Опубликовано 6 Март, 2014 - 13:12

Слышала я про книги короля ужасов Стивена Кинга одни восторженные ахи и охи. А недавно прочла его роман «Безнадега». ОООО! Может, мне попалась не самая лучшая его книга или не самый лучший ее перевод (В.А.Вебера), или мои мозги привыкли к другой литературе, или мир сошел с ума, раз считает это достойной прозой.

Но сейчас, дочитав роман, мне хочется: 1) вылить на себя ведро холодной воды, чтобы как-то смыть с себя всю ту мерзость, к которой я невольно прикоснулась, 2) забыть и никогда не вспоминать, что такая книга была в моей жизни. Так муторно и тягостно у меня на душе после чтения!

 

О чем же этот роман?

Автомобиль с молодой парой, проезжающий по безлюдному шоссе, останавливает подозрительно неприятный полицейский и, обнаружив в машине наркотики, арестовывает влюбленных и отвозит в местный полицейский участок. Так начинается кровавая и динамичная история злоключений нескольких человек, которые оказываются во власти демона Тэка, вырвавшегося на свободу из старой шахты.

И каких только тварей здесь не будет : воющие и свирепые койоты, шипящие змеи, ядовитые скорпионы и пауки, стервятники, огромные крысы и, конечно, по законам жанра, волк!

 

Жестокие сцены убийств и насилия, подробные описания истекающих кровью людей, картины изуродованных, изъеденных трупов перемежаются с внутренними диалогами верующего одиннадцатилетнего мальчика с Богом. По мне так довольно примитивный прием, направленный на то, чтобы заставить человека вспомнить о Вечном и осознать свое ничтожество перед Высшими силами.

 

С первых страниц на читателя обрушивается лавина просторечно-американских современных стилистических приемов:

1) словечко «натрах..а\ись» встречается регулярно и без повода (без него что, никак нельзя?)

 

2)Несчастный мужской половой орган! Его тоже слишком часто вспоминает писатель, даже в сцене перевоплощения демона в человеческий облик не обошлось без этого. Цитирую:

«Тэк выходит из ангара, широко улыбаясь. Он прекрасно себя чувствует. Весь мир лежит у его ног. Даже член, и тот встает столбом, грозя разорвать джинсы.» Неужели у гениального, талантливого Кинга не нашлось более яркого словесно-образного доказательства силы и мощи демона? Или в этом месте надо было смеяться? Ну тогда, простите, не поняла шутки.

 

3) чемпион по частоте употребления - это «моча»! Тема урины, видимо, как-то особенна близка автору, потому что герои книги постоянно и «ужасно» хотят «писать», писаются, справляют малую нужду, мочат штаны, делают лужи. Причем часто описывается в деталях сам процесс. Например, герою «захотелось отлить» и далее в подробностях подготовка и ...«наконец полилась моча, и устилающие землю сухие, пропыленные листья мескитового детева заблестели зеленым».

Даже койоты один раз обдуваются от страха, видя разгневанного Тэка.Smile Как страшно это лицезреть, видимо, только мне было смешно и противно это читать!

 

Хочется сказать автору: мы, читатели, не тупые, мы знаем, что есть у каждого мужчины и что люди так устроены, что им иногда нужно в туалет. Зачем эта псевдонужная натуралистичность? И мы не идиоты, не надо нам напоминать на каждой странице, кто такой Бог. Читатель хорошей книги - это ведь всегда соавтор, он сам способен рассуждать, делать выводы, порой бессознательные, но верные.

 

Сыну тоже не понравился роман: «Какая-то муть. На книгу не похожа, больше на фильм, американский ужастик». Я бы добавила - на кино начала 90-х, когда в Россию хлынул весь мусор зарубежной киноиндустрии и такие вот иностранные триллеры с кровавым мессивом и оборотнями шли на ура.

 

Очень разочарована. После «Безнадеги» не хочу даже близко подходить к книгам этого автора. Лучше, когда опять потянет на ужасы, перечитаю действительно гениев: Н.В.Гоголя и Эдгара По.

яриноchкане рекомендует
Читать все отзывы 27
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
06.03.2014
За оружие берутся не из-за книжек, а по многим другим причинам=) Ну а книги разве что подстегивают уже имеющееся желание или помогают его сформировать...
ВОт уж не понимаю ни тех, кто читает такое с удовольствием, ни тех, кто это пишут. Последних, по-моему, вообще к психоаналитикам отправлять нужно...
06.03.2014
Лина, самое страшное, что все, оставившие отзыв об этой книге, поставили ей пять звезд! Куда мы катимся!
Обязательно прочту эту книгу! Я из тех сумашедших, кторые совсем не против натурализма как меня грешную земля до сих пор носит?
06.03.2014
SlavaLidi, не могу Вам, к сожалению, пожелать приятного чтения! Но натурализм там знатный, надеюсь, Вы останетесь довольны!Smile:-)Smile:-)Smile
06.03.2014
Ни разу не читала Кинга
Но сегодня купила Мизери.
Это одно из лучших и страшных произведений короля ужасов Ghost
06.03.2014
@нгел, даже не знаю, можно ли поздравить Вас с покупкой? Мизери не читала. Но если Вам понравится, так тому и быть - поздравляю!Smile
06.03.2014
Никогда не любила ужасы Sick
06.03.2014
эта книга будет последней, из-за которой возьмутся за оружие Davie не стоит так серьезно воспринимать ее
06.03.2014
и вы еще у него "Ярость" не читали Big smile вот там вы действительно бы рвали и метали, подросток пришел в школу и взял в заложники класс, убив учителя, эту книгу в америке действительно запрещали, т к были после нее реальные случаи, а Безнадега-просто невинный вымысел Grade
06.03.2014
Алина, привет!!! До этой книги Кинга пока еще не добралась, но в планах все его творчество перечитать.

Вот тоже не соглашусь с тобой по поводу книг и их влияния на ребенка. Мне кажется не книги виноваты, а воспитание родительское и круг общения. По большей части школьники-стрелки тихушники, задроты, выражаясь современным языком. Вспомнить хотя бы того пацана что недавно в Москве, если не ошибаюсь, учителя застрелил. В тихом омуте, как говориться....
06.03.2014
Таня, я люблю ужасы иногда, но чтобы было не противно, а страшно, и чтоб написано было красиво, и герои были не просто схемами-персонажами, и чтоб эффект присутствия присутствовал.... Да что там говорить, очень требовательно я к литературе отношусь.Smile
Лоратина, когда на каждой странице горы трупов и литры урины - тягостно, тяжело читать. Я выросла на других книгах.Smile
Маша, привет! Давно тебя не видела, кстати! Ты герой, осилить всего Кинга, мне хватило Безнадеги!:-)Что-то с чем-то это... Ох, не буду тут уже распространяться, тебе же Кинг нравится, извини.
Влияние ТВ и книг на формирование психики маленького человека, особенно в современном мире, ооогромно. Если подросток будет каждый день читать про кровавое мессиво или смотреть порно, он станет психически нездоровым человеком, и тут уже никакая семья не поможет. Другое дело, что именно родители должны фильтровать, а не пускать на самотек, но не давить, а направлять, помогать осмыслить где хорошо, а где плохо. Где-то я читала слова Кинга о том, что нужно предоставить детям свободу выбора - пусть, что хочет, то и читает, и смотрит, и делает. Я с этим не согласна, видела я таких неконтролируемых деток. Но и передавить нельзя, иначе может быть, как в том случае в московской школе ( про который ты вспомнила). Вообщем, все это такая сложная штука!
Девочки, спасибо за минус! спасибо за ваше мнение и что уделили внимание отзыву.Smile
яриноchка, вот вы все-таки лукавите немного, если бы вы и вправду верили в такое сильное влияние книги на психику, разве дали бы прочитать ее своему сыну?
07.03.2014
Алина, воспитание сложная штука, ты права!!!

А сынок у тебя молодец что читает, это редкость сейчас. Я сама раньше скрывала любовь к чтению, у нас за такое застебать могли и причислить к отряду ботаников...
07.03.2014
SlavaLidl, нет, не лукавлю, я и вправду верю в сильнейшее влияние чтения на психику. А сыну дала почитать ее специально, от знакомства с одной такой книжкой вреда не будет, а вот регулярное чтение такой литературы может серьезно подорвать здоровье:-)
А сын до сих пор не верит, что так можно писать, говорит, может, это перевод плохой?Smile Ну не привык он, чтобы в книжках было столько гадости, столько беспросветного мрака, причем не сюжетного, а языкового. Зачем? Неужели мало этого мусора у нас в реальном мире, что мы еще ищем его в литературе и с упоением читаем?
Я рада, что сын ее прочитал, зато теперь он знает, что есть и такие книги. Он читает другие. Правда, я ему пообещала через время вернуться к Кингу и прочитать Кэрри(Маша, помню твой отзыв), может, не все книги СК так написаны и нам просто не повезло, попали сразу на Безнадегу:-)
Маша, спасибо! А я всегда сыну говорю: не бойся быть непохожим на других, не бойся сказать нет. Понятно, что подростки бояться выделяться, оторваться от толпы. Но надо всегда учиться сохранять свое я, пусть понемногу, не сразу, но это так важно. Человек должен любить себя, уважать себя, тогда он будет расти счастливым. Тогда он не будет забитым и сможет уважать других. Но начинать надо с себя. Всегда. Так даже в Библии написано : возлюби ближнего, как самого себя. Т.е. смысл таков: сначала полюби себя, а потом ближнего.
Не сможешь себя полюбить - не сможешь любить другого, да и тебя любить не будут.
07.03.2014
Алин, можно я немножко в защиту Кинга (нравится мне его творчество!)? Это все-таки не та литература, которая может считаться совсем серьезной, это развлекательные книжки, для любителей жанра, оттуда и физиологические подробности, и все такое. Нельзя Кинга и Гоголя рядом ставить все-таки.
Безнадега- не лучшее, имхо, произведение Кинга, хотя и не самое худшее, но по нему судить о всем творчестве не стоит все-таки, может быть, тебе стоит прочитать у него еще что-то? Наверное, он заслуживает второго шанса Smile .
Ну хорошо, вам виднее. Но мне кажется, что другие книги Кинга вам не понравятся, просто это не ваш писатель в целом. А на счет вашего отзыва хочу сказать, что он полезный, должно же быть в этой ветке хоть одно альтернативное мнение. А та барышня, которая минус поставила просто не хочет, чтобы вы ее в ветке обошли Smile Не расстраивайтесь.
07.03.2014
Ириш, а что посоветуешь почитать из Кинга более-менее не такое примитивное, как эта Безнадега, чтоб, может быть, исправить впечатление?Smile
SlavaLidl, спасибо Вам за ваше мнение:-) А пусть девушка с минусом идет впереди, мне, правда, не жалко. Smile
07.03.2014
у Кинга есть много интересных книг...но вот наличие столь откровенной пошлости меня удивило
07.03.2014
palmero, а вам что нравится у Кинга, есть вообще что-то стоящее?Smile
08.03.2014
Я из той сошедшей с ума части мира, которая считает творчество Кинга достойной прозой. Более того, Кинг - мой любимый писатель. Самой упаковываться в смирительную рубашку? Smile Читала "Безнадегу", как и много прочих книг этого автора, будучи подростком... за оружие взяться мысли не возникло... Выбрали ли вы не лучшую книгу - вряд ли, судя по тому, что вы пишете, вас оттолкнет любое произведение Кинга. Это не упрек вам, не упрек Стивену. Это как покупка маски для лица, когда выбираем гель для душа. Вы ожидали ужасов в духе Гоголя? Естественно, остались разочарованы. Но вы смело называете произведение автора, не раз награжденного премиями за вклад в литературу (полагаю, не самые глупые люди принимают решение об их присуждении), "литературным мусором" за чрезмерную частоту употребления им слово "моча", и я не очень поняла, чем именно роман плох, кроме того, что язык повествования не соответствует неким стандартам классики, на причисление своих произведений к которой Кинг никогда и не претендовал.
Вы говорите о том, что выросли на других книгах. Что ж, наверное, если на фоне них Кинг - мусор, вам повезло, можно только позавидовать. Я выросла на творчестве Стивена и да, пусть звучит высокопарно, горжусь этим.
08.03.2014
Purple, спасибо за Ваше мнение. :-)Считаю бесполезным более подробно здесь отвечать, почему я считаю эту книгу плохой, так как Вы выросли на Кинге и любые мои аргументы не будут восприняты Вами адекватно и будут опровергнуты. Кстати, не все критики так уж благосклонно принимают произведения Кинга.
Просто есть литература как вид искусства, а есть литература как массовая культура. Я выбирала и выбираю первое, Кинг, видимо, представитель второго. Поэтому спорить тут не о чем. Smile
09.03.2014
яриноchка , Алин, почитай у него Зеленую Милю, эту книгу стоит прочитать, Долгую прогулку, Розу Марену, Долорес Клейборн, Дорожные работы... много чего еще можно назвать, у него, действительно, есть хорошие книги, на самом-то деле у него мало плохих, а уж откровенно плохих нет. Есть те, которые просто не всем понравятся в силу где-то натуралистичности, где-то как раз большого количества чего-то сверхъестественного. Это как раз массовая литература, но, право же, в ее очень даже неплохом варианте, так что нельзя ждать от нее того, что она будет такой же, как классика.
И автобиографию его, под названием "Как писать книги", тоже можно прочесть.
09.03.2014
"Считаю бесполезным более подробно здесь отвечать, почему я считаю эту книгу плохой"
Нет, мне вы отвечать и не должны, я-то ее читала. Просто хотелось бы в отзыве с таким названием видеть достойные аргументы, а вы говорите лишь об излишнем натурализме. Недостаток ли это? А что тогда делать с Ги де Мопассаном, Теодором Драйзером и Эмилем Золя? Их тоже в мусор? Картины художников-натуралистов - в топку?
"так как Вы выросли на Кинге и любые мои аргументы не будут восприняты Вами адекватно и будут опровергнуты"
Поклонники Кинга, видимо, априори адекватными быть не могут, откуда адекватное восприятие у нас... Smile
"Кстати, не все критики так уж благосклонно принимают произведения Кинга."
Не было и нет гениев, к которым были бы благосклонны все критики, на то они и критики, им тоже на хлеб зарабатывать нужно. Редьярд Киплинг, Бернард Шоу и Иван Бунин, к примеру, так же не вызывали восторга у всех и каждого.
"Просто есть литература как вид искусства, а есть литература как массовая культура. Я выбирала и выбираю первое, Кинг, видимо, представитель второго."
Верно. Но оцениваете вы "Безнадегу", исходя из критерия ее непохожести на привычную вам литературу, где не трахаются, а занимаются любовью, и койоты от страха не обдуваются.
Замечательно, что выбор в книжных магазинах позволяет каждому найти приятную для себя книгу, и действительно, не стоит тратить драгоценное время на чтение того, что не доставляет удовольствие. Ира порекомендовала отличные книги, но мне кажется, вам вряд ли они понравятся, ваши литературные вкусы сформированы иной литературой, и каковой она ни была, вряд ли корректно говорить о том, что лучше, а что хуже. И в "Зеленой Миле", и в "Дорожных работах", и во всех остальных книгах Кинга есть то, на чем вы сакцентировали внимание в отзыве. Вы назовете это пошлостью и мерзостью. Глубокий психологизм, яркая социальная составляющая, невероятная атмосферность... кто-то этого не замечает, видя лишь ненормативную лексику (ее Кинг тоже часто не стесняется), к примеру, или считая, сколько раз автор слово "моча" употребил... Поэтому, повторюсь, лучше посвятить время любимым писателям Smile
09.03.2014
Ира,noir, спасибо за конкретные рекомендации. Прочитаю обязательно, ужасно хочется почувствовать все то, о чем пишут в положительных отзывах на книги Кинга.Smile
purple, я вчера почитала Ваши отзывы на Кинга. Да Вы пишете лучше, чем он! Мне Вас намного интереснее было читать, чем его Безнадегу. Правда!Smile
Сравнивать натурализм в классике (Золя, Мопассан) и натурализм в массовой культуре, к которой я причислила Безнадегу - это все равно, что сравнивать эротику и порно. Очень легко перейти ту грань, которая разделяет красоту и вульгарность, и немногие мастера могут, не опошлив, показать кровь и обнаженку, показать тонко, искусно.
Вы Кинга любите, считаете его книги глубоко психологичными, атмосферными - Ваше право. Smile
11.03.2014
Не, нам такое не нать Sick
11.03.2014
Наташа, Smile:-)Smile:-)Smile
11.03.2014
Наташа, Smile:-)Smile:-)Smile
Ох,я тоже читала Безнадегу,совсем недавно,и тоже осталось тягостное и муторное ощущение.
Тут же отметили,что дети за оружие берутся не из-за произведений Кинга,и я соглашусь-всегда у неблагополучных детей проблемы в семье,все из семьи идёт,как ни крути.Кто-то Матрицу посмотрит и из окна выкидывается,мол мир ненастоящий,кто-то говорит "Вау,классный фильм в стиле кибер-панк".

В Безнадеге много крови,и жестокости,и боли.И кажется,что все это никогда не закончится.И герои то у него гниют заживо.Жестко и хлестко написано,не спорю.
Но верующий мальчик Дэвид-это не дешевый прием,мол вспомнить о Боге.Почитать Ветхий Завет-там жестокости в миллион раз больше,чем в этом произведении Кинга.
Взглянуть на наш мир-войны,убийства,насилие,умирающие от онкологии дети,несправедливость.Бог жесток,говорит Кинг.
Разве нет?
И в этой книге Кинг размышляет о Боге,о вере,о самоотречении,как это-верить всем сердцем.И среди всей этой грязи и боли-вера,готовность пожертвовать собой ради других.Когда я дочитала до последних страниц,то просто плакала от поступка Джонни Маринвилла.Он ведь отдал свою жизнь ради спасения других.

Не стоит упираться в физиологичность или кто сколько раз в произведении "сходил отлить",здесь все гораздо сложнее,и напрямую затрагивается вопрос религии,и всего лучшего и худшего что есть в человеке.Надо только увидеть.
С оценкой книги на единицу я категорически не согласна.
"Просто есть литература как вид искусства, а есть литература как массовая культура. Я выбирала и выбираю первое, Кинг, видимо, представитель второго."
Алина,сразу видно,что цикл Тёмная башня вы у Кинга не читали)))
Кстати рекомендую-смесь вестерна,фэнтези и кибер-панка.Да,Кинг тоже создал свой особенный авторский мир,как Толкиен или Джордж Мартин,или Клайв Льис нужное подчекнуть Big smile
А вообще "Безнадега" как первая книга для ознакомления выбрана очень неудачно.Она очень жестко написана,это просто мясорубка во всех смыслах,да еще с двойным дном.
Я бы посоветовала начинать с его бестселлера "Воспламеняющая взглядом" или "Самое необходимое" (в другое переводе-"Нужные вещи"),написано гораздо сложнее и сюжет заверчен,и слов типа тр**ались нет) ну,может одно и есть на всю книгу,не подсчитывала)
Хотите человеческой драмы?Тогда это "Зеленая миля" или "Долорес Клейборн".Немного сюрреалистичное и очень закрученное-"Бессонница" (произведение,имеющее отношению к циклу Тёмной Башни).
Немного фолковых мотивов,мифов Древней Греции пополам с историей женщины,которая смогла уйти от человека,который ее мучил и убивал каждый день (а ведь она всего-то навсего было замужем) и вернуться к нормальной жизни и поверить в себя-это "Роза Марена" ("Мареновая роза",в другом переводе).
"Кэрри" и "Кристина"-про подростков-изгоев,тоже неплохо для первого знакомства.
Что сразу НЕ советую как первую книгу от Кинга-"Жребий" (очень страшно),"Кладбище домашних животных" (по той же причине,не просто страшно,но еще и жутко),"Томминокеры" (инопланетяне,радиация и прочие прелести) и "Сияние" (шедевр,но тоже страшно).

Кого из писателей не рекомендую для вас в принципе -Чак Паланик и Чарльз Буковски (из-за физиологичности,физиологичности+вульгарности/ктокаквоспринимает).
Не считаю творения Кинга литературой второго сорта или массовой...написать книгу,чтобы читателя она захватила,чтобы главным героям сопереживал и болел всей душой,чтобы плакать после прочтения или читать книгу до 5 утра пофиг,что через час собираться в школу/универ,лишь бы дочитать ,когда в процессе чтения или после охватывает чувство ужаса и страха,когда на страницах разворачивается настоящая драма и у тебя сердце рвется-это надо уметь написать.
И далеко не у каждого это получится.Вообще мало у кого.

Кстати,Кинга я начала читать в 13 лет,в подростковом возрасте я читала все,что подворачивалось под руку из домашней библиотеки-Маркеса,Ремарка,Гашека с его знаменитыми "Похождениями бравого солдата Швейка",Сомерсета Моэма,Шукшина,Мопассана,Чехова,Алексея Толстого,Рэя Брэдбери,Айзека Азимова и многочисленные сборники зарубежной фантастики,"Унесенных ветром" и "Поющих в терновнике","Саге о Форсайтах" и прозведениях Бунина.Не самое плохое детство с не самими плохими книгами.
И да,Кинга я периодически читала.Это как-то не помешало мне закончить школу с медалью,участвовать в областных олимпиадах,а потом поступить на бюджет в престижный университет.Я никого после прочтения книг Кинга не убила,не взяла в руки оружие и не стала мучить животных.Даже как-то в голову не приходило)))
Потому что все проблемы детей-из семьи,или со здоровьем проблемы (да,шизофренией заболевают и в детстве),но не из-за Стивена Кинга у них появляются эти проблемы.

И,возвращаясь к нашим баранам,оценку в единицу "Безнадеге" я считаю незаслуженной.
По аналогии с парфюмами,например,мне не нравятся пудровые ароматы,и Инсоланс я не люблю,и Красную Москву тоже.Но это не значит,что стоит писать про нее отзыв с оценкой в единицу и заголовком "Дешевый мусор!Вот после Красной Москвы молодежь и пахнет как 80летние старухи")) Ну,не "моё" и ладно,найдутся другие ценители)) Как пример)
15.03.2014
Саша, очень было интересно узнать твое мнение!Smile Приму к сведению твои рекомендации как высокообразованного человека и обязательно прочту чего-нибудь еще из СК. Спасибо!!!!Smile:-)Smile:-)Smile
Кинг один из моих любимых писателей. Много чего прочитала у него и причем с подросткового возраста, но почему-то никого до сих пор так и не убила))) Именно до этой книги не добралась еще, но после вашего отзыва захотелось самой прочитать. А вам бы я посоветовала продолжить знакомство с Кингом(если желание возникнет) книгой Зеленая миля, например, как уже тут посоветовали, мне кажется вам должно понравиться) или Дорожные работы. Да на самом деле у него много достойного есть (это я вам как филолог говорю, поверьте, читала мноого самых разных книг - это к комментарию о литературе как виде искусства и как массовой культуре), может быть, просто не ваш автор, все-таки вкусы у всех разные, с этим не поспоришь.
Попробуйте прочитать книгу "Страна радуги", в ней гораздо меньше описания того, что вам не понравилось)
Другие отзывы
Читать все отзывы 27
Смотрите также