Опубликовано 7 Февраль, 2024 - 19:23

  • Опыт использования:
    один раз

Антиутопический фильм о поисках смысла жизни, который ищет социофоб, псих и компьютерный гений. Действие происходит в недалёком футуристическом будущем, наполненном рекламой и ложью СМИ, улицами, разрисованными граффити, плотным движением транспорта и латексными барышнями. Рабочие места - маленькие стеклянные кабинки в огромном зале. В них, как в аквариумах, сидят офисные клерки, бездумно крутят педали и жмут на кнопки, вроде бы выполняют какую-то работу, сильно похожую на компьютерную игру. Половые отношения происходят в убедительной киберреальности и даже доставляют удовольствие. Всем живым на этой планете рулит безликая корпорация, требующая лучших результатов от своих рабов, за каждым движением каждого человека наблюдает множество камер. Вообщем, вот она... паранойя от страха перед технократией.

 

Режиссер: Терри Гиллиам.
Сценарист: Пэт Рашин.

 

Гиллиам - это режиссер уникального стиля и своеобразного видения, его картины сразу узнаваемы; он один из немногих режиссеров, чья фамилия стала описанием самой себя. Если вы смотрели "Двенадцать обезьян", "Человек, который убил Дон Кихота", "Страх и ненависть в Ла-Вегасе" и "Бразилия", значит вы имеете четкое понимание о специфике фильмов Гиллиама: он десятилетиями добивается конца всего. "Теорема Зеро" - не исключение, наконец-то он добьёт зрителя, своих героев и в принципе кинематограф.

 

В фильме снимались:

Двукратный обладатель премии «Оскар» Кристоф Вальц играет Коэна Лета, гения и патологического социофоба. Он работает «эзотерическим обработчиком данных» в крупной корпорации, известной как Mancorp и называет себя королевским "мы". Вообще, с такой бы рожей играть исключительно воров и рецидивистов, чем, собственно, Вальц много лет и занимался. На сей раз он решил сыграть забитую жертву тоталитарного режима.

 

Кристоф Вальц в роли Коэна Лета

 

Он живёт среди ветхих останков церкви, спит на органе, посуду моет в чаше для крещения и видит кошмары о черной дыре. За его рабочим экраном видно распятие, но вместо головы Иисуса установлена камера, через которую руководство следит за своим сотрудником. Невероятно яркий символ! Бог (камера) видит всё!

В полосатой пижаме Коэн похож на заключенного, коим и является по своей сути. Единственная его просьба к работодателю: разрешить ему днём и ночью до опупения работать из дома и не выходить на улицу.

 

 

Герой одержим телефонными звонками. Как только он чокнулся, стал ожидать, что ему кто-то сверху позвонит и скажет что-то важное. Коэн ищет ответы на вопросы: в чем ценность жизни? В чем смысл существования? Какая от него самого польза?

 

 

Верхом противоречия жизни является его работа. Он ищет математическую формулу, призванную доказать, что жизнь бессмысленна (зачем ты тогда ждёшь звонка с раскрытием секрета о смысле жизни, дурень?) Коэн вместо мышки держит джойстик и одержимо работает над головоломкой в ​​стиле Minecraft, состоящей из формул для нулевого значения.

 

Другие персонажи в фоновом режиме то появляются, то исчезают из истории, облегчая или усиливая раздражительность и душевное недомогание героя.

 

В роли девицы лёгкого поведения по имени Бэйнсли снялась Мелани Тьерри. Её работа заключается в позировании с веб-камеры для кликов на порно-сайте. В фильме Бейнсли выступает катализатором перемен Коэна, толчком к его физическому и духовному пробуждению. Взамен она получает, разумеется, ноль.

 

Мелани Тьерри в роли Бэйнсли

 

Коэн слишком глубоко зарылся в паранойю и фобии, чтобы так быстро сдаться. Хотя, на какой-то момент он выпрыгнул из скорлупы и даже сделал заявку на сексуальные отношения. Чем все закончилось - смотрите. Лично я иронично ухмылялась. Вот он - типичный задрот айтишник.

 

 

Боб (Лукас Хеджес) - 15-летний вундеркинд, сын руководителя корпорации. Не по годам развитый тинейджер добавляет остроты повествованию и становится источником удивительных, но при этом довольно мудрых советов. Хоть садись и рви его на цитаты.

 

Лукас Хеджес в роли Боба

 

В роли нервно весёлого начальника (куратора) Джоби снялся Дэвид Тьюлис. Он появляется из мира, который так отвратителен главному герою. Прямо за дверью, плотно запертой на замок, находится взрыв реальности: яркие цвета, постоянный шум, неизбежная цифровая реклама, одна из которых посвящена «Церкви Бэтмена-Искупителя» (Бэтмена-Искупителя - только подумайте!) Именно оттуда постоянно появляется Джоби и поласкает Коэну нервы.

 

Дэвид Тьюлис в роли Джоби

 

Тильда Суинтон в странной роли кибер-психиатра имитирует теплоту и вовлеченность в проблемы героя. По сути она показывает систему виртуальной терапии, которая мало что предлагает. На самом деле и реальные психологи мало что предлагают, но виртуальные только вносят хаос в жизнь социофоба и отвлекают от работы.

 

Тильда Суинтон в роли кибер-психиатра

 

Хакерским предприятием, в котором работает Коэн, управляет загадочное седовласое руководство (Мэтт Дэймон), меняющее цвет нарядов в соответствии с окружающей обстановкой. Довольно тяжело сделать его фото, так как надо ещё поискать голову на фоне ковра или занавески.

 

Плюсы фильма:

Фоновые декорации фильма насыщены цветами и причудливыми изображениями. Визуальные приколы, от музыкальной коробки из-под пиццы до мышей, живущих в стенах церкви, немного развеивают общий депрессивный антураж. Гиллиам умело наполняет свой фильм диковинными радостями для глаз и безумными визуальными эффектами.

 

Минусы фильма:

Отсутствие психически-здорового героя и некоторая скучность изложения. В целом от фильма тоскливое раздражение. Гиллиам добился своего: после таких фильмов жить не хочется. А ну как, действительно, это немыслимое будущее - наше? Никакого смысла за пределами того, что мы создаем для себя, не существует, и поэтому ничто не является всем. Вот вам и здрасьте.

 

Личные выводы:

Тотальная явная, а не скрытая слежка - это наше будущее. За людьми наблюдение будет идти даже тогда, когда они сидят на унитазе. Гиллиам разыгрывает агонию ежедневной тяжелой работы человека, неспособного уйти от работы, общества или даже от самого себя, демонстрируя признаки диссоциативного расстройства личности. Я разгадала задумку режиссера. Говоря о себе, главный герой использует местоимение «мы». Он — это мы. Это мы с вами! Представьте? Коэн - собирательный персонаж будущего человечества как безликой, лысой и тупой массы с диссоциативными расстройствами. Гениальность будет только компьютерной, но бессмысленной.

Если вы являетесь поклонником психоделии - этот фильм для вас.

Я - пас.

Меня реально утомили фильмы и книги в стиле оруэлловской патологии. Идите вы со своим Оруэллом далеко за пределы черной дыры. А я вместе с единомышленниками буду строить коммунизм!

Достоинства
  • В фильме есть смысл
  • Замечательная игра актеров
  • Красивый антураж
  • Нет движения
Недостатки
  • Скучновато
Metelinрекомендует
Читать все отзывы 7
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 7
Смотрите также