Здравствуйте! Однажды, когда я читала своему ребенку на ночь сказки, он спросил: а почему они постоянно такие страшные? То бабушку Красной Шапочки волк съел, то Колобка на каждом шагу пытаются проглотить.
Я ему объяснила тогда, что таким образом сказки предупреждают детей, и в доступной им форме рассказывают о возможных результатах необдуманных поступков: что нельзя разговаривать с незнакомцами - мало ли, что у них на уме, что не стоит без ведома старших покидать дом, чтобы не нажить неприятностей…
А потом я узнала о Владимире Проппе и его книге «Исторические корни волшебной сказки».
Не буду строить из себя интеллигента-фольклориста, признаюсь сразу: я повелась на любопытный заголовок одной из статей, в котором обещали рассказать, почему баба Яга на самом деле мертвец, а живет и встречает гостей она в гробу.
Оказалось, что это выводы Владимира Проппа, известного на весь мир отечественного филолога-литературоведа. Когда данная книга вышла впервые, она своим мистическим содержанием не соответствовала идеологии того времени, и автора затравили до такой степени, что он перенес инфаркт. Зато сейчас она - настоящая библия для филологов и всех тех, кто хочет копнуть чуть глубже и понять, что на самом деле стоит за сказочными сюжетами.
Как можно увидеть на фото выше, у меня две книги: одна - для заметок на полях, вторая - для услады глаз. Коллекционное издание с уникальными фотографиями и иллюстрациями.
Для отзыва, само собой, я буду использовать последнюю. Не могу не поделиться такой красотой.
О чем книга?
Похоже на то, что, заметив когда-то, что сюжеты сказок повторяются у разных народов разных эпох, автор решил добраться до истоков, систематизировать знания, полученные от прочтения всех найденных сказок, и найти самые первые версии «Золушки», «Белоснежки» и других. Это невероятно масштабное исследование. Даже трудно представить, сколько лет оно заняло у Проппа. А добрался в своих исканиях аж до древнеегипетской «Книги Мертвых», сопоставил тексты и нашел массу занимательного.
Поэтому, читая о русских народных сказках, вы заодно вспомните мифы Древней Греции, узнаете о самых диких обычаях разных стран и познакомитесь с версиями всем нам известных сказок на других языках.
Книгу невозможно пересказать ни кратко, ни полно - никак.
Ее можно только прочитать лично.
А я лишь могу попробовать заинтересовать, рассказав о том, что меня впечатлило.
✔️ ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ, УВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ
В книге 500+ страниц достаточно плотного текста.
Первая глава, хоть и сразу была интересной, но читалась тяжело. Мне нужно было время, чтобы привыкнуть к слогу автора, чтобы вникнуть в то, что он собрался исследовать, чтобы понять, что конкретно он понимает под некоторыми терминами. Такими темпами я осилила только 30 страниц за один день (не весь день, конечно, а за пару часов свободного времени). Так как ежедневно свободного времени у меня приблизительно одинаковое количество, то я посчитала и ужаснулась. С такой скоростью мне бы пришлось читать книгу почти пол-месяца. А на деле читала я гораздо дольше.
Это не развлекательный научпоп, там каждое предложение имеет смысл.
Бывало, автор что-то упомянет лишь в одной фразе и пойдет дальше, больше к этому не возвращаясь, а меня уже зацепило, и приходится уже лезть в другие источники, чтобы самостоятельно узнать, что имелось ввиду (как это было с Золушкой, о которой я напишу).
Но ни разу я не пожалела о потраченном времени. Напротив, спустя время после первого прочтения, я еще раз перечитала книгу, найдя то, на что не обратила внимания раньше, уверена, и в третий раз будет так же.
Ну а теперь я постараюсь вас заинтересовать.
✔️ БАБА ЯГА МЕРТВА И УЖЕ ДАВНО ПОХОРОНЕНА
То, что баба яга - это труп, а ее избушка - это гроб, Пропп заявляет чуть ли не в самом начале книги. Это удивляет, это шокирует, и именно данное открытие чаще всего является «крючком», на который и ловится читатель.
Наверняка многие задавались вопросом, почему у Бабы Яги костяная нога, почему она вечно лежит в своей избе, а изба настолько тесная, что ее нос аж в потолок врос?
Вот в книге вам все и расскажут об этом в самых неприятных подробностях.
А также о том, чем на самом деле кормит баба Яга гостей в своем гробике, ой, простите, избушке)
✔️ ЗОЛУШКА ПОЛУЧИЛА СВОИ ТУФЕЛЬКИ ЗА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ НА МОГИЛЕ МАТЕРИ
Речь идет не о причесанной Диснеевской версии, где в родственницах у Золушки значится фея, а о неадаптированной версии, например, у Братьев Гримм.
Вспомните, как туфельки оказались у героини сказки: она сажает ветку орешника на могиле матери, и ежедневно, молясь, орошает ее слезами. Впоследствии дерево, выросшее из веточки, сбрасывает по просьбе девушки наряды на бал.
А это, как оказывается, является одной из форм жертвоприношения.
Пропп упомянул об этом очень вскользь, буквально в одном предложении, но меня данная гипотеза настолько зацепила, что пришлось дальше исследовать вопрос самостоятельно. Если вам это интересно, то прочитайте про бескровные жертвоприношения по ключевому слову «Либация». В книге этого нет, но данная информация прольет свет на многое в сказках.
По аналогии можно найти во многих сказках мертвецов-дарителей. Например, в Сивке-Бурке. Все мертвые предки не просто так дарят что-то своим детям, им нужно что-то взамен.
Кот в сапогах, кстати тоже имеет к этому отношение, только в немного видоизмененной форме.
✔️ ВСЕ ЗВЕРИ-ПОМОЩНИКИ НА САМОМ ДЕЛЕ МЕРТВЕЦЫ
Здесь все просто: с помощью нескольких мощных и убедительных аргументов Пропп доказывает, что все эти птички, рыбки и прочие верные (и не очень) помощники - существа из царства мертвых, чаще всего - души усопших предков героев. А их основная функция - быть посредниками между миром живых и мертвых.
После этих знаний уже как-то по-другому, и немного с подозрением смотришь не только на сказки, но и на мультфильмы, снятые по ним: например, на попугая Яго в Алладине (мой любимый персонаж, поэтому сразу как-то вспомнился).
✔️ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ И КОЩЕЙ - ЭТО ПОХОТЛИВАЯ СМЕРТЬ
Уже и без моих пояснений понятно, что Пропп считал мертвецами почти всех героев сказки, кроме главных.
Змей Горыныч (и один из его подтипов - кощей бессмертный) - не исключение. Но они - распоясавшиеся. А такие мертвецы, по Проппу, испытывают два вида голода: обычный и половой. Поэтому часто в сказках Змей сжирает всех девушек в царстве, а в последнюю оставшуюся - хоп, и влюбляется. И в этом случае оставляет ее в живых, чтобы удовлетворять с ней свои низменные потребности. Такие царевны никогда не умирают, становясь «женами» смерти, и у всяких Иванушек есть шанс вырвать их из лап чудищ.
Почему же всех до единой девушек в сказках безропотно отдавали в лапы этим монстрам? Я знаю. Но не скажу))
Это очень интересно, а самое жуткое, что подобная традиция имела место в действительности, похоронив сотни невинных душ. А их родные считали, что совершают благое дело.
Одна из самых интересных глав в книге, которую я прочла запоем. Там и про надежду, что дети, может быть и не умирают на самом деле, и об «избранности», в общем - рекомендую к изучению.
✔️ ТРИДЕВЯТОЕ ЦАРСТВО - ЭТО РАЙ
Вообще, я удивлена, что Пропп упорно называет его царством мертвых или даже преисподней, одновременно расписывая, что это царство золотых дворцов, изобилия и прочего-прочего, куда попадают только праведные, явно подразумевая, но ни разу не называя это место тем, что само собой напрашивается.
Больше ни слова не скажу, хотя хочется))
✔️ СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ
Никакая она им не «Сестрица»!
Сюда же можно отнести всех героинь, побывавших в «мужских домах»: Белоснежка (и 7 гномов), Спящая Красавица…
Что же эти так называемые братцы и сестрицы творили в лесных домах, что для того, чтобы выйти замуж после таких приключений, это надо забыть и никогда не вспоминать?
Скажу лишь одно: все что было в лесном доме, останется в лесном доме. Поэтому героини в таких сказках всегда «умирают» и пробуждаются после поцелуя любви, забыв о прошлом. Такое практиковалось. А что именно, узнаете сами.
✔️ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ
После прочтения данной книги я поняла, что воспринимать сказки как прежде, уже не смогу.
Более того, появилось жгучее желание перечитать все уже через призму полученной от Проппа информации. Поняла, что русские сказки нужно знать, как и классику.
Во-вторых, я узнала, что существуют не только «настоящие сказки братьев Гримм», то есть неадаптированные, которые сейчас почему-то преподносятся как ужас-ужас. Русские могут им дать жару! Например, сказки из сборника Ончукова. Ох, как весело читаются!
Труп, гроб, покойник, мертвец, усопший, неупокоенный…сколько же синонимов я выучила, читая эту книгу! И поняла, что теме мертвецов посвящено многое. В том числе и диснеевские мультфильмы. Как я уже писала раньше если вы видите в мультике животное-помощника главного героя, то, скорее всего, он неживой.
Что вы еще узнаете, прочитав книгу:
- Почему герой ищет невесту вдалеке, а не в своём царстве?
- Почему в сказках девушки закапывали косточки убитых злыми людьми животных в саду и какой обычай с костями существовал в реальности
- Какие элементы древних обычаев остались и в наше время. Почему, если где-то вас пытаются остричь или сделать что-то странное с волосами - это признак того, что нужно насторожиться.
- Почему царских детей держали в подземельях, а пищу давали, чтобы никто не видел (П.С. так было и в реальности)
- Как связано то, что герой сказки зашивает себя в шкуру коровы/лошади, с существовавшим обычаем зашивать покойников в шкуру животных?
- Почему Рапунцель запирают по достижении именно 12 лет?
А еще столько всего, что и дня пересказать не хватит! Каждая странница - источник ценнейшей информации.
Как вы понимаете, книгу рекомендую.
Спасибо за внимание!