Опубликовано 5 Декабрь, 2020 - 09:33

Это уже второе произведение автора, которое попадает в мои руки. И я вынужден вновь признать полное попадание в яблочко - 10 из 10. Книга настолько покоряет своим слогом, манерой повествования, и размеренным разворотом сюжетной арки, что оторваться от истории практически невозможно. Здесь нет затянутых сцен, все диалоги насыщенные и правильные с точки зрения подачи романа, но в тоже время я не могу говорить про скачки по кочкам. Текст действительно раскрывается неспешно и постепенно, чтобы читатель мог поэтапно увидеть задумку писателя, и прочувствовать воссозданный им мир.

Воспоминания ни в коем случае нельзя размораживать, не то ледяные узоры превратятся в тепловатую грязную водичку; нельзя воскрешать прошлое, нельзя извлекать строгие детские чувства из размякших душ взрослых людей...

Так пугающе похожий на наш, несмотря на то, что это условная альтернативная реальность с вкраплениями того, что было на самом деле. А может быть я просто что-то не знаю, и все написанное здесь и было на самом деле? А учебники по истории пытаются обойти скользкие вопросы, и пытаются показать нам мир в более розовых очках, чтобы сгладить острые углы мира? Я не знаю какие эмоции книга может вызвать у вас друзья, но лично я нахожусь в странном восторге вперемешку с горечью, так как Белль наглядно показывает нам как далеко человечество от мирного существования.

Пренебрежение, облеченное в вежливую форму, действует сильнее всего…

"Свой" экземпляр я брал в библиотеке, и теперь у меня есть острое желание прикупить эту книгу домой для возможности вернуться к ней снова через некоторое время. Я почему-то уверен, что с этим автором мы обязательно сойдемся. В свое время у меня так было с Ремарком, когда я открывал для себя одну за другой его произведения, влюбляясь с каждой страницей все сильнее в его немного меланхоличную прозу, наполненную депрессией и безумной верой в то, что все будет хорошо. У Белля есть некие пересечения со своим соотечественником, но в тоже время они абсолютно разные по стилю написания.

Нет, я не примирился с миром, в котором одно движение руки или одно неправильно понятое слово могут стоить человеку жизни.

"Бильярд в половине десятого" понравится всем, кто любит читать произведения с медленным и неповоротливым повествованием и открытым финалом. Здесь не стоит ждать погонь или мировых заговоров. Но в тоже время произведение достаточно динамично для своей идеи, и многие сцены буквально скачут по страницам, пускай и делают это выдержанно и пафосно, чтобы никто не подумал про них будто они ветренные сорванцы. Роман приятно радует, и я очень доволен тем, что мне удалось натолкнуться на эту историю.

Надеюсь, что она понравится и вам : )

Переводчик: Черная Л. Б.

Издательство: АСТ, 2011 г.

Серия: Зарубежная классика

ISBN: 978-5-17-070516-0

Страниц: 320 (Газетная)

Масса: 284 г

 

Размеры: 205x135x25 мм

Аннотация к книге "Бильярд в половине десятого"

Война окончена?
Возможно. Но... не для тех, по чьим судьбам она прошлась тяжело и беспощадно. Германия восстановилась и процветает? Возможно - для тех, кто, согласно глубокому символизму романа Белля, принял "причастие буйвола". Они - не всегда преступники, и руки их исконных противников - "агнцев" зачастую тоже обагрены войной. Однако именно они, полные плотской жажды жизни, хотят забыть о прошлом. А вечно неудобные "агнцы", одержимые памятью, не дают им этого сделать!
Но в день восьмидесятилетия магната Генриха Фемеля будут сброшены многие маски...

 

Я написал так много хвалебных слов про манеру написания и стилистику произведения, но даже не намекнул на сам сюжет : ) Так о чем же рассказывает нам эта история?

Надо быть таким продажным, как я, и таким старым, как я, чтобы знать: есть вещи, которые не продаются; порок перестает быть пороком, если нет добродетели, и ты никогда не поймешь, что такое добродетель, если не будешь знать, что даже шлюхи отказывают некоторым клиентам.

Белль смог воссоздать в произведении странный и абсурдный мир, в котором даже "неправильный" жест, кивок головой, улыбка на лице или кашель человека могут быть восприняты как оскорбление того, кто имеет власть и положение в мире. И это будет стоит несчастному человеку жизни. И это еще как минимальное наказание, так как порой смерть намного милосерднее ужасов пытки или жизни изгоя, которую может устроить государство, если вдруг почувствует в сегодняшнем гражданине врага системы.

При виде нового человека я всегда спрашиваю себя, хотел бы я оказаться в его власти, и знаешь, на свете совсем немного людей, про которых я мог бы сказать: "Да, хотел бы".

Как такой мир мог вообще возникнуть после краха Третьего Рейха? Хороший вопрос. И ответ кроется непосредственно в самом произведении : )

Люди отправляются в те места, где прошло их детство, только если им хочется погрустить.

Нам в буквальном смысле показывают правило многих - то, что люди верят только в грубую силу. Мы можем сколько угодно рассуждать про гуманизм, уважение чужой культуры, и соблюдение границы личного пространства. Но потом происходит очередной переворот внутри страны, и ряды серых шинелей вновь маршируют по улицам под молчаливое одобрение толпы, которые видят в этих тенях уверенность и стабильность в завтрашнем дне. Совершенно не задумываясь даже о том, что они могут быть следующими пополнением этой безликой армии справедливого режима.

Сабли надо топтать ногами, мой мальчик, как и все привилегии; привилегии только для того и созданы – это мздоимство; "И правая их рука полна подношений". Ешь то же, что едят все, читай то же, что читают все, носи платье, какое носят все, так ты скорее приблизишься к истине; благородное происхождение обязывает, оно обязывает есть хлеб из опилок, если все остальные едят его, читать ура-патриотическое [ой] в местных газетках, а не журналы для избранных...

Именно власть является тем желанным "яблоком раздора", к которому стремятся все политики или богачи мира. Добравшиеся до власти люди сделают все, что будет в их силах, чтобы не упустить свой скипетр и корону. Они будут использовать любые методы для того, чтобы справиться с конкрурентами, которые только карабкаются вверх к заветной цели. Забывая про тех, кто для них просто серая масса без стремления к жизни или права на собственную жизнь, право мнения, или даже имя.

– А что подумают за границей? – Безразлично. Они во всех случаях думают неправильно.

Я даже не могу произвести здесь деление на покоренных и угнетателей, так как это будет не совсем верное сравнение. Скорее можно сказать, что речь идет про тех, кто готов применять и использовать любые методы (в том числе и физическую силу) против "врагов системы", и тех, кто до конца отстаивает свои моральные ценности. Даже если на кону будет стоят свобода или жизнь. Некоторые универсальные идеи дороже ценности одного конкретного человека. И они это понимают. Становясь мучениками и примерами для будущих поколений, которые рано или поздно поднимутся против несправедливости мира.

О боже, неужели вы действительно проиграли войну, уже две войны, одну за другой? Таким молодчикам, как ты, я желаю проиграть семь войн подряд. Ну а теперь довольно хныкать, мне наплевать, сколько войн ты проиграл. Надо оплакивать погибших детей, а не проигранные войны...

Чтобы через несколько веков (если повезет) повторить вечно повторяющийся цикл сменности власти, который существует столько же лет, сколько лет существует человек разумный.

Я сразу понял, что это сильный человек и что его поступки определяются отнюдь не теми причинами, которые так важны для всех остальных людей; какая разница, беден он или богат, уродлив или красив, колотила ли его мать в детстве или не колотила. Других людей все эти причины толкают в ту или иную сторону, они начинают либо строить церкви, либо, скажем, убивать женщин, становятся либо хорошими учителями, либо плохими органистами.

Можно ли сказать о том, что роман про фашизм? И да, и нет. Несмотря на четко уловимые образы и даже взятые полностью с этой идеологии монологи и фразы, в целом это просто протест против тоталитаризма, который существовал, существует сейчас в целом ряде стран, и скорее всего еще будет преследовать человечества на его этапах взросления много-много лет. Пока мы не научимся жить в гармонии с друг другом, и уважать других людей и культуру не на словах, а в сердце.

Все равно как если бы человек удалил себе совесть. Из него не вышло бы даже циника. Человек без огорчений – это уже не человек.

Центром сюжетной арки становится семья Фемель, и один день жизни персонажей (не спешите смеяться или фыркать друзья : ) Автор блестяще справляется с поставленной перед самим собой задачей, и здорово все это обыгрывает. Настолько здорово, что захватывает дух, и ты буквально проглатываешь книгу на одном дыхании). К тому же роман наполнен воспоминаниями, обрывками прошлых лет, и немного спутанных обрывков чужих диалогов, которые выстраиваются в чужие судьбы и жизни.

Есть поступки, которые нельзя искупить даже раскаянием.

По эмоциональной окраске книга немного депрессивна, но я не вижу в этом ничего плохого. Писать про такие вещи в позитивном ключе куда страшнее, как мне кажется. Поэтому Белль выбрал правильную тактику раскрытия идеи, и очень аккуратно ведет нам по страницам произведения, чтобы подвести к финалу книги, и заставить задуматься читателя над извечными вопросами "почему люди любят тиранов, и терпят насилие в своем доме". Что по мне, так "бильярд в половине десятого" очень проникновенное произведение, которое придется по вкусу большинству читателей, любящих художественную прозу,

На этом у меня все друзья. Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
05.12.2020
Когда я училась в институте, мне очень нравился Бёлль. Но его почти никто не знал, за редким исключением. А недавно зашла в книжный магазин, смотрю - там его книги на видном месте. Видимо, пошла мода на этого писателя.
Так здорово, что такие авторы входят в моду. А я совершенно случайно на него вышел в свое время, теперь вот более вдумчиво ищу книги : )
06.12.2020
Автор мне совершенно незнаком, но я просто обожаю Ремарка! Поэтому сравнение Вами глубины и влияния на ум их романов для меня весомый плюс.
Центром сюжетной арки становится семья Фемель, и один день жизни персонажей
А вот это напомнило мне А. Хэйли: шикарный коктейль 👍
Все-таки у них одна общая Родина, и они действительно немного похожи по колориту. У Белля слог поярче будет, но Ремарк берет рваными диалогами. А тут замечательные описания и образы : )
Смотрите также