Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа советского украинского писателя Михаила Стельмаха, который вызвал у меня странные и противоречивые чувства. Должен сразу уточнить, что я не являюсь сторонником той политической партии, которая спит и грезит о возрождении проекта под названием СССР. Я не буду разбирать сейчас причины своей личной "неприязни" (которой на самом деле и нет). На самом деле тут лежат два простых тезиса - раскулаченный советской властью мой прадед, который оказался внезапно "кулаком" за то, что был рукастым мужиком с хорошим хозяйством.
На холме под цепами боя в страхе вздрагивало село. Фантастические созвездия мин выхватывали и выхватывали его из тьмы, и казалось, что хаты хотели куда-то улететь, далеко-далеко от всех ужасов войны… И они улетали — с гнездами аистов, с детскими зыбками, с недопитой жизнью.
Из-за чего моим предкам по отцовской линии (да и по материнской тоже пришлось попутешествовать, чего уж там) пришлось немало поколесить по стране, прежде чем им удалось осесть, и начать относительно спокойную и размеренную жизнь (попробуй, начни её, когда на дворе Великая Отечественная Война, как же). Второй тезис - я являюсь человеком верующим, и потому я классовый враг этой идеологии. Ничего против них не имею, если бы они не трогали храмы и не расстреливали священником и мирян за сам факто поклонения Богу, которого с точки зрения ленинского материализма нет.
Странно получается. "Его" нет, но зачем-то воюют. Людей даже убивают. Не легче было оставить глупых и наивных людей в покое, огородить каким-нибудь забором и повесить табличку "верующие. не кормить". Как пример. В остальном, пожалуй, у меня никаких претензий к стране и нет. Да, мне тяжело рассуждать об этом государстве, так как перед развалом СССР я прожил там буквально пару лет. Что может рассказать младенец и ребенок, который едва-едва начал ходить о том, что он не помнит? Поэтому я и выделил "неприязнь" в кавычки, чтобы подчеркнуть все несерьезность этого слова.
— Здесь Марко Бессмертный?
— Здесь все бессмертные, — строго ответил ему немолодой солдат, у которого грудь и все ордена были залиты кровью.
Потому что наследие у моей ушедшей в небытие Родины получилось необъятным. Громадным. И я говорю сейчас именно про художественную часть, не затрагивая другие отрасли, которым даже сейчас пользуется Российская Федерация как прямая наследница и правопреемница павшего государства. И "правда и кривда" один из тех примеров советской литературы, который можно только хвалить. Потому что роман написан блестяще, искренне, и от души.
— У меня Марко Бессмертный, — покусывая губы, горестно сказала она.
— Где он, Оксана? — встрепенулся полковник.
— Вон там, рядом с Георгием Победоносцем лежит, — стояла в красоте своих волос и слезинок, как пшеничный колосок в вечерней росе.
Не обошлось, разумеется, без тычков в сторону церкви, но с этим можно и примириться. А если быть более точным, то просто беспечно махнуть рукой. Ведь как зачастую бывают, и как правильно пишут многие современные философы и просто медийные люди - оскорбиться может только тот, кто хочет оскорбиться. Кого задевают чужие слова. И глупо обижаться на обвинение, если оно является ложным. А если про тебя говорят правду, и ты обижаешься, то ... Может быть, недаром говорят, что ты дурачок? : )
К чему я все это веду. В книге есть образец типичного представления священнослужителя глазами советского человека. Это мужчина средних лет (даже скорее уже не мужчина, а дедушка), который любит пропустить по чаре другой. А праздники у него на это всегда найдутся. А еще, несмотря на свой возраст, он любитель походить по бабам. "Благо", что времена сейчас такие, что мужчины в большинстве своем на фронте, так что ему в этом плане раздолье. И мы приходим к закономерному философскому вопросу - были ли такие служители церкви на самом деле?
— Заяц, заяц! Вот смотрите! — неожиданно вскрикнул белобрысый, степенный на свои двенадцать лет Федько, проворно соскочил с плохоньких саней, воинственно махнул трофейным кнутом и остановился посреди поля.
Да, конечно. В истории церкви были разные деятели. Как среди мирян, так и среди духовенства. И поэтому я и писал выше о том, что принимать на счет ВСЕХ священнослужителей созданный писателем образ на примере КОНКРЕТНОГО "попа". Решение каждого читателя, который доберется до книги. Меня этот образчик "атеистической пропаганды" скорее позабавил и даже немного рассмешил, нежели вызвал негативные эмоции. Да и не могу не уточнить, что несмотря на такой собирательный образ, даже этот батюшка местами получился у автора душевный и колоритный.
— Хорошая, — согласился Марко, рассматривая металлическую фигурку, в которой вместо сердца таился огонь.
— Так возьмите себе, — попросил мальчик, а в глазах его на миг задрожала жалость.
— Нет, Федя, не возьму. Такая игрушка тебе пригодится в хозяйстве. Ты же теперь сам себе хозяин!
Он не лишен хороших качестве, и о нем можно в целом говорить как о хорошем человеке. Который "немного запутался в религиозных сетях". А так с ним и поговорить можно, и пропустить по стаканчику. А если у него будет благодушное настроение, то он может чего и рассказать из своей богато на приключения жизни. Так что я тут не вижу целенаправленный и злой выпад советского писателя. Скорее просто как данность и некое условие, в рамках которых писались подобные произведения.
Потому что нет-нет, но верующих надо поддеть и показать какие они недалекие, и какие у них "попы толстые и сластолюбивые. В остальном же изумительное, прекрасное и пропитанной любовь к своей Родине и простым людям произведение. Которое читается легко и на одном дыхании. И это с учетом того, какая сложная и непростая тема тут затрагивается.
— Смотрите, скоро уже будет наш ставок.
— Федя, а как он — живет? Или и его не помиловали фашисты?
— Кто живет? — не понял сначала паренек.
— Ну ставок.
Если вы ищите что-то интересное и действительно хорошо написанное, то вы пришли по адресу, друзья. Роман поднимает извечные темы совести, правды и лжи, на которую идут люди ради личных выгод или попытки выпутаться из передряги, в то время как другие люди мужественно принимают смерть от недруга, так как такие слова как "Родина", "честь" и "близкие" для них не пустой звук. И я не пытаюсь выступить тут в роли судьи, который будет выносить приговор персонажам произведения. Я скорее просто незримый наблюдатель.
«Хоть ты, Антон, и председатель, но без документа тебе не верю. Видишь, когда я шел в колхоз в тридцатом, то тайно сбыл своих коней цыганам. Тогда я был темным элементом. А теперь прилюдно сдаю, исправляю пережиток, а ты их не исправлял ни тогда, ни теперь. Пиши расписку и хукай на печать свекольным духом!» Этими рысаками дед Евмен первым и запахивал поле.
— Живой дед?
Который все видит по мере прочтения романа, но никак повлиять на эти события не может. Я могу как угодно относиться к происходящему здесь, но это в любом случае произойдет. Вне зависимости от того, продолжу я читать или брошу историю на полуслове. А так как меня действительно зацепила и тронула книга, то я не видел смысла обрывать чтение. Так что для меня Стельмах действительно пример ХОРОШЕЙ советской литературы.
«Да это же старый Евмен». Лишь теперь по пословице узнал голос неугомонного и придирчивого деда. Марко хотел улыбнуться, но кто-то невидимый перехватил и улыбку, и дыхание, а по телу поползли мурашки. Неужели ты, человече, до сих пор не разучился волноваться?..
Которую я мог бы рекомендовать для ознакомления даже сейчас. Пускай у нас уже другие времена и другое государства, но идеи, вложенные сюда никогда не устареют. И это прекрасно, друзья.
Так что всем приятного чтения!
Издательство: Известия
Серия: Библиотека "Пятьдесят лет советского романа"
Год выпуска: 1967
Тип обложки: Твердый переплет
Аннотация:
С давних времен живет в народе Кривда... И ненавидит она Правду... Как только речь заходит о Правде, она грудью встает на амбразуру... Умрет, но не пропустит Правду... А Правда стелится поземкой по земле... рассыпается на мелкие частицы... и проходит сквозь Кривду... оказываясь снаружи... А Кривда все стоит, грудью своей закрывая все входы и выходы... Вопиющая Кривда!!! Поэтому, в народе говорят: "Правду нужно собирать по крупицам".
Аннотация книги получилась немного сказочной и пространной. Сложно вот так сразу понять что именно будет рассказывать нам писатель в рамках своей истории. Поэтому давайте пройдемся немного по "фактам".
— Ты, Федя, философ!
Но и этим не удивился малолетка: он лишь на один миг насторожился, а дальше спокойно ответил:
— А в такое время и философом не удивительно стать: есть над чем подумать людям.
— Ой Федя, Федя, — аж прижать захотелось паренька, но вражья нога мешала, и Марко снова пустил улыбку и в пучки морщин под глазами, и в неровность усов. — А в чьем же дымаре поселились пчелы?
На дворе Великая Отечественная Война, в которой оказался втянутым советский народ. Кто виноват и что с этим делать вопрос уже второстепенной важности. Да и не задавались наши предки такой философией, а боролись за право выжить. Чтобы их дети и внуки могли появиться на свет. Так что здесь не вижу смысла что-то дополнительно комментировать. Разве что ЕЩЕ РАЗ сказать большое спасибо за ту жертву, которую принес советский народ за право победить в этой ужасной войне.
Главный герой книги является бывшим фронтовиком, которому в связи с ранением суждено быть отправленным в тыл. Обратную на Малую Родину. Боевое ранение повредило ему ногу, сделав его неважным солдатом, не способным сражаться на фронте. Но рана не лишила его самого главного - мужественности. Но с решением врачей и офицерами солдат спорить не будет. Да и успел он соскучиться по родным краям и матери за время отсутствия. Так что, несмотря на причину возвращения обратно он этому даже рад.
— Поздравляю вас, Марко Трофимович, с благополучным приездом в родительский дом, хотя его, говорил же ж тот, уже и нет. Но лесничество у нас понемногу выписывает людям дерево, вот и собьете себе какую-нибудь хавиру, а дальше видно будет. Если не так вез, то уж простите, лучше на этих рысаках, не сумливайтесь, никак не мог: и они голодные, как и люди.
А теперь представьте себе радость матери, которая незадолго до этого получила повестку о смерти кровного сына, и какова была её радость, когда она увидела знакомый силуэт на пороге дома. Да, с ужасным ранением и пожизненной инвалидностью, но кто-то и вовсе не дождался своих близких с фронта домой. Так что тут не до подсчёта конечностей. Материнское сердце не может поверить в собственное счастье, а мужчина уже задается вопросами своего дальнейшего существования здесь, у себя дома.
— А зачем вы столько навариваете?
— О, еще спрашивает. Думаешь, услышав о тебе, не соберется спустя время капелла? Тебя же люди и живого, и мертвого любили… Тьху, снова эта бумажка баки забивает, — кивнула головой на стол. — И что только с ней сделать? Лежит же, как сама печаль. Не сжечь ли ее? — посмотрела на сына.
Ведь Война еще не закончена. Да, фашисты перестали наступать и даже начались первые контрнаступления на отдельных участках, но это не повод расслабляться и отдыхать. А его рана, пускай и делает его инвалидом, но не лишает его самого главного, что есть в человеке -стремления служить на благо своему народу и Родине. И если он не способен больше идти в наступление на фронте и убивать врагов, то он может помогать здесь.
Ведь без тыла нет и фронта. Без поддержки оставшихся не будет снарядов, еды и обмундирования. Чем будет стрелять солдат? Что будет есть воин? Тыл порой даже более важен для военных компаний, так как потери важных стратегических объектив или регионов могут повлиять на всю войну целиком?
— Ты что там, старая, наговариваешь? — с подозрением спросил Евмен, наконец выбив искру.
— Да ничего. Радуюсь, что Марко вернулся, — съежилась Евмениха и темными ресницами прикрыла свою скорбь.
Стельмаху очень точно, и в тоже время максимально реалистично и даже буднично (без излишней политической повести и агитации в духе "а вот посмотрите какие у нас люди и идеалы) показывает героизм советского народа и его любовь к Родине. Причину, по которой фашисты не могли неделями продвинуться даже одной улицы в очередном оккупированном городе, где солдаты проливали кровь за каждый метр СВОЕЙ земли. Не пуская врага дальше.
— Вы Бессмертный?
— Что вы! Я обычный смертный, — отвечает усмешкой на улыбку.
— Я не об этом, — смущается неизвестный, и на его продолговатом отбеленном лице появляются неровные румянцы, которые при неверном свете больше похожи на тени.
— А о чем же вы? — Марко прямо-таки любуется красавцем, ощущает, что встретился с истинным человеком, и хочет все в ней видеть хорошим.
Здесь же действительно показан целый срез людей, которые не просто жили в ССР, а верили. Именно ВЕРИЛИ в то, что они строят великое и светлое будущее, которое обязательно наступит. Сначала у них в стране, а потом и по всему миру. Когда остальные страны увидят преимущества и логичность выбранного некогда еще товарищем Лениным пути. Что это естественная эволюция общества человечества, и что рано или поздно красный флаг будет развиваться над всей Землей.
— Не пожалели, не вернулись, не сказали ей слов утешения, не вытерли ее слез.
— Не было кому, не было! — запальчиво вырвалось у Григория Стратоновича, его милое горбоносое лицо взялось чертами непримиримости.
Эти люди ЛЮБИЛИ свою Родину. Гордились ей. Проливали за неё кровь и даже умирали. Что может быть более сильным доказательством верности своим идеалам, нежели готовность умереть за них? Я не знаю, друзья. Я просто не знаю...
И наш герой (не только герой произведения, но и герой войны!) Марко бессмертный - простой советский солдат и честный человек, который возвращается домой. И застает в селе упадок и гнилую систему председателя, настроенную таким образом, чтобы все шло в его карман, а по документам при этом все чисто и не подкопаться. Возможно, что в даже в центре у него есть свои люди, которые помогают процветать местной лавке.
— А вот я узнаю, что Кульбабенко женат, имеет хорошую жену, выводок детей и иногда, конечно, самочинно, наведывается к ним, а себя выдает за молодого и неженатого, — перекривил голос разведчика. — Сегодня я переспросил всех его дружков, и все они тоже не знают, что Кульбабенко женат. Так чем объяснить это засекречивание и вообще единственное ли оно в биографии этого типа? Может, пока мы крутим над ним свои мозги, он продает фашистам наши души.
Вот и выходит, что по бумагам не придерёшься, а скот голодает, и скоро начнется натуральный голодомор. Поля засевать нечем, и в целом все не слишком хорошо. Да ведь еще и Война. На которую всегда все можно списать. Дескать, это не я воровал и жирнел, пока мои соседи умирали от голода. Это все фашисты. Времена тяжелые, мы выживали как могли. Правда при этом многие люди живут в землянках и едят заплесневевший хлеб.
А председатель себе отгрохал хоромы, и ни в чем не отказывает в плане еды.
«Так можно понять и корни импрессионизма — все зависит от настроения… Но не ангелы ли нагнали холод своими крыльями?» — зябко повел плечами и взглянул на ангелов.
Не совпадает созданная им картинка с реальностью. Ой не совпадает. Вот и получается, что Марко Бессмертный, пускай уже и списанный с фронта, откроет здесь второй, незримый фронт. Против коррупционеров и лжецов. Которым война не трагедия Родины и народа, а возможность наживиться и набить себе карманы. Где простые люди все видят, а сделать ничего не могут. Закон на стороне председателя. А попробуй выйди против него - так и вовсе запишут в мятежники.
— Какое уж там серебро, — в опущенных уголках ее округленных губ шевельнулась печаль.
— Чистое! — убежденно сказал Григорий Стратонович. — А ты чего не отдыхаешь?
— Не спится, брат, перед дорогой. Да и молодость встала, шевельнулась перед глазами, — произнесла с иронией к себе. — Прошлась же вот селом, и все-все вспомнилось, что промелькнуло навеки. Здесь же я встретила свою восемнадцатую весну. Какие сады, какие усадьбы стояли тогда…
Положение то действительно военное. Никто разбираться не станет. Просто расстреляют смутьянов, и дело закрыто.
"Правда и кривда" показывает извечное противостояние честности и лжи. Вскрывает изнанку странной категории людей, которые, к сожалению, были в мировой есть, есть сейчас, и скорее всего еще будут долгое время среди нас. Не желающие ничего добиваться и делать сами, они пытаются пролезть любыми способами к власти, поближе к кормушке. Чтобы хапать, хапать и хапать. И плевать на то, что кто-то умирает от голоду. Что эти деньги выделялись государством на социально важные объекты.
Им главное набить свое нутро, а остальное хоть огнем гори.
Так что в каком-то плане роман не потерял свою актуальностью и в наши "светлые" дни. Особенно если читать ее внимательнее через призму современной истории. Мне очень понравилось. Простой и легкий стиль автора, ненавязчивые образы чего-то давно утерянного современным человеком, легкий ореол наивности, присущий разве что только советским героям и авторам. Смелые и честные люди, которые боятся, испытывают боль, но продолжают верить в правду и дальше.
А чего стоят знаменитые в моем детстве советские иллюстрации, которые порой не переплюнет и современный художник. Нет, чтобы кто не говорил, а классика остается классикой и по этот день. С каким удовольствием на несколько дней я погрузился в историю своей страны, снова переживая то, чем жили мои деды и отцы. Это необъяснимое чувство ностальгии по тому, что практически не помнишь, и только слышал.
Книгу читать, читать, и еще раз читать в обязательном порядке. Я в полном восторге, и буду рыться в книгах и дальше - может быть найду еще что-нибудь в таком "духе".
Спасибо всем за уделенное моему отзыву время. И он (отзыв) и я очень признательны!