Опубликовано 27 Октябрь, 2023 - 08:17

  • Опыт использования:
    год или более

Начну с того, что я являюсь очень давним поклонником этого фильма. Он вышел на экраны в 1992 году, тогда же я его и посмотрел впервые. Само собой, я посмотрел его не сразу после выхода, но также где-то в начале 90-х, когда начались видеобум и видеомания. В глубинке видеомагнитофоны начали появляться всё-таки немного позднее. Я бы сказал, что фильм этот был одним из настоящих кинооткрытий. И так считал не только я: фильм действительно был на слуху, его обсуждали, им восхищались.

Конечно, восприятие со временем меняется, и сейчас этот фильм кажется даже немного наивным, но я прекрасно помню тот шквал эмоций, что свалился на меня во время первого просмотра. В то время на меня многое что свалилось, и помимо жутких перемен, свалился ещё и поток разной кинопродукции. Я в том потоке буквально утонул, это была реальная видеомания. И всё-таки «Руку, качающую колыбель», я могу смело выделить из общего потока, и поставить этот фильм в один ряд с такими шедеврами как, например, «Леон» 1994, «Затерянные в космосе» 1998, или «Тень» 1994. Это лишь мизерная часть из огромнейшего пласта фильмов того времени, но это было для меня тогда сродни другому измерению.

Итак, о чём фильм. Я в заголовке упомянул о маньячке. А как ещё назвать главную героиню? Женщина-маньяк? В общем, как угодно, но суть от этого не поменяется. Сейчас нужно как-то определиться: что значит быть маньяком? Маньяк – мания. Человек, одержимый какой-то манией. Может быть патологической манией, это если по-серьёзному. Можно ещё и шутить по этому поводу пытаться. Например, меня можно назвать киноманьяком. Как говориться, хлебом не корми, дай только фильм посмотреть. Вообще, обо всём этом можно долго рассуждать, но всем здравомыслящим людям понятно: где шутка, а где патология.

Патоло́гия (от греч. παθος — страдание, боль, болезнь и λογος — изучение) — болезненное отклонение от нормального состояния или процесса развития.

В фильме «Рука, качающая колыбель», конечно же, показана патология. Молодая женщина (Пейтон Фландерс), становится одержимой кое-какой патологической идеей. Это происходит вследствие перенесённой тяжелейшей психологической травмы. До душевной травмы у Пейтон была счастливая жизнь, и в её планы совершенно не входило превращение в маньяка.

Понятное дело, что слово «маньяк» звучит уж как-то совершенно по-страшному. С таким жутким словом ассоциируется, скорее, какое-нибудь чудовище-чикатило со стекающей с клыков слюной. И, тем не менее, Пейтон – это натуральная маньячелло, и «клыки» у неё имеются, и всё, что полагается иметь маньяку. Другое дело, что у Пейтон крыша поехала от горя. Тут её как-то можно попытаться понять, но не оправдать, само собой.

Повторюсь, что до определённых событий Пейтон была счастлива. По крайней мере, она так думала, ведь муж Пейтон был не тем, кем казался, и это именно из-за него события в фильме начали развиваться по негативному сценарию. Муж Пейтон работал гинекологом, а при такой профессии страдать сексуальными расстройствами как-то совсем недопустимо. Вернее, такими расстройствами страдать совершенно недопустимо всем, кто живёт в обществе. Это может очень печально закончится. Впрочем, фильм «Рука, качающая колыбель», это прекрасно продемонстрировал.

Если есть какие-то проблемы, нужно обращаться за помощью, за лечением, за консультацией к психологу, в конце концов. Идеально бы, конечно, воспитать в себе такую силу воли, которая бы подавляла все низменные желания. Мужа Пейтон сыграл Джон де Ланси. Так уж получилось, что в этом фильме не один маньяк. И если Пейтон готова была идти буквально по трупам, то её муж Виктор, был трусоватым маньячишкой, который предпочёл наиболее легчайший для себя выход из сложившейся ситуации. И это лишний раз доказывает то, что у Виктора давно уже с головой было не всё в порядке.

Джон де Ланси хорошо раскрыл образ этого слащавого гинеколога, хотя роль и была небольшой. Видно, что Виктор не желал избавляться от своих патологических желаний. У него было множество эпизодов, и это только те, которые всплыли. А сколько его пациенток решили не ворошить и замолчать произошедшее с ними? Я встречал отзывы на этот фильм, в которых зрители буквально недоумевали от того, что из гинеколога сделали сексуального маньяка. Мол, как это: откровенных приставаний же не было, не говоря уже об насилии.

Я всё-таки думаю, что дыма без огня не бывает, и женщина всегда чувствует что-то неладное. Тем более что Виктора обвинили сразу несколько женщин. К тому же, получилось наглядно показать, что бывает, когда таким как Виктор позволяют раскармливать их внутренних демонов. Возможно, если бы кто-то из первых пациенток почувствовала бы что-то неладное и забила тревогу, то всё могло бы закончиться гораздо меньшими жертвами. Правда, тогда бы истории такой не было бы. Зло нельзя оставлять безнаказанным, какой бы безобидной «шалостью» оно не казалось.

Когда я смотрел фильм впервые, около тридцати лет назад, у меня к Пейтон не было совершенно никакой жалости, и даже не было попыток её понять. Да, тогда у меня были ещё те грани юношеского максимализма. Сейчас же отношение ко многому изменилось. Я не помню, когда я в последний раз смотрел этот фильм (до сего просмотра), но очень давно, может лет пятнадцать назад. И вот теперь я смотрю фильм вновь, и я чувствую, что мне откровенно жаль эту дурочку-Пейтон, которая от горя буквально лишилась здравого рассудка.

Я, конечно, не пытаюсь оправдать Пейтон, я лишь пытаюсь понять и испытываю жалось к этой бедолажке. Пейтон одна из тех, кто всегда и во всём идёт до конца. Это касается и любви, и ненависти. Пейтон любила своего дурака-мужа, который думал не о своей семье, и вообще думал совсем не тем местом. Пейтон любила своего ещё не рождённого ребёнка. Пейтон любила свой дом. Она была молода, здорова, счастлива. Казалось, что впереди у неё только счастливое будущее. И что происходит? Она в один миг теряет всё. Понятное дело, что это не повод превращаться в маньяка и становиться одержимой местью. Понятное дело, что это не повод взращивать внутри своего сознания безумные идеи относительно жизней и судеб других людей.

Но случилось так, как случилось. Пейтон либо позволила захватить маниакальным идеям свой разум, либо она действительно одномоментно чокнулась от того горя, что на неё разом навалилось. План она, конечно, разработала изощрённый, но по всем параметрам провальный. Может показаться, что если бы Мэрлин Крэйвен (Джулианна Мур) не вмешалась бы со своим активным расследованием, то планам Пейтон суждено было бы осуществиться.

Теоретически – да: план с теплицей бы сработал (или даже с ингаляторами бы сработал), но в реальной жизни всё равно никакого счастливого завершения у такой истории не было бы. Или как? Предположить, что Майкл Бартел «забыл бы» свою Клэр (которая для него единственная), и «переключился бы» на Пейтон, у которой «не всё так однозначно»? Нет, в реальности таких чудес не бывает.

Хотя можно, конечно, нафантазировать всего, чего угодно. Допустим, предположить, что Пейтон вовсе не маньяк, а очень расчётливая дама. (чего-то, по-моему, уже чушь какая-то.) Но это всего лишь предположение. И вот, Пейтон «успешно» отправляет на тот свет двоих людей: персонаж Джулианны Мур – в теплице, а персонаж Аннабеллы Шиорры (Клэр Бартел) – при помощи манипуляций с её ингалятором. «Идеальные» убийства. Ещё и «повезло», ещё и «удачно» совпало. Майкл Бартел, убитый горем, утешается на плече Пейтон, со всеми вытекающими, а дети ещё маленькие. Тем более что Эмма Бартел уже готова Пейтон буквально мамой называть.

Вот пишу, и чувствую, что всё это предположение – чушь несусветная. Слишком много персонажей, которые не дураки. Убийство же, это такой грех, такой груз, который ни одному нормальному человеку не даст без последствий для психики продолжать якобы безоблачную и счастливую жизнь. Нужна расплата, нужно покаяние, нужно раскаяние. Такое «огромное шило» нельзя утаить ни в каком мешке, оно обязательно себя обнаружит. А если же всё-таки вернуться к тому, что Пейтон – маньячка, то ни о какой нормальной жизни речи вообще быть не может. Для неё, к сожалению, выхода только три (если уж она семью Бартел не в силах была оставить в покое): психиатрическая лечебница, тюрьма или смерть.

 

***

В общем, фильм «Рука, качающая колыбель» 1992 – это один из тех фильмов, которые остаются в памяти навсегда, сколько бы времени не прошло. Да, со временем восприятие кое в чём меняется, добавляется больше понимания, и даже появляется жалость к отрицательному персонажу. Пейтон всё-таки не родилась такой, и если бы её жизнь продолжалась бы в привычном русле, то и не случилось бы ничего. Другое дело, что Пейтон следовало бы обратиться за профессиональной помощью, а не пытаться рушить другие семьи и жизни.

По поводу той английской пословицы, что взята за основу названия фильма: «рука, качающая колыбель, правит миром». Хочется сказать: ну и что? Вот Пейтон качала эту колыбель, и чем теперь она «правит»? Чем вообще для неё всё это закончилось? Какую бы жалось я не испытывал к Пейтон, всё-таки она – зло. И получила она, в общем-то, по заслугам. Я думаю, что в этой поговорке не хватает слова, обозначающего доброту, ведь злу не суждено править этим миром.

Зло может какое-то время покачать колыбель (Пейтон в пример), но злу никогда не суждено править миром. Так что, англичане, меняйте свои поговорки, а то они как-то не очень соответствуют действительности. Например, так: «злая рука тоже может покачать колыбель, но только добрая сможет править миром». Или так: «Качая колыбель, злая рука отсохнет, а добрая будет править миром». Или так: «Даже качая колыбель, злая рука не сможет править миром». Идеально было бы, конечно, так, что колыбель являлась бы некой панацеей от зла. Мол, прикоснувшись к колыбели, даже злая рука превратиться в добрую. Но в жизни так не всегда бывает, к сожалению. А бывает так, что злу приходится буквально давать по рукам, чтобы спасти свою колыбель. И к этому нужно быть готовым.

Достоинства
  • Драматический триллер
  • Захватывающий сюжет
  • Потрясающая игра актёров
Отшельник_74рекомендует
Читать все отзывы 14
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.10.2023
Отличный отзыв, шикарный фильм! Тоже писала на него обзор, надо бы пересмотреть
27.10.2023
Хороший фильм. Понимаю, что Пэтон — зло, но мне всё равно было её жалко. Всё-таки крупица чего-то светлого была в ней. Ведь даже, несмотря на свою ненависть к Бартелам, к их детям она была добра.
27.10.2023
Очень люблю этот фильм. Первый фильм, в котором увидела Джулианну Мур.
Другие отзывы
Читать все отзывы 14
Смотрите также