Опубликовано 26 Июль, 2022 - 02:15

  • Опыт использования:
    один раз

Вечером перед долгой поездкой на машине (19 часов в сумме - это вам не шутки) решила поискать какую-нибудь интересную новинку из литературного мира. Один сайт заинтересовал меня обложкой книжки Глуховского, да и сам автор (спасибо Вселенной Метро) был мне хорошо знаком. Книжка была скачена, и с первыми минутами поездки я окунулась в этот темный мир дилогии "Пост".

Я кратко расскажу про общие впечатления о каждой части почти без спойлеров, а далее уже поведаю свои мысли в целом о произведении, где без спойлеров не обойтись.

 

Пост. Часть 1.

 

Первая часть оставила меня неравнодушной. Мир, который создал Глуховский в этот раз, не менее тревожный, безысходный, чем в том же "Метро 2033". Когда-то произошла страшная гражданская война, и от великой ранее страны остались мелкие крупицы (про которые почти никто не знает), Москва и маленькие приближенные к ней города, превратившиеся в наблюдательные пункты. Вся жизнь таких "Постов" как и Ярославского крутится вокруг приказов Москвы - сказали ждать поставки продуктов неделю, значит, все ждут. Еда задерживается на месяц? Все равно нужно ждать. Приказ есть приказ, на все воля Императора.

Люди в книге такие же "маленькие", как и их скромная обитель. У одних вся жизнь уже строится на Боге и молитвах, у других на самогонке и азартных играх с соседями. Даже главные герои (Егор и Мишель) - и те не такие уж многогранные и сложные. Впрочем, это можно оправдать их реалиями. Сложно думать о великом, когда хочется кушать и простого человеческого комфорта.

 

События первой книги раскручиваются достаточно лихо, несмотря на то, что их в целом в сюжете не так уж много. Положительно влияет на повествование резкая смена действующих лиц - то мы смотрим на события от лица Егора, а вот уже переживаем их вместе с Мишель. И когда жизнь на посту резко меняется сначала из-за пришедшего с той стороны ядовитой Волги гостя, а после из-за голода и неожиданной напасти, все действующие лица открываются с новой стороны.

Ты не успеваешь заскучать от происходящего, и даже несмотря на страшные события так и хочется скорее узнать, чем все закончится. Стиль повествования нельзя назвать легким, особенно не порадовало количество мата в речи героев. Порой ругательства вставлялись словно невпопад - как будто не речь взрослых людей читаю, а детей, старающихся покрасоваться знаниями русского матерного.

Также в книге очень много отсылок к религии, для таких не особо верующих людей как я, даже слишком. А вот политические взгляды самого писателя наоборот не так настойчиво лезут в лицо, что радует. Везде, где критиковалась власть, Москва, политика и действия власть имущих - все было уместно.

Симпатии к главным героям у меня не получилось испытать, им достаточно сложно сопереживать из-за их натуры. Больше переживаешь за остальное, второстепенное население поста, невольно заражаешься их отчаянием и болью. Страшно, что им пришлось так жить и что приходится все это терпеть. А из этого ада выхода нет, о чем не раз повторяют в книге. Конец первой части яркий, заставляет понервничать, не дает выдохнуть вплоть до последней страницы.

 

"Проглотила" я первый "Пост" буквально за день и теперь настойчиво рекомендую почитать первую часть. А вот со второй все намного сложнее...

 

Пост 2. Спастись и сохранить.

 

Вторую часть я дочитала также за день и не могла успокоиться еще час, настолько сильно разочаровало меня продолжение. Все, что мне нравилось в первой части, было сокращено до минимума.

Ярких событий стало значительно меньше, хотя локация, в которой происходят события, расширилась. Почему-то в первой части на маленьком посту происходило намного больше разнообразных событий (хоть и были одни и те же действия), чем в Москве и соседних городах по пути от Ярославля. А если какой-то неожиданный поворот и происходит, он либо сразу же объясняется, либо затирается монотонностью происходящих событий. Но в целом герои просто идут от точки А в пункт Б. Проходят локации, в которых все повторяется почти по одинаковому сценарию с теми же репликами, от которых уже под конец книги начинаешь беситься.

 

Политических взглядов автора стало наоборот еще больше. Здесь мысли автора о стране, власти и народе (как в реальном прошлом, так и в книжном "настоящем") чуть ли не жирным текстом написаны и повторяются от лица разных героев. Уйти от этого никак.

Личности героев также претерпели изменения, а их мотивация либо полностью свалила в далекие дали, либо трещит по швам. Некоторые действия героев я так и не смогла для себя хоть как-то объяснить.

Сюжетные дыры умножились на десять. В первой части их достаточно, но они не так сильно бросаются в глаза из-за интересного сюжета. Здесь же я раз за разом отрывалась от книги и спрашивала саму себя "Чегооо блин?". В "спойлерной" части отзыва расскажу о них подробнее.

Сцены стали более жуткими, кровавыми и мерзкими. В каких-то моментах это стало даже плюсом, ведь хоть как-то оживляло скучное повествование, но в целом эти сцены никак не двигали сюжет, а лишь добавляли крови ради крови, жести ради жести.

 

Конец книги был максимально предсказуемым. Уже читая середину книги, ты понимаешь, чем все закончится, ведь тебе сами герои говорят об этом. Не остается интриги, и тебе просто приходится дождаться концовки. Надежды на позитивную концовку у меня и не было, поэтому я просто гадала, насколько все будет плохо.

Вторая книга оказалась скучной, дырявой и неслаженной. Наиболее интересные моменты остались без вопросов, без половины персонажей можно было просто обойтись, и книга ничего бы не потеряла от их утраты. И если в первой части у автора получилось тонко балансировать над политическими и религиозными мотивами, но не проваливаться в них с головой, то вот во второй части в них можно захлебнуться.

И пусть без продолжения нельзя считать историю законченной, но я бы никому не порекомендовала вторую часть.

 

Внимание, спойлеры! Если вы не хотите узнать о сюжете раньше прочтения книги, лучше пройдите мимо.

У Егора как будто есть два желания вплоть до конца первой книги - замутить с Мишель и играть в группе. Вот об этом он и думает почти весь хронометраж повествования. Переживает либо о гитаре, либо о девушке. Чем ему конкретно нравится Мишель - так и не узнаем. Тяга к ней у главного героя, как и у почти всего мужского населения поста, основа на недоступности девушки. Изредка к переживаниям героя добавляется жалость к себе и муки совести. Появляются они ненадолго, потом также быстро пропадают.
Во второй части Егор резко и окончательно съезжает с катушек (можно частично оправдать его изменения финалом первой книги), а за день до смерти решает взять "любимую" силой. Как, зачем, почему? На эти вопросы нам, увы, никто не ответит. По началу второй части кажется, что он нашел новую задачу - донести до всех правду, помочь остальным, но почему-то эта маниакальная мания к Мишель убивает все. Его действия перед смертью глупы, бессмысленны и полностью рушат того персонажа, с которым мы провели всю первую часть.

Мишель только и думает, что о Москве. Даже внезапно появившаяся у нее любовь к прибывшему казаку - тоже возникла из-за Москвы. О ней она думает в хорошие моменты (представляя, как Саша ее увезет обратно домой), так и в плохие. Если девушка не думает о городе, то злится на все окружение и свою текущую жизнь. Она с презрением относится почти ко всем, и из-за этой токсичности ей не хочется сопереживать.

Во второй части она проходит свою арку, и вроде даже меняется в лучшую сторону, как кажется в начале. Помогает детям, понимает, что любила свою бабку, к которой раньше испытывала лишь негатив. Но тут же ведет себя эгоистично (по факту использует Юру, а родителям покойного Саши хотела просто нагло врать, чтобы задержаться в Москве), бездумно (зачем кричать всем подряд про одержимых, ведь уже после первого раза было понятно, что вам просто так не поверят? Зачем повторять это раз от раза в разных местах?). Когда происходит сцена с насилием в камере, ей сопереживаешь, но далее про нее читать становится все сложнее.

 

У Юры и Кати тоже есть куча моментов, вызывающих вопросы. Парню сложно сопереживать, ведь он только-только получил высокое звание, а уже спешит всех бить розгами и показывать, кто тут главный. Да, характер вспыльчивый, но не настолько же. То, что его лишь под конец книги ввело в сомнение, что он не мог не заразиться, тоже притянуто белыми нитками. Он даже не задался вопросом, кто блин его приковал наручниками, если напали на местных одержимые? Почему тогда Мишель без наручников и почему он тогда об этом не помнит? Да даже лохмотья и цепь на шее должны были хоть как-то натолкнуть его на мысли.

В их роман и счастливое будущее с балериной хотелось верить, пока нам не показали ее голой на коленях перед стариком ради главной партии. Поэтому, когда читаешь про переживания Юры, его письмо к возлюбленной, становится только тошно, и ждать хорошего от их встречи не получается.

История Кати, на мой взгляд, была вообще лишней. Уж лучше бы не пытались сделать из нее такую тварь, показывая, что счастливой жизни у них с Юрой быть не может. Намного полезнее то время, которое было уделено ей, посвятили бы объяснению первоначальных причин для войны или этой "бесовской молитве". А так мы только и видим, что ее светлые чувства моментально забылись, как будто их и не было.

 

Ну и огромный осадок не столько от персонажей, как от сюжетных дыр. Далее будут несколько вопросов, на которые мне не хватило более подробного ответа (или вообще хоть какого-то ответа).

1. Почему обязательно убивать перепонки? Почему беруши не подойдут? Зачем травмировать себя, если есть более простые методы? Про наушники и музыку объяснили, но про самое простое - нет.

2. Почему никто не умер (как минимум дети) от потери крови, после того, как их "оглушали" гвоздями? Потери сознания были, но все же это достаточно опасное дело, которое может привести к сильным кровоизлияниям, в том числе и в мозг.

3. Как поп узнал про поезд, про людей, которые находятся в нем? Его надзиратели не могли рассказать об этом, так как не знали. Если он сам видел этот поезд и знал про планы, связанные с ним, то почему не поехал на этом же поезде в Москву? Зачем нужно было идти пешком?

4. Причины гражданской войны (Распада) максимально притянуты за уши. Одно дело, если бы случился какой-то большой политический конфликт, но то, что все регионы решили массово отвенуться от плохой Москвы - детский лепет.

5. Зачем использовать НЛП, чтобы поубивать всех (что и то не факт)? Таким образом не получится сохранить контроль над территорией, ибо остальные регионы будут представлять опасность из-за своей агрессивности. Ну и почему весь удар только на регионы за Волгой? На юге, как можно понять, эту методику не применяли. Причины использования этой "молитвы" максимально неправдоподобны, да и к ее содержанию куча вопросов.

6. Почему одни сохраняют адекватность после одержимости, а другие нет? Как Полкан мог оставаться адекватным и не заразил всех казаков, пока его везли в Ростов? Рот тогда у него закрыт не был. Почему именно Юра смог держаться так долго в адекватном состоянии и вернулся после первого "сдвига" так быстро? Мишель тогда никак не "успокаивала" его. Если же "одержимость" поселяется с первых слов молитвы, то почему тогда Егор остался адекватным, ведь он начал слушать молитву еще в первой части? Если не с первых минут, то тогда почему молитва сразу подействовала на Юру, а потом на Государя?

7. Как те машинисты поезда смогли посадить такое огромное кол-во агрессивных одержимых в поезд за решетку? Даже без того, что они не могут повлиять на глухих людей, они могут их просто убить в два счета. Особенно в таком количестве.

8. В каком возрасте Мишель попала на пост? В начале книги говорится, что ей 24, она помнит школьных друзей. Но после она размышляеет, сколько лет торчала на Посту: "Пятнадцать, двадцать?". 4 года у нее точно не могло быть школьных друзей, если отнять эти 20 лет.


Вопросов помимо этих - масса. Как телефон оказался у близнеца? Что за люди были на том видео? Как поп без противогаза прошел мост, если одержимые даже не смогли? Что за негры были в том "хороводе"? Почему одержимые не переубивали друг друга в вагонах? Зачем нужен был арест Катиного "спонсора"? Как Мишель не заметила свою беременность в камере? И много-много других.

Книга могла быть прекрасной, если бы все не испортила вторая часть, как по мне. Была бы рада послушать мнения других о несостыковках сюжета и узнать, какие вопросы у вас остались после прочтения.

Достоинства
  • Динамичная
  • Первая часть отличная
Недостатки
  • Абсурдность сюжета
  • Бессмысленные сюжетные линии
  • Много логических нестыковок
  • Неравномерный сюжет
  • Продолжение было лишним
  • Явный русофобский посыл
AlexaAmioraне рекомендует
Читать все отзывы 6
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 6
Смотрите также