Опубликовано 17 Июнь, 2016 - 20:39

С фильмом "Место встречи изменить нельзя" режиссера Станислава Говорухина познакомилась в раннем детстве.

Вспоминается один эпизод, когда последнюю серию показывали ночью, часа в три или четыре утра и мы с мамой специально встали, чтобы досмотреть. Хотелось узнать окончание истории, азарт был, чего сейчас уже не наблюдается. И встать в три ночи уже ни один фильм или сериал заставить не может.

Даже самое интересное можно позже посмотреть в интернете. Но и тогда заставить маленького ребенка (примерно, первоклассницу) встать ночью, чтобы смотреть детектив - это что-то значило. И еще из домашнего. У Шарапова в комнате были такие же обои, как в то время у нас. Сейчас ностальгирую, пересматривая Smile

Многие задаются вопросом о том, почему фильм, снятый по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия" носит иное название. Но всё объясняется достаточно просто. В первой публикации роман носил название именно "Место встречи изменить нельзя" и уже позже был переименован.

А теперь о самом фильме. В передачах про Высоцкого говорили, что некоторые моменты режиссировал он сам. В любом случае, одному ли Говорухину, либо им вместе, но шедевр удалось создать! Всё на своем месте, начиная от музыки Е. Геворгяна, которая сразу задает тон будущему повествованию и до эпизодических персонажей. Даже в крохотных ролях замечательнейшие, талантливые артисты, многие из которых запомнились благодаря именно этому фильму или создали в нем ярчайшие образы.

На первых кадрах - послевоенная Москва, солнечная и радостная, все вокруг счастливы и кажется, что наступил покой после четырех лет войны.

В отдел по борьбе с бандитизмом прибывает пополнение. Это молодой офицер Володя Шарапов (в исполнении Владимира Конкина), фронтовик, знакомый с горем и смертью не понаслышке. Он прям и честен, но привык точно знать, где враг и кто враг, поэтому в наступившей мирной жизни и милицейских буднях ему сориентироваться порой достаточно сложно.

Но фронтовая смерть имела какой-то совсем другой облик. Это была смерть военных людей, ставшая за месяцы и годы по-своему привычной, несмотря на всегдашнюю неожиданность. Не задумываясь над этим особенно глубоко, я ощущал печальную, трагическую закономерность войны - гибель многих людей. А здесь смерть была ужасной неправильностью, фактом, грубо вопиющим против закономерности мирной жизни: само по себе было в моих глазах парадоксом то, что, пережив такую бесконечную, такую смертоубийственную, кровопролитную войну, молодой, цветущий человек был вычеркнут из жизни самоуправным решением какого-то негодяя...

"Эра милосердия"

Начальник отдела по борьбе с бандитизмом - капитан Глеб Жеглов - неподражаемый Владимир Высоцкий. Резкий, цепкий, не говорит лишних слов. Методы его не всегда нравятся или близки Шарапову, но, в общем, адекватны ситуации. Многие грешат на то, что отсутствует внешнее сходство Высоцкого с книжным Жегловым, но, на мой взгляд, проблемы нет, созданный им образ вполне соответствует книжному и, безусловно, является ярким и запоминающимся.

Шесть правил Глеба Жеглова:

1. Когда разговариваешь с людьми, чаще улыбайся. Первейшее это условие, чтобы нравиться людям.
2. Умей внимательно слушать человека и старайся подвинуть его к разговору о нем самом.
3. Как можно скорее найди в разговоре тему, которая ему близка и интересна.
4. С первого мига проявляй к человеку искренний интерес - понимаешь, не показывай ему интерес, а старайся изо всех сил проникнуть в него, понять его, узнать, чем живет, что собой представляет.
5. Даже «здравствуй» можно сказать так, чтобы смертельно оскорбить человека.
6. Даже «сволочь» можно сказать так, что человек растает от удовольствия.

И еще одна хорошая цитата:

Если есть на свете дьявол, то он не козлоногий рогач, а он дракон о трёх головах, и головы эти — хитрость, жадность и предательство. И если одна прикусит человека, то две другие доедят его дотла.

Жеглов и Шарапов во многом антиподы и прием, где герои "романтик" и "прагматик" достаточно часто используется в фильмах и книгах, но смотрится убедительно и характеры соответствуют жизненному пути героев.

Главная детективная интрига фильма крутится вокруг убийства Ларисы Груздевой и борьбой отдела против банды "Черная кошка".

Бывшего мужа Груздевой играет Сергей Юрский. Груздев - нервный интеллигент, выписан тонко, ему веришь.

Еще несколько колоритных персонажей.

Манька-Облигация в исполнении Ларисы Удовиченко

Вор Копченый - Леонид Куравлев

Карманник Кирпич - Станислав Садальский

Мошенник Ручечник - Евгений Евстигнеев

Фокс - Александр Белявский

Горбатый - Армен Джигарханян

Финалы книги и фильма немного разнятся. Но концовка фильма радует больше.

Фильм заканчивается, а вопрос, настанет ли когда-нибудь "эра милосердия" остается.

Fedesperanzaрекомендует
Читать все отзывы 30
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
17.06.2016
Концовка в книге отображает жестокую действительность. Хоть и не приятная, но мне нравится больше, чем мифический хеппи энд в фильме.
17.06.2016
хеппи энд весьма условный в фильме. И на протяжении действия убийств достаточно, и Левченко в конце погибает.
Хотя, наверное, восприятие зависит от того, что первично, книга или фильм. Я фильм увидела лет на 13-15 раньше, чем прочла книгу, а потом еще неоднократно пересматривала, поэтому как-то ближе эта трактовка.
Хотя в книгах всегда лучше показаны характеры персонажей, мотивы их поступков. С переносом на экран в любом случае теряется много.
26.07.2016
Этот фильм - классика.
01.02.2021
Да, вопрос остается и видимо ответ на него отодвигается все дальше и дальше.
Другие отзывы
Читать все отзывы 30
Смотрите также