Вот я и добралась до Бальзка. Когда-то его творчество казалось мне недосягаемым и сложным для понимания, но время идет, вкусы меняются, ошибки познаются. О, я сильно ошибалась в своем отношении к Бальзаку! И мне бесконечно стыдно за подверженность стереотипам.
"Блеск и нищета куртизанок" - роман о том, как легко бывает, почти достигнув вершины, упасть в самый низ. Роман о людях, познавших "блеск" парижской жизни во всем его великолепии и величии, но так и оставшимися в "нищете". Бедная куртизанка Эстер решается на самоубийство после того, как в Опере в присутствии Люсьена де Рюбампре, которого девушка любила, несколько молодых людей узнали в ней продажную женщину. В последнюю минуту ее спасает лжесвященник Карлос Эррера, он же беглый каторжник Жак Коллен. Он обещает ей избавление от ее прошлой жизни в замен на беспрекословное служение. В итоге Эстер четыре года живет взаперти, являясь тайной любовницей Люсьена, надежно спрятанная от любопытных глаз. Но приходит время, когда молодой человек должен жениться на богатой девушке из знатного рода. Эррера-Коллен выносит свой вердикт: забыть Люсьена дабы не портить ему репутацию связью с куртизанкой.
Хочется поподробней остановиться на личности Жака Коллена и его взаимоотношениях с Люсьеном де Рюбампре. Их знакомство произошло на мосту, с которого молодой человек хотел сброситься, запутавшись в собственной жизни и сделав множество серьезных ошибок. Коллен отговорил его от самоубийства и пообещал сделать из него человека из высшего общества. В течение нескольких лет Люсьен рассказывал этому "серому кардиналу" все подробности своей жизни, вплоть до мельчайших деталей, а в ответ получал точные инструкции для дальнейших действий. Выгода от этого сотрудничества для Люсьена очевидна. Но вот каковы были мотивы Жака Коллена? Он посвятил жизнь решению проблем этого юноши, избрав своей единственной целью добиться для него высокого положения и доброго имени. Что это было: отеческая любовь шестидесяти шести летнего старика или интерес иного толка немолодого мужчины? Справедливости ради, надо заметить, что сам Бальзак оставил немало намеков на второй вариант. Возьмем в пример вот эти слова, сказанные в адрес молодого корсиканца Теодора Кальви: "Когда-то на галерах этот юноша был для него тем же, чем Люсьен в Париже… его любимцем! " А для того, чтобы дать почву для размышлений, что же именно вкладывается в понятие "любимец", можно привести вот этот отрывок:
— ...Он [Жак Коллен] тут неспроста! Он хочет повидаться со своей теткой, ведь ее скоро должны казнить.
Чтобы дать некоторое понятие о личностях, которых заключенные, надсмотрщики и надзиратели называют тетками, достаточно привести великолепное определение, какое дал им начальник одной из центральных тюрем, сопровождая лорда Дэрхема, посетившего во время своего пребывания в Париже все дома заключения. Этот любознательный лорд, желая изучить французское правосудие во всех его подробностях, даже попросил палача, покойного Сансона, установить свой механизм и пустить его в ход, казнив живого теленка, чтобы иметь понятие о действии машины, прославленной Французской революцией.
Начальник, ознакомив его с тюрьмой, тюремными дворами, мастерскими, темницами и прочим, указал на одну камеру.
«Я не поведу туда вашу милость, – сказал он с отвращением, – там сидят тетки». «Ао! – произнес лорд Дэрхем. – А что же это такое?» «Средний пол, милорд»."
Итак, кем же был для Жака Коллена Теодор Кальви, а затем и Люсьен де Рюбампре? Оставляю вопрос риторическим, потому что каждое слово и каждый намек в романе Бальзака можно истолковать по-разному.
Теперь о названии. Думается мне, под словами блеск и нищета Бальзак подразумевал внешний безупречно-дорогой образ куртизанок и их внутреннюю душевную нищету. А вот со словом "куртизанки" интересней. Предполагаю, что речь здесь идет не о девицах легкого поведения. Вернее, не только о них. Практически весь парижский свет соответствует этому определению, люди с легкостью продаются как физически, так и морально. И ярчайший тому пример Люсьен...