Доброго времени суток всем. Люблю Южнобережье, особенно в апреле или октябре. Уже можно и искупаться, и полюбоваться видами. Нет большого наплыва людей и изнуряющей жары. А еще, конечно, цветы. Ливадийский представляет собой не просто дворец, а дворцово-парковый ансамбль. В этот перечень входит главное белокаменное здание, внутри которого и сделаны мои фотографии преимущественно.
Также сюда включен Министерский дом барона Фредерикса и Крестовоздвиженская церковь. Сам парк, разумеется, тоже обширен и ухожен.
Главный вход Ливадийского дворца построен не с южной стороны, как традиционно строились они обычно, и это было желанием Александры Федоровны.
Ливадийский дворец - резиденция не только Николая II, но и двух Александров. При последнем проводились глобальные перестройки. В 1911 году Николаем Красновым было заново построено главное здание. Дворец построен в стиле Итальянского Возрождения из инкерманского камня и каррарского мрамора. Императоры проводили во дворце время в период межсезонья.
При входе видны вензели и медальоны с инициалами всего семейства Николая. После революции дворец был крестьянским санаторием. На сегодняшний момент здесь действуют две постоянные экспозиции: одна посвящена Ялтинской конференции, вторая - царской семье.
Дворец хорошо сохранился, поскольку его не бомбили. Весь первый этаж занимает все, что касается конференции.
Заседание проходило вот в этой парадной столовой - самая большая зала дворца. Вечером в нем включается подсветка - 280 электрических лампочек. Для того времени это был прорыв.
Украшает зал и Пенелопа, подаренная Александре Федоровне как символ верной жены. Справа внизу портрет Александра III. Слева - газета "Правда" про Ялтинскую конференцию и ее итоги.
Вторая фотография - люстра из муранского стекла , изначально сделанная под электричество. Нижняя люстра - из спроектированного Красновым приемного кабинета.
Секретное решение, не опубликованное в "Правде", решалось в кабинете президента орехового дерева. Эта комната и еще две были выделены Рузвельту, поскольку он передвигался на коляске.
В ЭТОМ КАБИНЕТЕ РЕШАЛСЯ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС".
Часы на камине из кабинета - временной спальни Рузвельта, очень похожие стоят в Эрмитаже.
Ялтинская конференция, вернее, ее материальная база в цифрах. Более 2000 кг. сыра, столько же мяса, около 6 тонн овощей, примерно 5000 бутылок вина. Пива - 6000, водка и коньяк - более 2000 бутылок и икра. Советский Союз все сделал на высшем уровне, невзирая на голод в стране.
Президент и Черчилль приехали с дочерьми. Все вехи конференции запечатлены на висящих в этих залах и коридоре фотоотчетах.
Везде есть камины. Этот с инициалами на трех щитах и даже в советское время их не трогали, иначе колкий мрамор можно было бы безнадежно испортить. В этой комнате потолок уже из папье-маше, раскрашенного масляными красками. Жаль, не нашла фото.
Итальянский дворик - место, отмеченное значительными событиями в жизни царской семьи и не только. В советский период тут снимали фильмы, такие как "Собака на сене", "Анна Каренина", "Отелло"...
В Арабский дворик не пускают. Абсолютно сохранившееся майоликовое панно и изразца разных лет украшают этот прекрасный двор-колодец.
Верхний этаж - апартаменты царской семьи. Николай с домочадцами побывали во дворце четырежды.
Потрясающие виды из окон - главное украшение всех зал. Но есть комнаты, оформленные необычно. Например кабинет из тиса ягодного, который ядовит. Но специальная обработка позволила сделать отделку из него.
В Ливадии представлено немного работ Прокудина-Горского - пионера цветной фотографии, ученика Менделеева. Он не был единственным, кто снимал цветные фотографии в России до 1917 года. Однако только он один использовал метод цветоделения, позволявший получить более качественные фотографии.
Один из его проектов: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 года получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон.
Только коллекция Прокудина-Горского была сделана (и сохранилась) в таком значительном объёме. Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского была куплена у его наследников за пять тысяч долларов в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
На верхней фотографии слева и нижнем фото - персидский ковер, подаренный шахом семье императора в 1913 году, и пропавший в период революции. Юлиан Семенов, искавший Янтарную комнату, нашел его и даже мецената, выкупившего его, - барона Фальцфейна. Он хотел вернуть ковер долгое время, но его не пускали в Советский Союз. Только в 1993 году он смог приехать и подарить ковер уже действовавшему музею.
В 1860-е годы специально приехавший в Ливадию Рудольф фон Альт специально пишет более 40 акварелей для Александра III. На них запечатлены и ныне утраченный Малый Дворец.
Снизу - фотография дня помолвки последней императорской семьи.
На верхней фотографии слева и нижнем фото - персидский ковер, подаренный шахом семье императора в 1913 году, и пропавший в период революции. Юлиан Семенов, искавший Янтарную комнату, нашел его и даже мецената, выкупившего его, - барона Фальцфейна. Он хотел вернуть ковер долгое время, но его не пускали в Советский Союз. Только в 1993 году он смог приехать и подарить ковер уже действовавшему музею.
На верхних этажах все оформлено в стиле модерн. Любые детали Краснов согласовывал с Александрой Федоровной, весь интерьер в соответствии с ее вкусом.
Царская "малая" столовая, как раз и в отделке из тиса ягодного.
Единственная сохранившаяся ванная, построенная для американцев. Эта ванная комната - не оригинал, воссоздание. Настоящее здесь, царское, зеркало, окрашенное по привычке советского времени масляной краской.
Единственный сын Николая Алексей страдал гемофилией.
Во время болезни Николая тифом был создан терренкур, Солнечная тропа из Ливадии в Гаспру, длиной около 7 км.
Цесаревны Ольга и Татьяна любили музицировать, участвовали в благотворительных выставках и рисовали. В этом их учителем тоже был Краснов.
Накануне русской революции рассматривался и вариант построения железной дороги через охотничьи угодья императора.
Вход в особняк барона Фредерикса - массивное трехэтажное здание в стиле модерн. Мне не довелось побывать внутри, хотя однажды там проходила выставка игрушек и солдатиков цесаревичей.
Во время посещения у нас не было много времени на окрестности, хотя до и после я бывала там не раз. Потом мы поехали еще к одному шедевру, как природному, так и архитектурному, - Ласточкину гнезду.
«Ла́сточкино гнездо́» — готический замок, расположенный на отвесной 40-метровой скале мыса Ай-Тодор в посёлке Гаспра. Нынешний облик принял в 1912 году. Отстроен был для богатой дворянской династии. После революции 1917 г. в разные годы в нём размещались склады, рестораны, читальные залы. Сегодня – архитектурно-выставочный комплекс, включающий несколько ярусов смотровых площадок, постоянную экспозицию об истории замка и выставочные площади. Ежегодно становится самой посещаемой достопримечательностью Крыма и неизменным местом проведения культурно-досуговых и патриотических мероприятий.
«Ласточкино гнездо» стало эмблемой Южного берега Крыма.
Крайний раз очередной этап реконструкции «Ласточкиного гнезда» проводился с 2017 по 2020 годы.
За это время проведена реставрация цокольной части входа, стен первого этажа, верхних поясов башни, дверных проёмов, оконных перемычек и каминной трубы. Обновлены уникальные исторические элементы декора на флюгерах и фасадах. Восстановлены террасные ограждения и установлена художественная подсветка дворца и скалы под ним.
Скала "Парус", на заднем плане Аю-даг.
Внутреннее убранство не сохранилось. Все уже советское, ведь многие годы здесь был ресторан. Я была как-то, когда экспонировалась единственная картина "Ночь на Днепре". Сейчас периодически внутри тоже выставляют мини-экспозиции, чаще патриотического толка.
Именно таким первое "гнездо" запечатлел на своих полотнах Айвазовский. Первый владелец назвал свою одноэтажную дачу «Генералиф». Впервые о замке «Ласточкино гнездо» упоминается в 1895 г.
Спасибо за терпение. Все же побывать в этих местах стоит, можно даже пройтись пешком из Гаспры, зайти по дороге на Аврорину скалу, и завершить маршрут посещением Ливадийского дворца и его окрестностей.