Опубликовано 12 Январь, 2014 - 14:49

"...Он не мог обрести душевного покоя, потому что слишком много пил. Ему хотелось протестовать, сказать, что такого просто не может быть, такого и нет, это уж очень простое объяснение. Но было именно так." Стивен Кинг, "Волки Кальи".

"Хорошо алкоголикам, хотят - пьют, и не хотят - тоже пьют. Красота." И снова Кинг, цитата из "Нужных вещей".

Собственно, о главном герое произведения "Географ глобус пропил" Алексея Иванова можно больше ничего и не говорить (но я поболтаю, конечно). Кинг дал исчерпывающую характеристику именно ему, как и большинству прочих алкоголиков.

Почему я прочитала эту книгу? Ее красиво не рекомендовала Ира. Есть что-то притягательное в ее отзыве, мне захотелось узнать, что за произведение такую атмосферу навеяло. Узнала. К мнению умных людей стоит прислушиваться, а не проверять все на себе, в очередной раз убедилась. Жизнь всего одна, а хороших книг много, тратить время на псевдолитературу вряд ли стоит.

Сюжет, конечно, оригинальностью не блещет, но право на существование имеет, хороший писатель мог бы это в нужном ключе развить и превратить в шедевр. Алексей Иванов предпочел на шедевры силы не тратить. Он рассказал нам о молодом мужчине, живущем в Перми в 90-х годах прошлого века, женатом и имеющем дочь дошкольного возраста, не сильно стремящемся к обеспечению финансового благополучия своей семьи и решившем, чтобы жена не так усердно пилила, устроиться работать в школу. Педагогическое образование по другой специальности у него было, но стал он учителем географии. Тема очень выигрышная, на мой взгляд - школа, отношения учителей и учеников, походы, максимализм подростков и поиски себя взрослых... Благодатная почва, на которой, увы, автор даже не попробовал вырастить что-то достойное.

Чему посвящена основная часть повествования? Водке, вину, пиву, браге. Ни одна глава не обходится без того, чтобы Виктор (главный герой) не приложился к бутылке чего-нибудь покрепче. Повод ему для этого не нужен, как и остальным алкоголикам. Есть у него как бы друзья. Кто-то их, возможно, таковыми и посчитает, я, к счастью, представляю дружбу иначе. Одна из подруг дала очень точную характеристику Виктору:

"Конечно, на первый взгляд ты податливый: мягкий, необидчивый, легкий на подъем, коммуникабельный... Но ты похож на бетономешалку: крутить ее легко, а с места не сдвинешь, и внутри - бетон."

Сам герой рассуждает о себе так:

"И вот я стою под этими созвездиями с пустыми руками, с дырявыми карманами. Ни истины, ни подвига, ни женщины, ни друга, ни гроша. Ни стыда, ни совести. Ну как же можно так жить? Неудачник..."

Но и иные мысли у него возникают:

"Кто сказал, что я неудачник? Мне выпала главная удача в жизни. Я могу быть счастлив, когда мне горько."

И Виктор счастлив, да. У него есть все, что ему нужно для счастья. Даже такую высокую категорию как "святость" видит герой подобным образом, фактически причисляя себя к лику святых:

"Я для себя так определяю святость: это когда ты никому не являешься залогом счастья и когда тебе никто не является залогом счастья, но чтобы ты любил людей и люди тебя любили тоже. Совершенная любовь, понимаешь? Совершенная любовь изгоняет страх."

В чем-то красиво, правда? Но что за этими словами кроется, кроме инфантильности и эгоизма? Виктор никого не любит, ему никто не нужен. Очень легко подшофе рассуждать о вселенской любви, совершенно не заботясь о том, каким видит тебя каждый день маленькая дочка, о каких игрушках она мечтает, как скажется на ее взрослой жизни модель отношений мамы и папы. Невероятно просто спокойно наблюдать за тем, как жена заводит отношения с твоим же другом, с широкой душой отпускать ее, желая лучшей жизни, и принимать обратно, изображая из себя героя, когда к этой женщине - абсолютное равнодушие.

Об отношении к ученикам (речь идет об учащихся 9 классов) Виктор размышляет:

"Не педагог, тем более не учитель. Но ведь я и не монстр, чтобы мною пугать. Я им не друг, не приятель, не старший товарищ, не клевый чувак. Я не начальник, я и не подчиненный. Я им не свой, но и не чужой. Я не затычка в каждой бочке, но и не посторонний. Я не собутыльник, но и не полицейский. Я им не опора, но и не ловушка и не камень на обочине. Я им не нужен позарез, но и обойтись без меня они не смогут. Я не проводник, но и не клоун. Я - вопрос, на который каждый из них должен ответить."

Вопрос? Льстит герой себе, вопросов никаких его образ не вызвал бы даже у 5-классников. Алкоголик. Все. С Уголовным Кодексом хочется его познакомить. Человек абсолютно не ощущает ответственности за свои поступки, все его ученики остались живы и здоровы лишь по счастливой случайности.

Автор упорно толкает нас к восприятию Виктора как положительного героя, делает это навязчиво и не слишком умело. Человек с тонкой и ранимой душой может быть ужасным мужем, отвратительным отцом, опасным учителем и никаким другом - неважно, это мы - черствые и ограниченные, не способные понять его чуть ли не святую сущность, а он страдает от одиночества и чувствует себя чужим во всем мире, наше бессердечие толкает его к поискам счастья в бутылке.

Думаю, очевидно, что главный герой ничего, кроме отвращения, у меня не вызвал. Но образ его создан хорошо, он прописан детально и понять его несложно. Чего не скажешь о других героях произведения. Они - картонные и убогие. Взрослые - пьют, выясняют отношения и занимаются сексом со всеми остальными взрослыми, даже долей избирательности в этом и не пахнет. Подростки - одинаковые, индивидуальности им Алексей Иванов придать не постарался, наделив каждого буквально одной-двумя отличительными чертами, чтобы самому в них не запутаться, видимо. Единственные герои, которые вызвали симпатию - маленькая дочка Виктора и его кот.

Сюжета практически нет, было лишь несколько моментов, читать которые мне становилось неожиданно интересно, все они находятся в третьей части книги. Первые две можно спокойно читать через главу или через две - пропустите, максимум, пьянку на кухне или пинки ученикам на уроке.

Язык повествования... к нему, в принципе, претензий нет, читать легко, описания природы смело можно назвать приятными, яркими и очень реалистичными (именно о природе Алексею Иванову и стоит писать, кто знает, может, второй Паустовский получится... второго Достоевского точно не вышло). Поражающих красотой литературных оборотов не ждите, но если бы сюжет был чуть богаче, чем "открыл бутылку-выпил-прокатился с горки-сломал ногу-похмелье, еще и нога болит, надо залить за воротник", это можно было бы рекомендовать к прочтению и с такой манерой автора излагать.

Смысла в данном произведении я не нашла. На собственные размышления не толкает, интересных мыслей не содержит. Эмоциональная составляющая - откровенно слабая, практически никакая. Я до последнего ждала какого-то поворота сюжетной линии, который изменил бы мое представление о книге, увы, не дождалась даже подобия этого. Неубедительный сюжет, полный недоделок (плюс вызвавший у меня несколько вопросов относительно реалистичности происходящего). О хороших книгах отзывы писать не так просто, потому что постоянно кажется, что не до конца получается рассказать, чем именно прочитанное так прекрасно и почему конкретно эта книга заслуживает внимания. Сейчас же я лишь с натяжкой могу назвать несколько критериев, почему "Географ глобус пропил" - не самое плохое произведение отечественной литературы: не гениальный язык, но и ужасным его не назовешь; описания природы - красивые; образ главного героя - четкий и ясный; иногда читать становилось не совсем скучно, просыпался интерес к происходящему. Но эти мелочи не вытягивают написанное Алексеем Ивановым к положительной оценке. Неприятного осадка произведение у меня не оставило, закрыла и удалила из электронной книги. Порадовалась, что мне не встречались такие учителя. Посмотрела на ярлыки папок с творчеством любимых писателей на рабочем столе. Улыбнулась. Все хорошо. Ничего лишнего, хочется читать только лучшее.

Purpleне рекомендует
Читать все отзывы 47
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Отзыв любопытный. До Достоевского современным авторам очень далеко... Действительно, много других книг, не буду тратить время на эту. Спасибо.
12.01.2014
не для меня эта книга, можно потратить время на более интересные книги.
12.01.2014
Так странно... Ощущение стойкого де жа вю...Когда-то давно, лет 15 назад или чуть больше-меньше, читала я небольшой роман в журнале "Уральский следопыт". Тоже сюжет - учитель географии, любит девятиклассницу, подростки, ходит с ними в походы... Правда там почти не пьют (хотя, как посмотреть) и про семью учителя не помню, было ли что... Вот и в жизни не вспомню сейчас, кто автором был... А вообще согласна с Вами, в жизни итак пьяного бреда хватает, чтобы еще книги о нем читать...
Зато спасибо, что про Кинга напомнили Wink как раз думаю что почитать, пойду накачаю себе, я у него только все части Темной башни читала, начиная со Стрелка, надо еще что-нибудь почитать, хотя бы те романы с которыми Башня перекликается...
12.01.2014
иногда читать становилось не совсем скучно, просыпался интерес к происходящему.
ахаха, терпеливый ты, однако, читатель Smile
жаль что не понравилось Sad
12.01.2014
Я даже и не слышала об этом авторе. Противоречивые все-таки отзывы на это его произведение, как я посмотрю.
12.01.2014
Слегка пессимистичная книга...
12.01.2014
Эта книга точно не для меня Puzzled Спасибо за отзыв Wink
12.01.2014
Big smile Очень живописно рассказала Big smile
13.01.2014
Отзыв как всегда интересный у Вас Smile книгу не читала, фильм не смотрела и знакомиться с этим произведением ни в каком виде не буду, т.к. Алкоголиков не уважаю и тему обрыганства не люблю)))
13.01.2014
отзыв у тебя получился куда интереснее этой книжки, правда- правда Love .
Автор упорно толкает нас к восприятию Виктора как положительного героя, делает это навязчиво и не слишком умело. Человек с тонкой и ранимой душой может быть ужасным мужем, отвратительным отцом, опасным учителем и никаким другом - неважно, это мы - черствые и ограниченные, не способные понять его чуть ли не святую сущность, а он страдает от одиночества и чувствует себя чужим во всем мире, наше бессердечие толкает его к поискам счастья в бутылке. Ой, чего подумала, сам автор не из тех ли самых, любителей залить за воротник Big smile ? Ибо только они рассуждают так- все вокруг черствые и злые, не понимают тонкую душевную организацию алкоголика... И даже не хотят понимать! Это же одна из самых простых отговорок любого пьяницы- я весь из себя положительный, это вокруг злыдни.
Котэ- да, шикарен, вот он, самый интересный персонаж в книге Wink , коту зачОт.
А вообще, ну ее, современную отечественную литературу "о жизни". Совсем ну ее. На свете еще столько хороших книг не читано.
13.01.2014
Интересно, что за фильм из этого "произведения" получился. Может, это тот редкий случай, когда фильм лучше книги?.. Oups
13.01.2014
Девушки, большое спасибо за внимание к отзыву Smile

Xelaardna, очень интересно Smile То ли случайно сюжеты так похожи, то ли Алексей Иванов тоже читал журнал "Уральский следопыт" Smile А ведь точно читал, он даже публиковался там, я в Википедии посмотрела. Вот только книга про географа впервые опубликована в 2003 году... наводит на мысли, правда? Smile
Темная Башня... Innocent Love Жму руку Вам Smile Кинг написал большое количество потрясающих произведений, но если человек читал Башню, имхо, вряд ли он в литературе когда-либо встретит что-то более впечатляющее Smile Темная Башня - все-таки куда масштабнее, чем просто книги, входящие в этот цикл. И это не только особое мировосприятие и отдельная философия... там целая жизнь... Но конечно, и остальное творчество Кинга заслуживает внимания Smile

Ирочка, все возможно... А может, есть у него друг-алкоголик, вот автор и в теме всех его рассуждений о жизни? Подумал, что полстраны - алкаши это будет интересно широкой публике... Снова я Кинга приплету, помнишь, что он в "Как писать книги" говорит о писателях и алкоголе:
"Мысль, что творчество и дрянь, меняющая сознание, ходят парами, – это один из величайших мифов поп-интеллигенции нашего времени. Четыре писателя двадцатого столетия, на чьей ответственности это по большей части лежит, – Хемингуэй, Фицджеральд, Шервуд Андерсон и поэт Дилан Томас. Это они создали наше представление об экзистенциальной англоязычной пустыне, где люди отрезаны друг от друга и живут в атмосфере эмоционального удушья и отчаяния. Эта концепция хорошо знакома почти всем алкоголикам, обычная же реакция на нее – приятное удивление. Наркоманы-писатели – обычные наркоманы. Такие же, как наркоманы-землекопы. Все заверения, что наркотики и алкоголь необходимы для притупления болезненной чувствительности, – чушь и самообман. Я слышал, как пьющие водители снегоочистителей говорили, что пьют, чтобы укротить демонов. Без разницы, кто ты – Джеймс Джонс, Джон Чивер или простой алкаш, закемаривший под стенкой автовокзала: для наркомана право пить или нюхать должно быть сохранено любой ценой. Хемингуэй и Фицджеральд не потому пили, что были творческими натурами, одинокими или слабыми духом. Для творческих людей, быть может, действительно больше риск алкоголизма, чем в других профессиях – ну и что? Все блюющие в сточной канаве похожи друг на друга."

Наташа, Ира на твой вопрос дала исчерпывающий ответ, у нее есть отзыв о фильме Smile
13.01.2014
Да, Таня, дошла до него как раз Wink
13.01.2014
Темная Башня - все-таки куда масштабнее, чем просто книги, входящие в этот цикл. И это не только особое мировосприятие и отдельная философия... там целая жизнь... Как приятно случайно встретить единомышленника))) Согласна полностью, этот цикл меня просто покорил, есть книги, а есть Темная башня... Я потом долго знаки везде встречала) И 19))) И сразу мысль: Луч! Это произведение я отношу к тем немногим, которые меняют что-то в тебе...

Постараюсь найти автора той повести, которую в Следопыте читала, самой стало интересно)
13.01.2014
Слушай, твоя рецензия (не отзыв, а именно рецензия Love ) просто великолепна! Я уже понимаю, что такое читать я бы не смогла. Слышала про эту книгу, причем тоже нелестные комментарии. Не люблю, когда пьют чрезмерно, а читать про это и подавно не хочется. Да еще и сюжета толком нет Sad
почему-то никому не понравилось, уже ни первый отзыв читаю
13.01.2014
Это точно ОНО... В той повести которую я читала, ученицу эту, любимую его, тоже Маша звали. Таких совпадений не бывает просто так)))
13.01.2014
Xelaardna, вот и от "Географа..." польза нашлась - он дал повод поговорить о Башне Smile Я говорю точно так же - есть книги, их очень много, есть приятные книги, есть любимые книги, есть те, которые оставляют след в сердце навсегда. А есть Темная башня. И ничего рядом с ней не поставить. Ни на что она не похожа, сравнивать ее с остальными произведениями Кинга или других авторов - гиблое дело, это априори некорректно. Ее значимость не вместить в слово "литература". Литература так не умеет... Темная башня во мне даже не просто изменила что-то, именно она, по сути, в немалой степени сделала меня той, кем я являюсь сейчас. Стрелка и Извлечение троих я впервые прочитала в 13 лет, Бесплодные земли и Колдун и Кристалл - в 15, следующие 3 книги - в 17-18, ну и Ветер сквозь замочную скважину - сразу, как только она появилась в сети. И с ходу могу назвать целый ряд своих решений на протяжении последнего десятилетия, важных или не слишком, принятие которых было навеяно именно впечатлениями от Башни Smile С Лучами и числом 19 - та же история. Одиноко стоящая роза просто как цветок давно уже не воспринимается Smile А буквально полгода назад увидела мужчину с 3 пальцами на правой руке... высокого брюнета с синими (может, и с серыми, но тогда детали были неважны, похожи на синие точно) глазами... Он, мягко говоря, удивился, заметив, как многозначительно я на него смотрю Big smile О Темной башне часами можно говорить... всего не рассказать Innocent
О "Географе..." - чем дальше, тем интереснее Smile Получается, была у книги еще и такая публикация, до первой официальной? Причем наверняка редакция там существенно отличалась от того, что публикуют сейчас...

Танечка, спасибо Smile Помимо нелестных мнений, есть еще и большое количество восхищенных... И глубокий смысл в этой книге находят, и эмоционально очень сильной ее называют... Каждому свое, конечно... Но с полной уверенностью могу утверждать, это - точно не твое Smile

Юлия, спасибо за внимание к отзыву Smile
13.01.2014
Purple, ну, собственно, с Кингом я спорить даже не стану Sexy , "Все блюющие в сточной канаве похожи друг на друга", вот с чем я согласна, и нет разницы, бомж это или писатель, кинозвезда или поломойка. Все эти "я пью, чтобы" или "потому" суть обычные отмазки.
Полстраны алкашей и им это будет интересно Big smile , это любопытный вариант, только пьяницы книг не читают, зачем, им все заменяет стакан. Если автор рассуждал так, он совершил большой просчет Tongue .
13.01.2014
Пожалуй перечитаю-ка я Башню.... Просто наш разговор навеял на меня ту атмосферу, захотелось снова испытать... Хотя завидую тем, кто впервые эту книгу в руки возьмет... Я читала когда была старше - все книги в 22 года... Роза, да... тоже до сих пор - не просто цветок... Прогуляюсь по Лучу с любимыми героями.

А я нашла!!! Вернее, папа мой, у него вся электронная коллекция всех выпусков Уральского Следопыта. Это повесть "Оба берега реки", автор - Иванов, вышла в 2-х номерах в 1997 году (АЖ вона когда!!!! я думала раньше!). Потом уже в инете есть инфа что эта повесть стала частью романа про Географа. Там они просто в походе - сплаве по реке. Закончился поход - закончилась повесть))). Ну на мой мозг подростка впечатление видимо произвела, что я до сих пор помню))) Но сейчас понимаю, что ничего особенного там не было. Видимо, позже он это в роман превратил.
13.01.2014
У меня также неоднозначное мнение от этой работы сложилось, и фильм подойдет не для каждого...
13.01.2014
То есть не раньше, позже, конечно. Я думала что году в 1999-2000 читала эту повесть.

Он, мягко говоря, удивился, заметив, как многозначительно я на него смотрю Big smile

А вот как подошел бы и заговорил Высоким слогом с тобой Laughing out loud ))) Мне все больше по мелочи совпадения попадались, но всегда было ощущение: ОЙ...
14.01.2014
Понравилась фраза ( возьму себе на заметку ):"Но ты похож на бетономешалку: крутить ее легко, а с места не сдвинешь, и внутри - бетон"(с). Книгу не читала, а вот фильм посмотрела...главным образом из-за того, что моя подруга - поклонница таланта К.Хабенского ( сына даже в честь него назвала...надо ж ). Посмотрели мы, значит, и спокойно спать пошли...Она больше смотрела на главного героя, я - на неё! Big smile Не могу сказать, что мне совсем уж сюжет не понравился, но желания прочитать книгу или посмотреть заново фильм не возникло! Smile
14.01.2014
Ира, мне, по сути, отлично понятны многие из "я пью, чтобы..." или "я пью, потому что...", поскольку каждое лично мое желание не оставлять в одиночестве грустную бутылку вина или абсента тоже имеет под собой ряд "потому что". Но искать в этом какие-то высокие мотивы... нет, просто слабость, лень и глупость, ничего больше. А касательно множества алкоголиков я не имела в виду то, что писатели подобных "Географу..." произведений именно их видят целевой аудиторией. Не обязательно. Но практически у каждого есть знакомый алкоголик, тема - близкая (так же как книги об интернет-романах - ни одной хорошей не знаю, но все они пользуются популярностью, поскольку актуальность зашкаливает), она должна вызывать у большинства чувство - "это же о нас! это вполне может происходить здесь и сейчас", а я сама, когда говорила об "Асфальте", рассказывала, что такое ощущение родства и близости у меня (думаю, не только у меня) автоматически повышает интерес к написанному и на многое позволяет закрыть глаза (на отсутствие смысла, к примеру). По поводу того, что пьяницы книг не читают, тоже не соглашусь. Мой единственный хорошо знакомый пьяница как раз читать очень любит Smile

Xelaardna, наверное, это еще сильнее - прочитать все книги Темной башни сразу, а не растягивать их так, как я Innocent Но в мои 13 все части еще не были написаны, 3-я и 4-я существовали, однако в библиотеке их не было, а карманных денег на все не хватало и до простейшего решения - пойти в другую библиотеку, я не додумалась Shy Впрочем, ни о чем не жалею, у меня есть очень яркие воспоминания о чтении на летних каникулах, о выписывании в блокнотик интересных цитат, о том, как я не пошла на контрольную по физике, потому что не могла оторваться от Колдуна и кристалла... Я забыла некоторых людей из тех, кто в то время составлял мой основной круг общения, но впечатления от Башни настолько сильны, что у них шанса померкнуть нет... Smile О знаках... когда меньше 2 месяцев назад у меня родился сын, первая мысль была: "елки-палки, сегодня же 19-е...", хотя в сроки это число и близко не попадало Smile
Ахаха, если бы тот мужчина со мной заговорил, это бы меня точно в ступор повергло Big smile Я и так зависла, рассматривая его, на минуту, наверное, а в молочном отделе супермаркета это было не слишком уместно, пожалуй, потом подошел муж и пришлось делать усилие, чтобы вспомнить о кефире и сметане Big smile
Спасибо за интересную информацию о "Географе..." и журнале, целое расследование, Ваше де жа вю не обмануло Smile Сплав по реке - это третья часть романа, единственная более-менее интересная. В принципе, не удивительно, что она Вам запомнилась, написано-то совсем не плохо, да и внимание подростка-то точно это должно было привлечь. А вот первые две части... Sad В общем, повесть наверняка была лучше Smile

Alexa_shv, благодарю за внимание Smile Фильм я не смотрела и не тянет Smile

Вера, да, с подругой под настроение можно и такое кино посмотреть Smile Моя двоюродная сестра тоже поклонница Хабенского с детства, когда он еще какого-то мента в сериале на Первом играл Smile
Таня, мне и смотреть было противно, а прочитать такое точно бы не смогла - терпения не хватило бы. убогий сюжет про убогую жизнь очередного алкоголика.
14.01.2014
Отрицательный отзыв о книге Иванова вытек в положительный на серию Темная Башня)))
Оригинально у нас получилось))). Я уже в предвкушении, как буду перечитывать))

Кстати, посмотрели мы - в книге эта часть еще и сжата, в журнале более объемная версия. В общем, кому интересна эта книга, если вы дошли до этого коммента, пишите мне в личку, вышлю скан журналов с этой повестью))))
15.01.2014
Тань, ну, собственно, и мне понятны, только сама я никогда не пыталась оправдаться этими "потому", если мне случалось напиться. И так все ясно, вот, пожалуйста, напилась. Нет мотивов, по сути, слабость только, но это не мотив же, это другое. В книге же под пьянку подводится философия, каковой там и быть не может.
Алкоголик-то знакомый у каждого, факт, это явление у нас широко распространено, но насчет близкой темы- да иные так от этого натерпелись, что не то, что читать, в руки не возьмут, увидев слово "пропил". Это о нас- да беда нам всем тогда, если только это и о нас.
С Асфальтом- да, есть такое и у меня, но оно не то, чтоб интерес повышает, я бы не сказала, просто поступки и мотивы становится проще понять. Но это не скрывает какие-то недостатки книги.
Вот уж кого не встречала- так это читающих пьяниц. Ни одного, не до чтения им, другое занимает больше.
тема сложная, а к мнению умных людей нужно прислушиваться, в этом я согласна с вами
15.01.2014
не мой формат однозначно - спасибо за интереснейшее описание, здорово!!
15.01.2014
Похоже, автор своего добился - о нём говорят, но думаю, что очень скоро перестанут. Главный герой интереса не вызвал, поэтому читать подобное не хочется. А отзыв замечательный. Smile
16.01.2014
Похоже, что сам отзыв получился намного интереснее книги Big smile Сюжет как-то не заинтересовал Smile
18.01.2014
Подобная философия тоже не для меня. А главное - где и в чем собственно, смысл этого произведения? Идем мимо..
Какой обширный отзыв..а я бы почитала всё равно Smile стобы собсвенное мнение составить
25.01.2014
А мне понравилась книга, интересная)) Жаль что не понравилась Вам Smile
31.01.2014
С большим интересом прочитал Ваш отзыв. Со многим согласен.
01.02.2014
Помню отзыв Иры, и твой прочитала внимательно, действительно не стоит тратить своё время на такую псевдолитературу, главный герой вызывает антипатию, как бы не старался автор его выбелить, оправдать и придать какой-то высокий смысл его жалким метаниям Wink
02.02.2014
Заинтересовалась книгой давно, еще после отзыва Pani_Morkwynka, потом забыла про книгу, а недавно вышел фильм, но читать было некогда. Поэтому собираюсь на днях ознакомится с данным творением, но твой отзыв не читала, как только - так сразу и отпишусь Smile
05.02.2014
Прочитала сегодня. Мысли пока не улеглись, но одно знаю точно, что единицу бы точно не поставила Smile
07.03.2014
Второй отрицательный отзыв на эту книгу укрепляет во мне желание ее не читать. Трудно снова не провести параллели с Моэмом - более нейтрального отношения к своим героям я не встречала больше ни у кого. Всех разберет по полочкам, по закоулочкам, сусекам и амбарам - совершенно и совершенно бесстрастно. Первое время это слегка смущало, а потом привыкла и поняла, что так и должно быть.
Ещё 2 комментария
Другие отзывы
Читать все отзывы 47
Смотрите также