Опубликовано 15 Февраль, 2023 - 11:58

Пересмотрела недавно наш "Экипаж" (2016) и что-то захотелось немного американского чуда для сравнительного, так сказать, анализа. Я решила пересмотреть фильм об удивительном событии, произошедшем в Нью-Йорке в январе 2009-го года и поделиться мнением.

 

События, послужившие основой для съёмок фильма:

Предшествующие фильму реальные события знает весь мир: на высоте чуть больше, чем 850 метров, у Аэрбаса отказали два двигателя в результате залёта в них гусей. За сим последовала немедленная посадка самолёта прям на воду в Гудзонском заливе. Американский Манхеттен не на шутку переколбасило, ведь самолёт мог врезаться в любой из небоскрёбов. Airbus A320 приземлился на воду почти целым. Все пассажиры и члены экипажа были спасены. Вслед за крушением последовало обширное расследование NTSB, которое в конечном итоге установило, что самолет не имел достаточной высоты, чтобы добраться до взлетно-посадочной полосы аэропорта в целости и сохранности. Капитан, Чесли Б. Салленбергер (Салли), был объявлен национальным героем, получил личную известность и денежное вознаграждение. В этом вся суть замечательной истории беспрецедентного выживания в авиакатастрофе с великолепной игрой и спецэффектами.

 

Режиссёр, взявшийся за постановку:

Клин Иствуд, известен своими перестрелками и эффектами "вау" по ковбойским фильмам. В данном фильме главный герой противостоит не ковбоям, а истинным бюрократам, но очень похожим на бандитов. А ещё он противостоит авиасимуляторам, компьютерному анализу и работникам страховых компаний. Эффекты "вау" и декорации на высоте. Но присутствует в фильме некая щемящая грустинка, как печать режиссёра. На момент съемок фильма Иствуду было 86 лет.

 

В фильме снимались:

Том Хэнкс в роли Салли получил Оскара и это правильно. Он само олицетворение внешне унылого американского обывателя, готового ежедневно спасать мир. Без харизмы и некой ммм... внутренней теплоты Хэнкса фильм был бы похож на заурядную психологическую драму.

 

Том Хэнкс в ролли легендарного пилота Салли

 

Второй пилот, по сути, является реквизитом, т.к. Клин Иствуд мало что позволил ему добавить к любому разговору. Но реквизит он довольно качественный. Например, когда происходит "разбор полётов" и члены следственной комиссии задают жёсткие и провокационные вопросы, оба героя играют настолько реально, что можно уверовать в документальные съёмки. Второго пилота, Джефри Скайлза, сыграл Аарон Экхарт.

 

 

Персонал NTSB представлен холодными, подлейшими и суровыми злодеями, стремящимися во что бы то ни стало выявить «человеческую ошибку» капитана Салли. Чтобы фильм выстрелил, расследование NTSB было представлено гораздо более враждебным, чем оно было на самом деле.

 

 

По фильму создается впечатление, что расследование занимает совсем немного времени, тогда как на самом деле оно шло 18 месяцев. Сама посадка была почти чудом, но комиссия по выявлению "ошибок" 18 месяцев трепала нервы и искала причины, за что же притянуть пилотов! Мерзкие физиономии подобраны довольно талантливо. Кстати, реальные имена членов комиссии миру не известны.

 

 

Детей Салли практически не показали. Его жена изображена как смесь шока и сочувствия, а затем она демонстрирует нереалистичное давление на мужа, чтобы он вернулся к работе, дабы избежать потери семейного дома и уровня жизни. В этом все американцы: я тебе сочувствую, но ты не смей понижать мой уровень жизни, поэтому иди и через силу работай!

Рыженькая мышка, сливающаяся с мебелью в интерьере, может давить и прессовать не хуже целой комиссии расследователей. На кону её интересы!

Лоррен Салленбергер сыграла Лора Линни.

 

Лора Линни в роли Лоррен Салленбергер

 

Сюжетная линия, яркие эпизоды и красивые режиссёрские ходы:

 

Большая часть фильма представлена ​ эпизодами воспоминаний, предназначенных для удержания внимания аудитории. А что ещё снимать? Главное событие заняло несколько секунд, а всё остальное - вода и разговоры. У других сценаристов здесь были свои сомнения относительно того, как короткий — хотя и чудесный! — эпизод может быть растянут на полуторачасовой фильм! Но Клин Иствуд взялся за эту задачу и вряд ли бы это получилось у кого-нибудь ещё.

 

В самом начале режиссёр показал зрителю аварию Аэрбаса на оживлённой улице Манхеттена. К счастью, это был всего лишь сон капитана. Но Иствуд предложил зрителю вспомнить роковые события, произошедшие в Америке 11 сентября и подумать, что могло бы произойти, не соверши капитан самолёта подвиг.

 

 

В фильме показаны настоящие пилоты в симуляторах, отрабатывающие сценарий посадки Аэрбаса на воду. Они действительно определили, что пилот, теоретически мог бы добраться до аэродрома Тетерборо, но исключительно в виде обломков.

 

Работа специалистов за авиасимулятором

 

Капитан Салли принял единственно правильное решение за несколько секунд. От момента отказа двигателей до кувырка в воду прошло около 2 минут 45 секунд. Это был смелый и абсолютно правильный поступок, другого выхода просто не было: посадить самолет в реку, где он убьет наименьшее количество людей, или разбиться среди небоскрёбов Манхеттена и угробить несколько сотен тысяч. В ту секунду, когда самолет коснулся реки, Салли уже не контролировал его, он просто был внутри, вместе со всеми. Спецэффекты, конечно, шикарные. Прям физически почувствовался шлепок тяжёлого фюзеляжа о поверхность воды. А съёмки! Какие шикарные виды и ракурсы!

 

 

Технические детали самого полета и посадки очень хорошо представлены на экране, и в них используются диалоги из реальных расшифровок УВД и кабины экипажа, что придаёт фильму реальную тревожность и торжественность финальных моментов.

Фильм отлично справляется с тем, чтобы представить сложную техническую ситуацию таким образом, чтобы ее могла понять широкая аудитория. В этом вижу большую заслугу режиссёра. Зрителю понятно, когда двигатели отказали — вместе с ними отказали и многие системы самолета, такие как гидравлика, наддув и электричество. В салоне наступила тишина и темнота. Благодаря тому, что капитан сразу же включил ВСУ (вспомогательная силовая установка), мгновенно восстановилось питание всех этих потерянных систем, что способствовало успешному завершению потенциальной катастрофы. Света не было в салоне несколько секунд.

 

Водные сцены были выполнены с помощью списанного Airbus A320, идентичного оригиналу, который опускался в калифорнийское озеро на фоне заставки - синего экрана Нью-Йорка. Актерам никогда не грозила опасность замерзнуть. Вода в Калифорнии как парное молоко, не как в январе в Гудзоне. Актёры прекрасно отыграли свои роли и зритель почувствовал, как им было страшно и холодно.

 

 

Красивый режиссёрский ход - показать капитана, покинувшего судно последним, на фоне тонущего Аэрбаса. Салли не поддался панике, проверил, все ли покинули салон, захватил с собой бортовой журнал, надел форменный пиджак и только после этого вышел из самолёта. Красиво. И съёмки красивые, нечего добавить. Вот такими должны быть качественные сэлфи.

 

Прощальный взгляд капитана на тонущее судно

 

Минусы фильма.

Из минусов - усы Тома Хэнкса явно фальшивые. Это сразу же бросается в глаза. Актёра хорошо закамуфлировали под реального героя, но усы...

 

Настоящий Чесли Б. Салленбергер и Том Хэнкс

Огромный минус - не показать столкновение с птицами и приземление более подробно. Иствуд сделал акцент на разбирательстве после посадки, а хотелось бы больше подробностей о происходящем в воздухе. На мой взгляд, должна была быть сцена, описывающая, насколько безумно стая птиц убивает одновременно два реактивных двигателя. Может быть, оператору следовало бы заглянуть внутрь двигателя в замедленной съемке, показать как туда влетают птицы. Или могла быть сцена с огромными птицами, летящими перед ударом, или сцена с экспертами, объясняющими, насколько это редкость, или что-то в этом роде. Мне не хватило птичьего трагизма.

Плавность приземления на воду (профессионализм пилота) и идеальные обстоятельства (хвостовая часть изгибается при ударе из-за идеальной избыточной скорости и угла), которые позволили всем выжить, должны были быть в центре внимания фильма, а не фальшивое расследование кучки злых дегенератов и охота на ведьм.

Посадка на воду должна была быть замедленной, с разных ракурсов, с мелкой детализацией. Ведь это же реальная история, про реальные события и реальных людей. Покажите её подробно!

 

На мой взгляд, фильм не идёт ни в какое сравнение с нашим "Экипажем" (2016), хотя событие подлинное, невероятное и исключительно героическое. "Экипаж" всё время держит зрителя в напряжении, можно сказать, из одного обморока погружает в другой. "Чудо в Гудзоне" в этом сильно проигрывает. Это не захватывающий фильм, а хорошая документальная презентация, не более.

 

PS. Примечания: Airbus 320 авиакомпании US Airways 1549 выставлен в Музее авиации Каролины в Шарлотте, Северная Каролина.

Чесли Салленбергер стал членом Mensa International, «клуба» чрезвычайно умных людей.

Достоинства
  • Знаменитый режжисер
  • Ощущаешь себя на месте пассажиров
  • Реальный сюжет из жизни
  • Сдержанный фильм без ляпов
  • Том Хэнкс
Недостатки
  • Затянуто и не динамично
  • Недостает эмоций
  • Немного суховато
Metelinрекомендует
Читать все отзывы 47
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 47
Смотрите также