Наконец-то мои руки дошли до написания отзыва на исторический роман английской писательницы Филиппы Грегори «Первая роза Тюдоров, или Белая принцесса», который я таки прочла от корки до корки и спешу поделиться своими впечатлениями.
Война Алой и Белой розы — это та самая тема, которая больше всего интересует меня в исторических романах, поэтому оставить данную книженцию без внимания я просто-напросто не могла, тем более, что как по мне, то Филиппа Грегори пишет ничего так, хорошим и доступным языком, который, тем не менее легко погружает нас в ту самую средневековую эпоху и подробно знакомит с делами давно минувших лет…
«Первая роза Тюдоров, или Белая принцесса» — пятая по счёту книга из серии «Война кузенов», которой предшествует роман «Дочь кардинала» («Дочь Делателя королей»), недавно переведённый на русский язык. Ну а рассказывается в «Белой принцессе» о нелёгкой жизни и судьбе английской королевы Елизаветы Йоркской, дочери короля Йорка и жены первого Тюдора.
Аннотация:
Её мать – Белая королева, супруг – первый король из династии Тюдоров, сын – будущий король Англии и Ирландии. Два из этих трёх титулов Елизавета Йоркская приняла против своей воли. Ей пришлось стать женой человека, который отобрал у её любимого не только корону, но и жизнь. Она любила каждого из своих детей, но никогда не забывала, какой ценой они ей достались. Брак с Генрихом Тюдором не принёс Елизавете того счастья, о котором она мечтала, зато обручение Алой и Белой роз положило конец их мучительной войне. Но достаточно ли всего этого, чтобы мир воцарился и в сердце Елизаветы? Об этом Белая принцесса расскажет сама.
Пробегаясь вкратце по сюжету, скажу, что Елизавета (или Элизабет, как вам будет угодно) стала, можно сказать, скрепкой, которая соединила два враждующих клана, две воющие между собой семьи — Йорков и Ланкастеров, Белую и Алую розу соответственно, основав вместе со своим «алым» супругом Генрихом новую династию Тюдоров. Но, как уже понятно по аннотации, брак этот был заключён не по любви, а в связи со сложившимися обстоятельствами.
И под венец наша героиня шла с тяжёлой душой, прекрасно понимая, что просто выполняет свой долг — долг принцессы Англии. И пусть между супругами никогда не было ни гармонии, ни взаимопонимания, ни какой бы то ни было мало-мальской любви, а Елизавете нечего было поделать, только смириться, принять всё так, как оно есть, и утешать себя: «Ты, деточка, поступила правильно, пусть замуж и не по любви пошла, зато спасла свою страну от окончательного разорения».
Вот за первую половину книги я ставлю твёрдую «пятёрку». Так и должно быть в хорошем историческом романе — интрига, яркие события, неожиданные повороты сюжета. Правда, много и трагичных моментов, когда героиню было просто по-человечески жаль, а её доля явно не вызывала зависти. А вот насчёт второй половины романа у меня несколько иное мнение. Но обо всём по порядку.
До прочтения романа я имела кое-какое представление о жизни Елизаветы Йоркской и о тех обстоятельствах, которые привели её к заключению брака с представителем рода Ланкастеров. Да и многие события, которые описаны в этом романе, были мне знакомы, так как несколько месяцев назад я уже читала роман об этой английской королеве — «Елизавета Йоркская: Роза Тюдоров» Маргарет Барнс. Но в нём мне не понравилось то, как автор описывает происходящие с героями события — слишком сжато, сухо и пресно, нет какой-то изюминки, интриги. Кажется, что главная героиня — тряпичная кукла, которая не умеет как-либо выражать свои чувства и эмоции, ну и остальные герои в этом плане от неё не отстают.
У Грегори же всё иначе: Елизавета более живая, более подробно описан её характер, её чувства к мужу и одновременно королю Генриху VII и погибшему на поле боя дяде Ричарду III, который в Англии и по сей день известен как тиран, узурпатор и убийца собственных племянников (но так ли это было на самом деле?). Иногда Елизавета вызывала у меня раздражение, иногда я мысленно соглашалась с её поступками, одобряла их, прекрасно понимая, что другого выхода у неё нет, что она вынуждена во всём угождать своему мужу, принимать его сторону и сторону его ненаглядной маменьки.
Но вот поступки Генриха у меня симпатии не вызывали. Если прочтёте роман, то поймёте почему. А в их с Елизаветой взаимную любовь я верю с трудом, точнее, вообще не верю. Бывало, конечно (и это подробно описано в романе), когда он проявлял к своей супруге нечто, отдалённо напоминающее заботу и нежность, но только тогда, когда она была беременна очередным наследником Тюдоров, а наследник Генриху был страшно необходим, потому что династия у них новая, на английском престоле ещё не укрепившаяся, а очередной сын — ещё один камешек, который новоиспечённый король с превеликим удовольствием закладывал в фундамент их дальнейшего правления. И любовь Елизаветы к Генриху на деле была не любовью, а просто привычкой.
Свой отзыв я назвала «Бойтесь ваших желаний, ибо они могут исполниться!» не просто так. Судьба Елизаветы Йоркской и Генриха VII – наглядное тому подтверждение. Возьмём хотя бы нашу главную героиню. Мечтала быть королевой Англии? Мечтала. Хотела носить на голове корону? Хотела. Что ж, получите и распишитесь! Стала она королевой, вот только принёс ли этот трон её счастье? Или быть простой английской принцессой оказалось куда лучше?
Та же самая история и с Генрихом. Много лет он прожил на чужбине, в ссылке, мечтал о возвращении на родину и о воплощении своего главного плана — стать английским королём — в жизнь. Да, он стал королём, да, он получил полное право повелевать всей Англией, но в итоге-то с горечью признал, что быть обычным претендентом гораздо лучше, нежели королём. И всё его правление было омрачено появлением то тут, то там всевозможных претендентов, самозванцев (или нет?) выдававших себя за пропавших когда-то принцев Тауэра Эдуарда и Ричарда, братьев Елизаветы Йоркской.
Ламберт Симнел, Перкин Уорбек — все они будоражили умы ярых последователей Белой розы, которые ещё не смирились с поражением Ричарда и победой Генриха, и всячески пытались воспротивиться ходу истории, а посему в Англии то и дело вспыхивали всевозможные восстания, бунты и мятежи, предводителями которых были все те, кто в той или иной мере не признавал права Генриха Тюдора на английский трон. А сам Генрих не мог жить спокойно, не мог не подозревать всех и каждого, кто его окружал, и даже своей жене не доверял — ведь она Йорк, ведь её семья когда-то была злейшим врагом его семьи… ведь в любую минуту может появиться очередной претендент, очередной Эдуард или Ричард, а она, возможно, его поддержит...
А вот что прикажете делать Елизавете? Что прикажете делать женщине, которая отстаивая права брата, предаст мужа и подвергнет опасности собственного сына? Кого выбрать? Как одновременно не предать Йорков и остаться верной Тюдорам? Когда перед Елизаветой стоял такой вопрос, мне, честно, было её жаль.,
Возвращаясь к другому роману о Елизавете под названием «Роза Тюдоров», я хочу сказать, что если Маргарет Барнс описала все события слишком скомкано и сжато, то у Филиппы Грегори всё наоборот слишком подробно. Особенно во второй половине романа, за которую я и снизила оценку. Я, конечно, понимаю, что правление Генриха VII тесно было связано со всякими самозванцами и претендентами, но описывать историю Перкина Уорбека в таких подробностях — это выше моего понимания. Почти четыреста страниц меня везде и всюду, до самого конца, преследовал этот загадочный молодой человек, то ли настоящий принц Ричард, то ли просто обманщик и лжец, в котором благородной крови не было ни капли. Вот за эти подробности, за это слишком уж развёрнутое описание всех переживаний и страхов Генриха я и снизила оценку на один балл.
Но если всё-таки судить о книге в целом, то «Первая роза Тюдоров» понравилась мне куда больше, чем обычная «Роза Тюдоров» (хотя оба романа я оценила на «четвёрку»). Но произведение Филиппы Грегори лично мне кажется более интересным, и герои у неё яркие, описаны так, словно это не какие-то там короли и королевишны, жившие пятьсот с лишним лет назад, а твои близкие друзья или братья с сёстрами.
Не скажу, что кому-то из героев я симпатизировала. Елизавете — нет, и если в какие-то моменты я ей сочувствовала, то это не значит, что она для меня — бедная невинная овечка, попавшая в лапы голодных волков. Нет, это не так. За что боролась, на то и напоролась, и во многом, что с ней произошло, Елизавета виновата сама, так что заявлять о том, как мне понравилась главная героиня, её поступки и поведение на протяжении всего сюжета, я не стану. О Генрихе, пожалуй, сказано всё. Его матушка, Маргарет Бофорт у меня тоже симпатий не вызвала, слишком жестокой и бессердечной она показывала себя во многих ситуациях. Единственной героиней, которая мне хоть как-то понравилась, стала Елизавета Вудвилл, мать Елизаветы Йоркской. Не образец для подражания, конечно, но то, как автор описала её в этом романе, мне понравилось больше, чем то, как она описала её в «Белой королеве». Там Елизавета Вудвилл больше ведьма и колдунья, здесь — сильная женщина, которая найдёт разумный выход из любой ситуации, даже самой сложной.
Ставлю роману твёрдую «четвёрку», которую он заслужил благодаря ярким персонажам и необычным поворотам сюжета, ну а снижаю, как вы уже поняли, за некоторую затянутость и излишние подробности в описании событий.
✿✿✿ Мои отзывы на другие произведения Филиппы Грегори: ✿✿✿
«Белая королева» — роман о судьбе Елизаветы Вудвилл, матери Елизаветы Йоркской.
«Вечная принцесса» — роман о первой жене английского короля Генриха VIII Екатерине Арагонской.
А также всем, кто интересуется романами Филиппы Грегори и эпохой войны Алой и Белой розы в общем, советую обратить внимание на очень интересный исторический сериал «Белая королева».
как раз сейчас читаю роман во второй раз и полностью согласна с отзывом. Складывается ощущение, что все годы своего правления Генрих боялся и боролся с то ли призраком, то ли принцем Ричардом
Алена 71, если заинтересуетесь, то обязательно прочитайте. Он стоит этого . Lady Marmalade, да уж, Генрих, мне кажется, был по-настоящему одержим, если его повсюду преследовали призраки. Я вот теперь, после прочтения романа всё думаю: кто же убил тех самых принцев Тауэра? Ведь автор не даёт окончательного ответа, да и никто теперь его уже не даст, увы. Grunez, рада, что отзыв понравился. Большое спасибо .
Li na , совсем недавно мне попалось на глаза какое-то исследование, где найденные кости идентифицировали как принадлежащие мальчикам 12 и 15 лет примерно. Следовательно, убить их велел именно Генрих и я склонна верить этой версии. Ричард был умным человеком и понимал, что его единственный сын слабый, жена больше не родит, а значит эти принцы могли и пригодиться как наследники.
Lady Marmalade, мне вот тоже кажется, что вряд ли бы Ричард пошёл на убийство собственных племянников, тем более при таких обстоятельствах, когда других наследников у него не оставалось. Так что, судя по всему, клеймо убийцы на него навесили зря.