На данный момент на рынке книг очень мало произведений, которые касаются журналистики. Это действительно большая проблема, поскольку журналистика всегда была ключевой наукой, которой посвящено мало внимания. Не так много учебников и текстов, которые касаются искусства пропаганды и подачи материала.
Книга "Когда журналисты были свободны" - описание состояния журналистики времен 1990-х годов, составленное журналистом Салагаевым Эдуардом Михайловичем - журналистом, который добился больших успехов в своей деятельности. Книга описывает его путь и содержит детально описанную информацию о журналистике тех времен. 1990-е у многих ассоциируется не только с голодом, но и мнимой свободой слова в стране, которую, вроде как, можно выражать.
Разумеется, книга касается политических тем. В произведении приведена интересная цитата:
Все, что касается миллионов, становится политикой
Однако темы политики мы не касаемся. Мне бы хотелось бы рассказать о двух главах, которые поразили меня и, самое главное, отлично раскрывают эту книгу целиком.
🚩 Ворошилов
В этой главе раскрывается личность Владимира Ворошилова, создавшего легендарную программу "Что? Где? Когда?". Здесь крайне интересно и детально описывается не сколько сам Ворошилов и его деятельность, сколько фоновые события, которые окружают журналистику и влияют на общество в целом.
Так, например, в главе поднимается вопрос о национализме внутри СССР.
"Но победить должен русский. В худшем случае - украинец или белорус. В порядке исключения - представитель титульной нации любой братской республики. Но не еврей. Еврей - никогда."
Речь идет об участии соревнования в рамках программы "Сплинт для всех", где принял участие еврей по инициативе самого еврея и Владимира Ворошилова. Все понимали, что победить он ни в коем случае не должен, и это дико слышать в современном мире, однако в СССР, к сожалению, это было нормально. Итог - он проиграл. А почему именно - остается загадкой, которую разгадать нетрудно. Лошадь под ним странным образом упала.
Было интересно наблюдать за развитием журналистики. Эта книга не перегружена, однако акцент идет именно на детали, и именно это мне в ней нравится. Сагалаев рассказывает о том, как Ворошилов, создав программу "Рассказы о профессиях", впервые в России начал вызывать у своих гостей эмоции, которые были интересны другим. Эти эмоции очень интересовали публику: крик души о личных проблемах, желание им поделиться и выслушать его позволило программе получить высокий рейтинг, и если уж речь и идет о свободе слова - то вот она, эта самая свобода слова.
Ворошилов мог экспериментировать с жанрами, звать к себе самых разных людей и разговаривать с ними откровенно об их профессиях, то есть бытовых проблемах, с которыми они встречаются каждый день. Делать изящно и красиво.
Но вернемся во "Что? Где? Когда". Как уже было написано выше, Владимир Ворошилов был основателем этой программы, и было бы глупо считать, что он не захотел бы внести с нее что-то новое. И он внес. Теперь участники могли бы поиграть в эту игру на телеэкране... На деньги. Опять же, эта та смелось, то самое желание экспериментировать в советские времена, то желание свободы на экране, которая по итогу может привести к проблемам.
Это было в советские времена, и программу (игру на деньги) практически пропустили, немного изменив концепцию. Свобода прессы отсутствовала, если речь шла о продвижении политических взглядов, однако смелые эксперименты, хоть и со скандалами, но все же пропускали. Прессу хотели сделать свободной, однако в советские времена это было сделать невозможно. Но получилось ли у Сагалаева сделать это потом?
🚩 Свобода прессы - была ли она в 90е?
Эта книга не дает прямого ответа на вопрос о том, а действительно ли существовала свобода прессы в 1990-е года, однако из всего описанного здесь можно сделать простой и довольно-таки однозначный вывод - контроль СМИ никуда не уходил. Телевизор все также контролировали в 1990-е года, и эту свободу все-также нужно было отстаивать журналистам. Просто из-за смены власти фокус немного сменился.
Глава под названием "Березовский" очень хорошо описывает тогдашнюю свободу слова и свободу журналистики. На смену ВЛКСМ пришли частные лица, у которых также есть свои интересы, и которые также имею возможность контролировать "свободные" телевизионные каналы. Ни о какой свободе речи не идет.
Сагалаев создал ТВ-6, собственный канал. Но если говорить по правде - канал был не его. Спонсировался источник информации олигархом Березовским, и вот во что это выливалось. Самый забавный эпизод из книжки - Березовский во время рандеву со своей дамой попросил Сагалаева оборвать программу и поставить песню под названием Kiss Me Quick, чтобы просто выпендриться. Смешно по-детски, однако, как правильно отмечает автор, если бы все на этом заканчивалось, было бы хорошо. Но нет...
Олигархи хотели делать то, что хотели. Сагалаев был максимально наивен. Он брал деньги на спонсорство своего "свободного" ТВ-6 не только у Березовского, но... и у американцев. Зачем американцам спонсировать свободное ТВ России? Наверняка не для того, чтобы получать мизерную прибыль с рекламы. В прочем, в какой-то момент это и подтвердилось - американцы просто хотели влияния на Россию, которое запросто смогли бы оказать через ТВ-6 Сагалаева.
В книге дается развернутый ответ на вопрос, почему свободы слова в 90-х годах никакой не было. Влияние на журналистику было всегда, просто теперь влияние оказывало не государство, а олигархи. Олигархам в принципе не было дела до идеологии - они поднимали свой статус и пытались сделать все, чтобы сохранить награбленное и остаться у власти подольше. Именно поэтому нам и кажется, что свобода была.
Но на самом же деле ее не было...