Индия - красивая страна на Востоке. Страна нарядных сари, слонов и многоруких божеств. Страна, знакомая многим из нас по фильмам Болливуда, в которых все поют, а любовь побеждает зло...
В романе Арундати Рой Индия совсем другая. Лишенная налета сказочности, погрязшая в пережитках прошлого и предрассудках. Страна "где смерть человека сплошь и рядом приносит большую выгоду, чем могла принести вся его жизнь", страна "поганого мужского шовинизма" и Бога... Бога Утраты, Бога Мелочей. Тревожная, противоречивая история, семейная сага, с одной большой трагедией и мелочами отдельных, личных, соломинками, которые, собираясь одна за другой, незаметно превратились в угрозу, способную разом раздавить судьбу десятка человек...
- Если вы когда-нибудь, - сказала Амму, - вы поняли меня? КОГДА-НИБУДЬ ещё ослушаетесь меня Публично, я пошлю вас в такое место, где вы у меня как миленькие исправитесь. Это, надеюсь, ясно?
Когда Амму сердилась всерьёз, она говорила: Как Миленькие. Близнецам представлялся глубокий колодец, где миловались миленькие мертвецы.
Сюжет. Спустя двадцать три года проведенных в разлуке, Рахель и Эста, близнецы с одной, общей на двоих, душой, возвращаются в дом своего детства. А с ними приходят воспоминания. О матери, не нашедшей Места Под Солнцем, о счастливых жарких днях, о холодной бабочке, сжимающей своими крылышками сердце, о девочке в брючках клеш, что пила из серебряного наперстка...
Она всей душой разделяла расхожее мнение, что замужней дочери нет места в доме ее родителей. Что касается разведенной дочери, ей, считала Крошка-кочамма, нет места вообще нигде.
А начинается книга с похорон, с печального итога, перечеркнувшего надежды и оставившего героев жить на пепелище. После, глава за главой, расплетая глубок запутанных обрывков прошлого и настоящего, читатель начнет раскрашивать пробелы в обрастающей все новыми подробностями истории, которой, увы, не дано закончится хэппи-эндом, а потому и чувство безысходности не покидает с первых страниц. И не смотря на этот хитрый авторский ход, интерес не пропадает, а возникают вопросы: как, черт побери, все это случилось? Кто или что виновато в том, что два близнецовых детства однажды резко оборвались, а началось существование? Окружение? Обстоятельства? Они сами? Ответ там, в похороненном прошлом, где остался элвисовский зачес, фонтанчик волос, собранный "токийской любовью", синий "плимут", Лимонный Газировщик, резиновая уточка, красный лак на ногтях, флажок коммуниста - и бесчисленное количество других мелочей, из которых состоит эта книга.
Стиль повествования очень необычный, кучерявый, много метафор и предложений, где все слова написаны с большой буквы. Много повторений одних и тех же фраз. С одной стороны эта необычность языка - большой плюс, но время от времени эти гротескные нагромождения кучерявости со всех сторон, мягко говоря подбешивают и не дают окунуться в атмосферу произведения. Мешают и постоянные перескакивания автора с пятого на десятое, уводящие в никуда отсылки, буксование на ровном месте, не говоря уже о постоянных, во всех подробностях, описаниях справления нужды и опорожнения кишечника в туалетах, где не работает, вот так печаль, смыв... охохо... я, скажем так, хоть и не приветствую этого в литературе, но вполне спокойно отношусь к каким-либо нейтральным упоминаниям различных туалетных подробностей, потому как большинство авторов прописывает необходимое для сюжета довольно коротко и лаконично. У Арундати Рой размах иной, и мне он, к сожалению, весьма подпортил впечатление. Рука не поднимается поставить оценку выше.
И все же книга хороша, в ней есть и глубина, и смысл, который редко встречается в многих современных романах-однодневках, и если вам Индия хоть чуточку ближе и интереснее, чем мне, советую "Бога Мелочей" к прочтению.
Увы, мы живем не в идеальном мире да и сами мы далеко не идеальны, главное не позволять мелким зернышкам отчуждения вырастать в целые стены непонимания между самими близкими людьми, не относится к родным, как к данности, ведь семья - это самое дорогое, что у нас есть.
вот даже не знаю, хочу ли прочитать, с одной стороны, такие книги иногда неплохо идут, под настроение, а с другой, если это написано так, как написано, то есть гротескно, то тут у меня сомнения возникают, не сильно нравится такой стиль, тяжеловато идет у меня.
Увы, мы живем не в идеальном мире да и сами мы далеко не идеальны, главное не позволять мелким зернышкам отчуждения вырастать в целые стены непонимания между самими близкими людьми, не относится к родным, как к данности, ведь семья - это самое дорогое, что у нас есть.
Красиво и точно сказано. А книгу возьму на заметку.
Скачала я себе эту книжулю после Вашего отзыва, а читать не берусь пока... Нашла кучу очень негативных откликов на нее. Прям очень негативных.... Эх... =)
Edna, а я наоборот прочла целую кучу восхищенных отзывов, правда только после того, как прочитала саму книгу а вообще роман не особо известен публике, хотя вышел еще в 1996 году.