Если «Черный лебедь» - это танцы с бубнами вокруг удачного маркетингового хода, то «Антихрупкость» интереснее и не обусловлена в маркетинговых ходах. Так чем же интересна эта книга?
К какой-то одной категории эту книгу трудно отнести, поскольку это и история, экономика и финансы, и особенно философия. Книга написана в русле совмещения многих дисциплин, а также будет полезна практикам.
Идея книги
Все события и явления в мире, все что имеет хоть какое-то значение - делятся на три категории, которые Талеб называет Триадой. Как и в первой части он описывает большие хрупкости систем, но в хрупкости и антихрупкости существуют градации. Триада делит явления и события на три группы:
Хрупкое Прочное Антихрупкое
Далее Талеб рассматривает и анализирует много событий, которые вкладываются в его теорию. Прежде всего на первый план выходит неопределенность, случайное и непредсказуемое событие, которое вызывает большие изменения, это и есть тот самый черный лебедь.
Талеб использует свою теорию антихрупкости ко всем событиям или явлениям. В управлении сложными системами или бизнес-структурами или государственными, люди привыкли пользоваться классическими методами: возникает (1) воздействие на систему или ее состояние меняется, измеряем изменения (2), прогнозируем и вводим новые изменения, если изменения пошли лучше (3) то прекрасно, как нет, возвращаемся к первому пункту. По мнению Талеба неопределенность почти невозможно предсказать, в том числе и научным методом.
Критика
Пожалуй, самая противоречие Талеба в том, что практика для него вещь важная, а теория - только абстрагирования. Если в «Черном лебеде» он критиковал философов, то в этой книге досталось ученым.
«Коммерция - естественная, интересная и увлекательная, в ней есть жизнь, в научной жизни этого всего нет"
Особенно критикует понятие прогресса. По его мнению, у истоков промышленной революции создавший современный мир, стояли не теоретики, а христианские священники-любители. Преподобный Томас Байес (баесовская вероятность) и преподобный Томас Мальтус (мальтузианская теория народонаселения). И многие другие святые отцы, о. Эдмунд Картрайт, который изобрел механический ткацкий станок, о. Уильям Гринвел основоположник современной археологии, и многие другие.
«Подумайте: от изобретения колеса (вероятно, в Междуречье) до появления чемодана с колесиками (в каком-то убогом пригороде) прошло шесть тысяч лет. Конечно примитивной эта технология кажется постфактум, почему же к ней никто не додумался раньше? Все те светлые головы, как правило растрепанные на вид, что собирались со всего мира на конференции поговорить о Геделя, Шмеделя, Римана, кварки, фигаркы и тянули свои чемоданы (без колесиков) по аэровокзалах, даже думать не думали, как решить такую мелкую подорожную неудобство. Но даже если бы все эти гении взялись штурмовать такую тривиальную проблему, не факт, что у них получилось бы ».
Талеба можно назвать философом или интеллектуалом, потому что он изучает развитие идей. Но многие его суждения как минимум любительские. Например, он вспоминает Аквината и схоластику, где говорит, что запад пошел по пути ложного рационализаторства, а восточной философии удалось этого избежать. Даже такой любитель как я знаю, что восточная фальсафа пришла в упадок из-за отказа от рацио, тогда как благодаря схоластике стали возникать университеты и зарождаться современная наука. А его мысли о медицине тоже довольно любительские, я уже их описывать.
Итоги:
Несмотря на противоречия мне книга «Антихрупкость» понравилась. В ней очень много действительно полезных советов. А от главы «Базар и стеклянный офис» получил огромное удовольствие. Там он описывает Швейцарию и ее пример самоуправления без центральной власти, а есть самоуправляющиеся единицы-кантоны, где жители принимают активное политическое участие, выглядит как маленькие мини державы. Далее идет экскурс в историю во времена Египта и Рима. Книга однозначно стоит внимания, в ней вы найдете много интересных идей и практических мыслей.