Опубликовано 27 Апрель, 2024 - 15:15

Если бы театр мог говорить, он наверняка бы выразил благодарность своим поклонникам, и напротив, был бы глубоко возмущен поведением невоспитанных зрителей и бесцеремонных всезнаек. В своем спектакле "Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике" театра "Вахтанговский Практикум" режиссер Ася Князева наглядно продемонстрировала зрителям проблемы, существующие сразу в трех плоскостях: за кулисами, на сцене и в зрительном зале. Не удивляйтесь, если узнаете в героях себя или своих знакомых, ведь прототипами действующих лиц стали реальные люди, - зрители и актеры. И не пугайтесь, если немного запутаетесь, так и должно быть в этой театральной матрешке, где в театре показывают театр, зрительный зал частично перемещается на сцену, а развязка спектакля неожиданно рассыпается прямо на глазах. Просто не ждите, что это будет легкая веселая сказка, - тут все по-взрослому, тут за масками и шутками скрывается много боли. Мне понадобилось больше недели, чтобы собрать свои мысли и последовательно изложить их.

В основе спектакля лежат сразу два произведения: пьеса Людвига Тика "Кот в сапогах" и повесть Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Невероятные страдания директора театра". Хочу обратить внимание, чтобы вы не путали "Кота в сапогах" Людвига Тика и Шарля Перро, это совершенно разные произведения, где второе - это сказка, а первое - произведение на тему театральной постановки о революции посредством использования сказки как основного материала. В повести Гофмана "Невероятные страдания директора театра" главные герои поднимают в своей беседе главные проблемы театра на примере двух произведений Тика: пьесы "Театр наизнанку" и того же "Кота в сапогах". Таким образом постановка "Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике" превращается в поставленные друг напротив друга зеркала, отражающие друг друга, и уходящие все дальше, глубже в отражение друг друга. В этом отражении себя видят и сами зрители, и актеры, - нещадно срывается праздничная обертка, делая очевидными неприглядные стороны театрального мира. К этому надо морально подготовиться.

"Добрый вечер! Вы заняли мое место!", - знакомая ситуация последних пятнадцати минут до начала любого спектакля, не правда ли? К слову, размещение зрителей и в этот раз не обошлось без этого, что добавило иронии в аналогичную сцену постановки. И это только начало, а дальше оживленные комментарии зрителей, считающих себя великими критиками, и что есть только их экспертное мнение и неправильное. "А судьи кто?" Когда такие люди прикасаются к творчеству, на произведениях искусства появляются глубокие трещины... Но это лишь одна сторона медали, а ведь есть и другая - закулисная - там, где актеры. Они с головой погружаются в свои роли, выпадают из них под воздействием внешних обстоятельств, коммуницируют непосредственно между собой и посредством постановки со зрителями. И есть еще участники этого театрального треугольника - создатели театральных постановок, разрывающиеся между собственным видением и ожиданиями избалованной публики. И когда ситуацию не спасает живой кот, неожиданно ее может спасти романтичный диалог между влюбленными...

"Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике" как и все другие спектакли Аси Князевой, что я видела, поставлен в жанре буффонады. Намеренное преувеличение каждого действия, раздутые герои, комические сцены, маски на лицах актеров, - выглядят несерьезно и даже немного устрашающе, но на самом деле как нельзя лучше расставляют акценты на нужные эпизоды, мысли, характеры героев, и вовсе не выглядят несерьезно. А в таком многослойном и многогранном спектакле особенно важно быстро ориентироваться, чтобы не запутаться окончательно в сюжетных линиях. Образ каждого персонажа - произведение искусства, в каждой сцене - юмористическая находка с игрой образов. Работа режиссера здесь читается в каждой детали, видно тесное взаимодействие с художником по гриму Викторией Слащиной и художником по костюму Екатериной Мирошниченко. Такую непростую картинку необходимо грамотно оформить в музыкальное и световое сопровождение, с чем безупречно справились композитор Иван Авдеев и художник по свету Михаил Глейкин. Каждому члену команды создателей браво!

Самым милым персонажем, как и всегда, остаются котики: "Хвала котам, и возведем их в Лары!" А все же я бы убрала всю последующую часть, ибо именно она окончательно путает карты. Или так задумано нарочно, что в самом конце зрители должны быть окончательно введены в заблуждение? Так или иначе, "Хвала котам, или Приношение почтеннейшей публике" театра "Вахтанговский Практикум" - одновременно и прекрасная юмористическая разрядка, и серьезная эмоциональная встряска, а вместе с этим роскошная пища для размышления, в том числе над своим отношением к театру и своим поведением в театре. В этой постановке театр ожил, он подобно Коту в сапогах заговорил, высказал наконец все то, что веками замалчивалось. В очередной раз Ася Князева произвела фурор, поставив нечто новое, не имеющее аналогов. И в очередной раз я убедилась, что театр "Вахтанговский практикум" - один из лучших театров. Он имеет свое лицо, свой неповторимый шарм, своего талантливого режиссера, свои потрясающие постановки и свою талантливую труппу молодых перспективных актеров, уже полюбившихся многим зрителям.

Достоинства
  • Актерская игра
  • Многогранный и многослойный
  • Огромное впечатление
  • Оригинальный грим
  • Отличная режиссура
  • Отлично подобрана музыка
  • Уникальная идея
  • Шикарные костюмы
Недостатки
  • Затянут и смазан финал
М Годлевскаярекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Смотрите также