Все-таки я в очередной раз убеждаюсь, что Гюго - мастер своего дела. Он может писать сколь угодно нудно, он может бесконечно тянуть резину перед тем, как подойти к главному. Так было, например, в «Соборе Парижской Богоматери», где длинные и изматывающие описания Парижа буквально лишали меня сил. Но и в «Человеке, который смеется», и в «Соборе Парижской Богоматери» отчетливо виден один и тот же стиль, тот же уверенный, неспешный слог, та же манера повествования. «Узнаю Гюго» - подумала я и решила, что нужно прочесть. Не скажу, что мне доставляет огромное удовольствие процесс кропотливого вчитывания в тяжелый слог, но вот атмосфера неспешного, очень в духе эпохи повествования - вот то, что всегда захватывало меня в произведениях Гюго.
Эта книга - не для того, чтобы разгрузить мозг. Я бы сказала, что эта книга скорее для души, потому что именно на душу она ложится идеально, надолго прокрадываясь в мысли особой атмосферой и стилем. Гюго требует вдумчивого, неторопливого чтения: об этом он заявляет буквально с первых страниц, представляя вниманию читателя список фамильных достижений различных дворян и именитых родов, начертанный на стене в вагончике Урсуса. Уютно устроившись с книгой в кресле и дойдя до этого момента, я решила, что иногда чтение подобных выкладок может послужить отличной альтернативой снотворным.
Но разве мне не нравится Гюго? Разве я не полюбила «Человека, который смеется»? Скажу честно, полюбила. Он как нельзя лучше влияет на мое душевное состояние. Гюго как никто другой умеет наладить диалог с читателем, помочь ему погрузиться в атмосферу своих произведений. Да, у него, как и многих других писателей, есть свои недостатки - я бы даже назвала их пороками - но я не думаю, что его следует винить за них. В конце концов, при умении вчитаться, при умении прислушаться к шепоту прошлого, «Человек, который смеется» способен стать для читателя отличным компаньоном.
Это чудесная книга о чудесных людях. Для меня это романтизм в чистом виде. Согласитесь, порой все-таки хочется отдохнуть от героев, ставших типичными для современной литературы. «Человек, который смеется» готов предоставить вам тихую гавань, если вы все-таки соберетесь его прочитать. Урсус - ворчун, «человеконенавистник», завоевавший мою глубочайшую любовь своей тонкой иронией и, как это ни странно, доброй душой. Гуинплен - «человек, который смеется», добрый юноша, ненавязчиво учащий читателя быть счастливым, несмотря на обстоятельства. И, наконец, Дея - слепая, прекрасная Дея, тип которой мне так знаком по другим произведениям Гюго. Не знаю, вправе ли я назвать их образы идеализированными или это их идеализировало мое собственное восприятие. Скажу лишь, что их судьбы не оставили меня равнодушной.
Гюго умеет рассказать о человеческой драме так, чтобы его выслушали. Вы, быть может, и останетесь равнодушными, но не дослушать вряд ли сможете. Эта книга не только о невинной любви двух молодых людей. Не забывайте о том, как мастерски автор выписывает атмосферу эпохи, как четко ставит остросоциальные проблемы. В «Человеке, который смеется» столько человечности, столько искренней любви и сочувствия к судьбам героев, что поневоле начинаешь переосмысливать детали их общей драмы. Гюго более чем реалистичен, но в симпатии собственным героям, к каждой строчке своей книги ему отказать нельзя.
Это замечательная книга. Я говорю, не преувеличивая. Впустите ее в свое сердце и, я уверена, она подарит вам саму себя.