В моих руках довольно старая книга, 1984 года выпуска от издательства "Правда". Сам же роман написан еще раньше, в 1931-ом. Это вторая книга о неунывающем комбинаторе, Остапе Бендере. Возможно вы видели одноименные фильмы снятые по мотивам книг, их довольно много: пять экранизаций "Золотого теленка" и более десяти - "Двенадцати стульев".
● Несмотря на то, что первым в дилогии является роман "Двенадцать стульев", чтение я начала со второго, описывающего менее примелькавшиеся мне в фильмах события. Я не могу оценить произведение с точки зрения его злободневности, я мало знакома с советским режимом, но многие сатирические моменты будут понятны и родившимся в восьмидесятых, особенно тем, кто хорошо знаком с историей страны.
●► ОСТАП БЕНДЕР
● На первых страницах, после небольшой истории о "деградации пешеходов", мы встречаемся с главным героем.
Гражданин в фуражке с белым верхом...
● По сути, Остап - аферист, виртуозно использующий особенности своего времени для получения прибыли и выгод. Он являет собой представителя необычных жуликов, чтущих уголовный кодекс. У него есть кристальная мечта, отправится в Рио-де-Жанейро и он всячески стремиться воплотить ее в жизнь. Остап одержим своими идеями и мастерски воплощает задуманное.
Перед ним сидел атлет с точным, словно выбитым...
● У командора живое воображение и развитый артистизм. Порой, даже во время обычного диалога с одним человеком, может создаться впечатление, что он декламирует пафосный монолог перед огромной аудиторией. Читая его реплики невольно придаешь им ироничные нотки.
● В моей книге есть масса иллюстраций, на которых командор изображен то статным и целеустремленным, то влюбленным романтиком, то рассеянным человеком переживающим внутренний кризис.
●► ПРОИЗВЕДЕНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
● Роман состоит из трех частей, каждая из которых разбита на неравное количество глав.
● Тон произведения меняется, в нем есть место не только "пышному параду", но и провалу, расставаниям, грусти и самокопанию. В основное повествование включено множество дополнительных маленьких историй второстепенных персонажей, а порой и просто случайных прохожих и случайных событий, свидетелем которых становится главный герой. Подобные вставки дополняют и расширяют мир книги, делают его живым. Иногда, мне кажется, что именно эти маленькие истории и есть главные герои книги.
● Например, взять того же Васисуалия, он явно второстепенный персонаж, его личная история ни коем образом не влияет на основной сюжет, он не друг и не приспешник командора, а так, случайно подвернувшийся человек сдающий комнату. Но авторы не только живо подали его характер, но и показали взаимоотношения с супругой и с "коллективом" коммуналки.
● Думаю, авторам было важно не только рассказать о приключениях Остапа, но и передать характер того времени, людей из разных слоев общества, играющих разные социальные роли, и занимающих разные позиции и должности в бюрократической воронке. Все это приправлено юмором, показано через призму гротеска и иронии.
● Первая часть книги мне не очень нравится, особенно начало, пока происходят встречи и знакомства с членами экипажа "Антилопы". Постепенно их характеры, прошлое и настоящее обрастают все новыми деталями. К концу автопробега они уже, "как родные" не только для Остапа, но и для читателя. Больше всего мне понравилась третья часть книги, мне кажется она самая насыщенная. Остап остался один, без своих приспешников, в необычной обстановке, постоянно импровизировал.
● К концу книги начинаешь переживать за Остапа, в его душе смятение, все идет не так. Самым напряженным для меня стал финал, во время чтения которого в голове метаются мысли: как распорядятся авторы судьбой персонажа, ждет ли его смерть или он останется жив?В завершении романа мы станем свидетелями переломного момента в жизни Остапа и его фиаско, которое, как хотелось бы думать, стало новым началом для комбинатора. Мне не очень понравился финал книги, но все же, он справедлив, по отношению к Остапу, по отношению к тому, какой жизнью он всегда жил.
●► ЭКРАНИЗАЦИИ
● Существует пять экранизаций "Золотого Теленка", я смотрела нашу, советскую 1968 года. Книга написана в столь легкой, ироничной, шуточной манере, что события описанные в ней абсолютно не хочется соотносить с реалиями того времени, которые столь "ярко показаны" в экранизации книги. Поэтому, экранизация мне не понравилась. Во время чтения книги у меня сложились абсолютно иные образы героев, более сдержанных, взрослых и аккуратных людей. Фильм все опошлил (в Пушкинском смысле этого слова), оставил неприятный осадок.
●► ЗАКЛЮЧЕНИЕ
● Книгу прочесть стоит, не ради искрометного Остапа, а ради описанного в ней мира. Ради подачи и стиля авторов, оригинального юмора и иронии. Ради показанного мира, забавных и подробных историй второстепенных персонажей.
обожаю эту книгу))) Это Произведение - было одним из решающих в моем мироощущении и в частности, понимании литературы. Юмор тонок- не каждый еще и поймет... А я вот поняла, и часто хохотала от души. Читала дважды эту книгу, оба раза совместно с 12 стульев. Восприятие меняется - а юмор остается.... И эта книга лично меня научила любить жизнь со всеми малоприятными, ЯКОБЫ "скользскими" людьми.
Я обожаю эту книгу, в своё время была разобрана на цитаты. И до сих пор в комедийных скетчах в уже современных сценариях других авторов фигурируют герои Ильфа и Петрова.