говорит: если спросят, сколько тебе лет, отвечай, что тебе семнадцать и что ты сумасшедшая. Хорошо гулять ночью, правда? Я люблю смотреть на вещи, вдыхать их запах, и бывает, что вот так я брожу всю ночь напролет и встречаю восход солнца (с).
- Я редко смотрю телевизионные передачи, и не бываю на автомобильных гонках, и не хожу в парки развлечений. Вот у меня и остается время для всяких сумасбродных мыслей. Вы видели на шоссе за городом реклмные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиной всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог (с).
- Закон вам известен, - ответил Битти. - Где ваш здравый смысл? В этих книгах всё противоречит одно другому. Настоящая вавилонская башня! И вы сидели в ней взаперти долгие годы. Бросьте всё это. Выходите на волю. Люди, о которых тут написано, никогда не существовали. Ну, идем! (с).
- Что ты так расстраиваешься? Я же стараюсь вспомнить. - Она вдруг засмеялась странным, взвизгивающим смехом. - Смешно! Право, очень смешно! Забыть, где впервые встретилась со своим мужем... И муж тоже забыл, где встретился со своей женой... (с).
- Дело не только в гибели этой женщины, - продолжал Монтэг. - Прошлой ночью я думал о том, сколько керосина я израсходовал за эти десять лет. А ещё я думал о книгах. И впервые понял, что за каждой из них стоит человек. Человек думал, вынашивал в себе мысли. Тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге. А мне это раньше и в голову не приходило (с).
- Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорит со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены. Я хочу, чтобы кто-нибудь выслушал меня. И если я буду говорить долго, то, может быть, и договорюсь до чего-нибудь разумного. А ещё я хочу, чтобы вы научили меня понимать то, что я читаю (с).
- И слава богу, что так. Вы можете закрыть книгу и сказать ей: *Подожди*. Вы её властелин. Но кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас как глину и формирует вас по своему желанию. Это тоже *среда* - такая же реальная, как мир. Она становится истиной, она есть истина. Книгу можно победить силой разума. Но при всех моих знаниях и скептицизме я никогда не находил в себе силы вступить в спор с симфоническим оркестром из ста инструментов, который ревел на меня с цветного и объемного экрана наших чудовищных гостиных (с).
- Кто не созидает, тот должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников (с).
- Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя - такого зверя нет на свете. А если есть, так он сродни обезьяне-ленивцу, которая день-деньской висит на дереве и всю свою жизнь проводит в спячке (с).
Не скажу, что книга читается на одном дыхании... наоборот, в некоторых местах мне было трудновато продираться сквозь мысли автора или описание тогдашнего быта - эти места я перечитывала повторно... местами смущали диаметрально противоположные нестыковки (например, *пожарный* и *пожарник* - это же разные вещи!..) и ещё кое-какие моменты...
Но вот диалоги - это нечто!.. Я спецом в цитаты-картинки решила скопировать именно диалоги между нашими книжными героями, и на первый взгляд кажется, что это болтовня обыкновенная, пустопорожнее щебетание вроде *хорошо выглядишь*, *классная погода* или *я тут погулять решила*. Но это только первый взгляд, первое впечатление... и чем дальше - тем больше тараканов, образно говоря. Это сложно описать словами... и это всё-таки счастье, что у нас НЕТ такого будущего.
Или - до поры до времени?.. Ибо искусство думать и размышлять - это роскошь, необходимость или блажь?
Читать всё-таки рекомендую - на всё про всё у меня ушел где-то час... а впечатления и эмоции от прочитанного сильны и свежи до сих пор (перечитала несколько дней назад, только сегодня собралась с нужными мыслями).
Трудно сказать, в какой именно момент рождается дружба. Когда по капле наливаешь воду в сосуд, бывает какая-то одна, последняя капля, от которой он вдруг переполняется, и влага наливается через край, так и здесь в ряде добрых поступков какой-то один вдруг переполняет сердце (с).
P/S. Хоть и не положено здесь говорить о политике, но всё-таки немножко отрадно, что автор не питал иллюзий по поводу собственной страны... иносказательные намеки и фразы ещё в середине прошлого века очень точно показали особенности деятельности США, как ни крути.
И многое - в йаблочко.
==
Мои отзывы на книги разнообразных жанров вы можете увидетьЗДЕСЬ.
Интересно было прочесть эту книгу и фантастику люблю, начиная с советской А вообще большинство книг и фильмов про будущее вызывают у меня такую реакцию - как хорошо, что это только чья-то (больная) фантазия...
love95, я тоже, когда повторно прочитала... Grunez, ага, всему своё время... Кстати, из фантастики очень уважаю книги Кира Булычева
Андрианова Татьяна, где-то пару часов... и ещё отвлекалась А книги я люблю )))
katerok98, я неожиданно для самой себя надумала перечитать, когда разразилась шумиха вокруг закрытия Флибусты... и не пожалела (о книге)
MaliSHka89, я из фантастики люблю детские книги об Алисе и другие серии Кира Булычева. А остальное... когда как. Книгу прочитайте, если получится - думаю, каждый увидит что-то своё...
SunnyRain, у меня с фантастикой как-то не очень... детские книги люблю, сказки тоже, а вот *взрослая*, научная фантастика туговато идет...
А вот мне не понравилась. От слова совсем. Не знаю.. Я ожидал нечто ИНОГО от великого мастера психоделики в литературе Впрочем. Наверное, я просто зажрался после "Марсианских Хроник".
Melcolm, я не любительница фантастики, и *Марсианских хроник* не читала... поэтому мне практически не с чем сравнивать Просто... заинтересовалась этой книгой после интернет-возмущений по поводу Флибусты и - понравилась мысль автора: к чему порой может привести очередная *уравниловка* людей, чтобы они были послушными марионетками во имя... хм... процветания власть имущих.
Просто попробуй почитай его остальные сборники или романы)Совсем другой человек. Не знаю. Эта книга настолько выбивается из привычной колеи его мыслей. Настолько не звучит на общем фоне, что... Что как-то так))
Попробуй таки Хроники. Я почему-то думаю, что впечатлят.
Melcolm, надеюсь, однажды всё-таки попробую Просто, когда у меня впервые появилась электронная книга - на радостях скачала почти все книги знакомых писателей... но многое не прочитала - то не мой жанр, то другие книги интереснее, вот, новинки каждый день появляются!..