Опубликовано 6 Декабрь, 2015 - 23:21

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "Кристина Хофленер", который вызвал у меня противоречивые чувства во время знакомства с историей. Скажу так, чтобы не было вопросов к отзыву - произведение мне понравилось с точки зрения того, КАК ОНО написано. А вот действующий персонажи вызвали, скорее разочарование. Причем я перечитываю произведений второй раз, и именно во второй раз я обратил внимание на то, что раньше как-то ускользнуло мимо моего восприятия.

Тот, кто переполнен радостью, не наблюдателен: счастливцы – плохие психологи. Только беспокойство предельно обостряет ум, только ощущение опасности заставляет быть зорче и проницательнее.

Но делает ли написанное выше книгу плохой? Разумеется, нет, друзья. Ведь речь идет про Цвейга, а это означает, что нас ожидает еще один маленький шедевр мировой литературы, с которым стоит познакомиться поближе всем, кто любит подобную нишу. Или кто обожает творчество этого замечательного писателя, подарившего нам немало чувственных историй, выворачивающих наизнанку, и заставляющих спорить с персонажами, сопереживать за них, или даже местами осуждать.

Честное слово мужчины всегда служит женщине перилами, за которые она цепляется перед тем, как упасть.

Я просто хочу сказать, что его герои получаются действительно ЖИВЫМИ персонажами, а не просто очередным набором характеристик, которые должны быть в них заложены. И это прекрасно! Так что несмотря на свое негативное отношение в сторону персонажа, я хочу сказать спасибо мастеру за это произведение, которое смогло вызвать у меня отклик и настолько сильные эмоции. Не каждая книга способна на такой подвиг, ох, не любая!

Согласны с этим?

Делиться секретами всегда опасно, ибо, доверяя секрет постороннему, ломаешь барьер между ним и собой

Иногда при прочтении классики в голове остается больше вопросов, нежели ответов. Нет, я прекрасно помню, и даже согласен с тем, что нелепо считать правильным в книге ТОЛЬКО целостность сюжета. Кто вам сказал, что в книге должна быть яркая и четко выраженная идея, которая будет развиваться на протяжении всей книги? Даже если речь идет про художественное произведение, то стоит вспомнить полновесные романы или небольшие рассказы замечательного прозаика Харуки Мураками, который обожает оставлять финал открытым.

Стоит человеку чего нибудь устыдиться, как это неощутимо откладывается даже в самом отдаленном уголке сознания, затрагивая каждый нерв; и любое беглое упоминание, всякая случайная мысль заставляют однажды устыдившегося снова претерпевать пережитую муку.

Автор волен провести вас как угодно на протяжении своего странного путешествия, имя которому - повествование. И каков будет этот путь зависит исключительно от него. Ну и от вашей фантазии, разумеется. Она тоже весьма пригодится вам на протяжении всего это длительного пути. Так как в ином случае в финале может ожидать глухая стена, и ощущение разочарования. Словно на протяжении всей дороги со всех сторон висели вывески с завлекательными заголовками.

Страх – как кривое зеркало, в котором любая случайная черта отражается чудовищно увеличенной и карикатурно четкой и воображение, состоит только его подстегнуть, выискивает несуразнейшие варианты.

И должен снова уточнить, что некоторые авторы вызывают у меня восторг. Уважение, или признание. Я могу объективно признавать вклад человека в ту или иную отрасль мира литературы, не испытывая к нему никакой личностной приязни. Кто сказал, что "мировая классика" автоматически становится интересной сугубо для вас? Не стоит бояться признаться в том, что некоторые писатели, или их книги могут нагнать на вас скуку или тоску.

Тот, кто находит отдых в самом себе, не слишком остро воспринимает окружающий мир.

Все мы разные. У нас свои собственные тараканы в голове, которые копошатся, и дерутся с друг другом. И резонанс у всех от одной и той же книги будет весьма разнообразный. А иначе мы не люди, а какие то манекены, или клоны, чьей задачей является пытаться следовать так называемому оригиналу. Простите, но нет. Пожалуй, что я сохраню за собой право на собственное мышление.

Главное – не затягивать то, к чему не лежит душа. Не идет какое-то дело – бросай его, начинай новое; неуютно тебе на этом месте – собирай чемоданы, уезжай куда-нибудь еще.

Цвейг вызывает у меня восхищение. Его умение построить и воссоздать с помощью слов жизнь человека восхищает. Его герои. Их переживания. Его способность построить маленький, но очень глубокий по переживаниям и эмоциям мир впечатляет. Я всегда завидовал подобным людям, которые росчерком руки создают если не саму жизнь, то ее весьма реалистичную иллюзию.

Действительно, гений дан от Бога. Или сформировался путем удачных браков и генных переплетений. Неважно. Важен результат. А он как раз перед нами.

Что это со мной, взволнованно думает она, я это или не я? Почему вдруг все получается так легко, свободно, а раньше – еще учитель танцев говорил – была неуклюжая, точно деревянная, но теперь же скорее я его веду, чем он меня. Да и разговор идет сам собой; может, я не такая уж дура, ведь как любезно он меня слушает, а человек-то знаменитый. Неужели я так переменилась оттого, что на мне другое платье, что здесь другая обстановка, или все это уже во мне сидело, только я вела себя чересчур боязливо, робко? Мать всегда мне об этом говорила. А может, ничуть и не трудно быть такой, может, и жизнь гораздо легче, чем я думала, надо лишь набраться смелости, ощущать только себя, и ничего другого, тогда и силы придут, словно с неба.

"Кристина Хофленер" - пример незавершенного произведения, в котором герои вызывают у читателя (я говорю конкретно про себя) раздражение. Местами жалость, но больше раздражение. Они не просто мелочные и ведомые, они еще зачастую и откровенно тщеславны в своем положении и бедности, которой они так наигранно стыдятся. Но при этом я читал текст, не в силах от него оторваться до самых последний строк.

Разочарование в жизни, которое с болью испытывает одно поколение, остается, к счастью, непонятным и недействительным для последующего и с каждой новой юностью переживается заново.

Вот это я магия произведения : ) А не всевозможные "сумерки" про озабоченного вампира, который никак не может решится на то, чтобы укусить "бургер", который постоянно его об этом просит. И так на протяжении нескольких КНИГ!

Издательство: Азбука

Серия: Азбука-классика (pocket-book)

ISBN 978-5-389-06800-1; 2014 г.

Переводчик: В. Бунин

Язык: Русский

Страниц: 288 стр.

Формат: 75x100/32 (120x185 мм)

Тираж: 5 000 экз.

Переплет: Мягкая обложка

 

От производителя

Роман Стефана Цвейга "Кристина Хофленер" первоначально назывался "Хмель преображения". Это история скромной девушки, которая стоит за конторкой на почте в австрийской глуши. Кристина давно смирилась с убогой нищенской жизнью, с повседневной рутиной. Кажется, ей вечно предстоит штемпелевать конверты. Но неожиданно она — впервые в жизни — получает телеграмму: "С радостью ждем тебя...". И вот благодаря заокеанской тетушке-фее Кристина отправляется на роскошный швейцарский курорт.
Кажется, что перед нами сказка об австрийской Золушке. Однако даже самый прекрасный бал когда-нибудь заканчивается, и что будет завтра, не ведает ни один волшебник.

К сожалению, эта история останется для нас открытой, и незавершенной, так как книга не была закончена. Можно скорбеть, и жалеть об этом. А можно получить удовольствие от уже написанного, и смело представлять каким было бы продолжение этой взрослой сказки. Почему я написал про "сказку"? Да все очень просто, друзья - считайте это вольной интерпретацией историю про то, как прекрасный принц не пригласил Золушку на бал, и она решила добиваться всего сама.

Но не сразу.

Дома теперь неустанно твердят: слишком дорого. Мать, отец, сестра, невестка с утра до вечера подсчитывают, во что обходится убогая повседневная жизнь, вкладывая в эти подсчеты все свои заботы и тревоги. Слишком дорого мясо, слишком дорого масло, слишком дорога пара обуви; Кристина даже дышать почти не осмеливается из опасения, что это слишком дорого.

Я недаром в названии отзыва упомянул одну из принцесс Диснея, так как это история местами похожа по духу именно про эту сказку с хорошим концом. Вот только ожидать нечто подобное у гения этого направления было бы немного глупо. Хотя начало весьма интересное. И даже цепляющее. Несмотря на то, что дальше героиня начнет вытворять нечто невнятное, и растворяться в самолюбовании и удовлетворения своего тщеславия. Да, с какой-то точки зрения я даже способен понять её спектр эмоций, честно.

Но не до конца.

Она с наслаждением всасывает жгуче-холодный, нежно-пряный шербет, словно впитывает в себя через тонкую соломинку все соки и всю сладость жизни.

Она ведь с самого начала знала о том, что дальние родственники просто предложили её отдохнуть у них на время её отпуска, а не перебраться к ним жить на постоянную основу, чтобы она НИЧЕГО не делала, а они оплачивали ей балы, украшения, платья и еду. И закрывали глаза на всевозможные глупости, которые девица начинает вытворять. Повторюсь, что частично я даже понимаю её эмоции и поступки. В конце концов, в студенческие годы, когда я "вырвался" на свободу от родительской опеки, я тоже творил много всякой ерунды.

К сожалению, мозги включились не сразу.

Честное слово мужчины всегда служит женщине перилами, за которые она цепляется перед тем, как упасть.

Просто мне не понравилась её рефлексия после окончания отпуска, когда она должна была счастливая и заряженная отправиться обратно домой. Туда, откуда она и прибыла. Вместо этого её начало корежить, и персонаж начала переживать странные метаморфозы личности. Которые лично у меня не вызвали симпатии или сопереживания. Если ты так хочешь стать "звездой" элитного клуба, то будь добра - иди заработай деньги, сделай себе САМА имя и репутация.

И будет тебе счастье и зависть окружающих. И конечно же толпа галантных кавалеров, готовых виться вокруг.

Он так отчаянно старался доставить ей радость, старался, пожалуй, свыше своих сил.

А не так, чтобы "я хочу, дайте мне". Я тоже хочу найти на пороге квартиры мешок денег, которые я мог бы потратить как угодно на свое усмотрение. Вот только пора немного вырасти, и начать самостоятельно отвечать за свою жизнь, а не сваливать все на окружающих или пытаться как-то оправдаться ужасными и сложными временами. Люди с жилкой и характером именно в эти самые времена и делали свои первые миллионы, которые затем вкладывали в бизнес, и поднимались резко вверх.

Но что-то я немного увлекся критикой героини, простите. Предлагаю вернуться к ней : )

Поворот за угол, вверх по темной скрипучей деревянной лестнице - и Кристина входит в мансарду убогого крестьянского дома; здесь, в комнате с маленькими оконцами, она живет с матерью.

Первоначально нас знакомят с серой провинциалкой, которая живет точно также, как и сотни тысяч окружающих её людей. Она что-то слышала про дорогие машины и одежду. Про то, что где-то там есть респектабельные и богатые люди. Но все это звучит как нечто мистическое и неведомое. То, что с ней никогда не сможет случиться, так как она живет здесь, среди других людей и другого общества. К тому же её матушка нуждается в уходе, так как она всю свою жизнь работала не покладая рук для того, чтобы прокормить семью.

“Да, милейший, когда твои дела дрянь, мир выглядит не очень-то розовым.”

И на старости лет её здоровье совсем расшаталось. Фактически так выходит, что родная мать является центром ее мира, Богом, и смыслом существования. Казалось бы, что убери у нее эту опору, и жизнь рухнет как карточный домик.

Въевшийся за многие годы страх опоздать на службу, словно крот, подрывает подземелье сознания и так мучительно терзает его, что последняя тонкая оболочка сна рвется и Кристина открывает глаза.

Но внезапно в виде телеграммы в жизнь молодой женщины врывается ветер перемен, который уносит ее в новые дали, открывая такие горизонты, о которых она даже не могла и мечтать. И маленькая, забитая, и неуверенная в себе провинциалка хлебнет такой свободы и новой жизни, которая даже никогда ей не снилась в мечтах. Ведь у нее даже не хватило бы фантазии придумать себе подобное. Что уж говорить о реализации подобных желаний?

У каждого материала есть свой предел выносливости, сверх которого он больше не сопротивляется нагрузке: этому непреложному закону подвластна и человеческая душа. Радость может достигнуть такой степени, когда любая добавка становится уже неощутимой, и так же - горе, отчаяние, уныние, отвращение и страх. Наполненная до краев чаша не приемлет больше ни капли.

"Волшебная палочка" делает взмах, и перед нами чудесное преображение заморыша в стильную кокетку, и миловидную девушку. Но стоит помнить, что ровно через 2 недели ее отпуск закончится, и она снова вернется в свое привычное существование. Так как теперь она не может назвать это жизнью.

в конце концов, в этом мире можно ладить, только будучи снисходительным.

Знатоки, внимание! Вопрос от зрителя: как вы думаете, какие изменения последуют у нашей героини, и что именно задумал автор в жизни этого несчастного ребенка?

Для богатых людей не только в Вене, но и повсюду существуют ловкие адвокаты, поднаторевшие в замазывании скандальных дел.

Хотите узнать ответ? Читайте книгу.

Трогательная, глубокая. пронзительная история про человека, который внезапно осознал, что не жил, а спал все эти годы. Существовал, не разу не испытав сильных эмоций или переживаний. И когда ему выдался такой шанс, то какова окажется цена за глоток настоящей жизни? И готова ли девушка на радикальные шаги для того, чтобы что-то изменить в своей жизни? И если да, то на какие? Ведь у любого решения есть некий моральный предел, переступив который, ты перестаешь быть самим собой.

И отнюдь не каждый человек решается перейти эту черту.

- А я не желаю больше устраиваться! Сыт по горло! Само это слово приводит меня в бешенство, уже одиннадцать лет меня устраивают и пристраивают, и все на разные места, но ни разу я не попал на такое, которое устроило бы меня самого. Четыре года на бойне, а потом бог знает где еще. И всегда я исполнял чужую волю, никогда не действовал по своей собственной, всегда ждал свистка: вон! Хватит! На другое место! Начинать заново, каждый раз сначала. Все, больше не могу. Не хочу, надоело.

Несмотря на то, что история не закончена, и обрывается на весьма интересном сюжетном повороте, я все-таки рекомендую это произведение к изучению как классику прошлого столетия. Да и прошло не так уж и много времени, чтобы ставить Цвейга на полочки старых и никому ненужных книг.

Он будет актуален еще многие годы.

Приятного прочтения, друзья! Делитесь своим мнением в комментариях, мне будет интересно узнать ваше мнение.

____________________

З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
21.03.2017
Первый раз прочитала эту книгу давным-давно (в библиотеке брала), потом появилась собственная...
Он будет актуален еще многие годы.
Более того, чем дальше, что что-то все актуальнее.
Как именно историю Золушки я сюжет не рассматривала никогда. Все-таки Золушка - это сказка, а если и быль, то с хорошим концом. Но Вашу параллель поняла )
23.08.2017
Мне кажется, Кристина как раз не была абсолютна довольна своей жизнью до поездки к тете. Она же даже радость не могла испытать от приглашения к богатой родне, потому что девушка забыла, когда в последний раз испытывала это чувство. До того была убога и ничтожна ее жизнь. Она пребывала в коматозном состоянии, когда годами не испытывала иных эмоций, кроме страха.И только в поезде при виде альпийских гор, Кристина осознает, что никогда не видела ничего подобного и если бы не приглашение тети, то она бы и умерла, не открыв для себя нового ландшафта.
Может быть вы и правы) Просто когда я читал книгу, у меня был определенный эмоциональный настрой, который наложился на текст. Уверен, что если я перечитаю книгу еще раз, у меня будет совершенно иной взгляд на героев. За исключением того, что это очень годное и интересное произведение.
Смотрите также