Опубликовано 27 Декабрь, 2020 - 18:50

Сделайте милость, ради меня, - достаньте наушники и включите All the World Is Green с Blood Money. Если за две минуты эта песня вас не покорит, тогда, ну тогда я просто не знаю, что тут вообще можно сказать.

 

Мак Монтандон

 

Уверена, Тома Уэйтса как актёра знает абсолютное большинство - его яркие, колоритные персонажи в «Дракуле» и «Воображариуме доктора Парнаса» запоминаются очень даже хорошо. А между тем, в первую очередь этот человек - культовый музыкант, создавший более десятка замечательных альбомов, записавший саундтреки для нескольких известных кинолент, включённый в Зал славы рок-н-ролла наравне с Элисом Купером и Нилом Даймондом. И именно о творчестве Томаса Алана Уэйтса я хочу немного рассказать.

Томас Алан Уэйтс (англ. Thomas Alan Waits) - американский певец, актёр, автор песен и композитор. Для него характерны театрализованные, подчас водевильные выступления и особая манера исполнения - смесь пения и речитатива (шпрехштимме). Том обладает своеобразным хрипловатым голосом, описанным критиком Дэниэлом Дачхолзом так: «Он словно вымочен в бочке с бурбоном, его будто оставили в коптильне на несколько месяцев, а затем, когда достали, проехались по нему».

Дата рождения: 7 декабря 1949 года

Место рождения: город Помона, штат Калифорния, США

Певческий голос: баритон

Жанры: джаз и авангардный джаз, блюз, фолк, экспериментальный рок с элементами индастриала и дарк-кабаре

Инструменты: фортепиано, гитара, челеста

 

Краткая предыстория

Знакомство с творчеством Уэйтса состоялось во время написания одного из отзывов на фильм с его участием - вбив имя актёра в поисковик, я обратила внимание, что в верхнем блоке поисковой выдачи появляются видеоролики, никак не связанные с кино. Конечно, стало интересно узнать, что бы это могло значить. Несколько позже, отыскав книгу о певце, я поразилась собственному невежеству и тому, что прежде ни разу не поинтересовалась биографией Тома. А ведь одна из его песен запала в душу ещё несколько лет назад - во время просмотра второй части «Шрека». Только тогда я не знала, кто её исполняет.

 

Коротко о главном

Томас Алан Уэйтс - человек до крайности неординарный. Он начинал свой путь, сочиняя песни в кофейнях и на парковках, обитая в худших ночлежках, активно создавая себе репутацию потрёпанного бродяги, алкоголика и асоциального грубияна. Однако очевидно, что придуманный исполнителем образ имел мало общего с ним настоящим - дабы убедиться в этом, достаточно посмотреть любое интервью Уэйтса. Том ничуть не похож на брутального, сумасбродного битника, каковым изо всех сил хочет казаться - это понятно по выражению глаз, улыбке, жестам, позам, мимике. И в этом плане он здорово напоминает мне Михаила Горшенёва, между прочим.

Том Уэйтс в 1981 году

Музыкальную карьеру Уэйтс начал в 15 лет, играя в малоизвестной группе The Systems и параллельно работая в заведении Napoleone Pizza House. Но первый оплачиваемый концерт дал только пять лет спустя, выручив за него целых 25 долларов. А в марте 1973 года записал на лейбле Asylum Records свой дебютный альбом. Созданию последнего поспособствовал Дэвид Гиффен - продюсер, увидевший выступление Уэйтса в начале 1972 года (кстати, прекрасно его понимаю - ниже ещё вернусь к этому моменту).

Оригинальные тексты и самобытная манера исполнения певца не остались незамеченными. Что вполне объяснимо - красивые, душевные мелодии в сочетании с необычным голосом, которому критики впоследствии никак не могли подобрать подходящего определения.

Трудно подобрать ему другое определение, кроме как наждачный, или скрипучий, или пропитанный виски ‹...› А потому, что этот голос велик, а иногда громок и неохвачен. Печален, одинок и доверчив. Он - чувство, а не слово. Его не познаешь, не услышав, а услышанный, он будет звучать - ну да - наждачно, скрипуче и пропито. Но кроме этого, нежно, меланхолично и влюблённо. Психотично, отчаянно и аварийно.

 

Из книги «Том Уэйтс. Интервью. Невиновны во сне»

 

Критики с журналистами относились к Уэйтсу неоднозначно, то и дело прохаживаясь по его внешнему облику и именуя манеру пения кошачьим ором (это ещё в самом приличном варианте). А Том ничего не имел против, всё больше вживаясь в придуманный им образ, продолжая выступать и записывать новые музыкальные альбомы, выдавая в интервью всякие занимательные высказывания и оригинальные идеи.

Я подумываю открыть ночной клуб: заходишь, а там, ну, например, автомат, продающий сигареты, сломан, по-английски никто не говорит, сдачу с доллара хрен получишь. Пока ты в клубе, кто-то грузит твою жену, угоняет машину, а здоровый такой сумоист норовит сломать тебе шею. У девчонок разные болячки, и вообще они трансвеститы. Музыку лабают шесть алкашей, которых случайно подобрали на улице и сунули им в руки электроинструменты. Это будет для тех, кто не понимает, что такое хреново. И никакой платы за вход. Входи бесплатно, а приспичит выйти - гони сто баксов.

 

Неизвестно, к чему бы он в итоге пришёл, продолжая двигаться по такому пути, если бы не сотрудничество с Фрэнсисом Фордом Копполой. Работа над саундтреком к фильму «От всего сердца» принесла Тому не только номинацию на «Оскар», но и знакомство с человеком, впоследствии оказавшим на него сильное влияние.

Вообще я очень не люблю говорить о чьей бы то ни было личной жизни и стараюсь опускать эти нюансы в отзывах, но здесь исключительный случай - личная жизнь исполнителя неотделима от его творчества. Кэтлин Бреннан, с которой Уэйтс познакомился на съёмках фильма Копполы, стала не только его супругой и музой, но и соавтором. Она поддерживала Тома в сложные моменты, помогала найти нужное направление и в жизни, и в творчестве, взглянуть другими глазами и на собственные песни, и на себя самого. И, судя по интервью исполнителя, он это очень даже ценит, всегда отзываясь о жене с теплом и любовью. К настоящему моменту Уэйтс и Бреннан успели отметить рубиновую свадьбу - пара живёт в браке уже сорок первый год.

Кэтлин Бреннан - супруга и соавтор Тома Уэйтса. Интервью 1981 года

Я искал её десять кошмарных лет.

 

За это время Том, конечно же, успел перемениться - его образ стал куда более серьёзным, на смену подчёркнуто расхлябанной одежде пришли строгие костюмы. Певец уже не так смущается камеры, более открыто и естественно ведёт себя в интервью, блещет актёрским талантом в известных кинолентах. Что остаётся неизменным, так это убеждения Уэйтса - он по-прежнему запрещает использовать свои творения в рекламных роликах, ставя принципы дороже любых денег. А ещё осталась прежней его музыка - самобытная смесь фолка, джаза, рока и блюза, приправленная красивыми текстами и глубоким, надтреснутым вокалом.

По имени исполнителя можно отыскать страницы в Инстаграм и на Фейсбук - как я заметила, они регулярно пополняются свежими постами. Есть ещё канал на YouTube - последнее видео туда выложено месяц назад.

Несмотря на то, что Тому приходилось привлекать музыкантов для записи новых альбомов и выступлений, никаких групп он не формировал, предпочитая оставаться свободным творцом. За годы своей карьеры Уэйтс создал 16 студийных альбомов:

  • Closing Time (1973)
  • The Heart of Saturday Night (1974)
  • Nighthawks at the Diner (1975)
  • Small Change (1976)
  • Foreign Affairs (1977)
  • Blue Valentine (1978)
  • Heartattack and Vine (1980)
  • Swordfishtrombones (1983)
  • Rain Dogs (1985)
  • Franks Wild Years (1987)
  • Big Time (1988)
  • Bone Machine (1992)
  • The Black Rider (1993)
  • Mule Variations (1999)
  • Blood Money (2002)
  • Alice (2002)
  • Real Gone (2004)
  • Orphans: Brawlers, Bawlers & Bastards (2006)
  • Glitter and Doom Live (2009)
  • Bad as Me (2011)

 

Также на его счету 34 кинороли, 24 сингла, 12 видеоклипов, 7 сборников, 3 концертных альбома и 2 саундтрека. Кроме того, Тому посвящено более двадцати трибьютов, и всё это, на мой взгляд, что-то да значит.

Осознанное знакомство с творчеством Уэйтса для меня началось со сборника Asylum Years 1986 года - сюда входят самые популярные из его ранних композиций. Кстати, не самый плохой вариант для людей, ещё не слышавших песен Тома. Можно также начать с Blood Money или The Heart of Saturday Night, входящего в список 500 лучших альбомов всех времён.

Книг об исполнителе несколько, но мне пока удалось найти только одну - «Том Уэйтс. Интервью. Невиновны во сне», написанную американским журналистом Маком Монтандоном. Если раздобуду что-нибудь ещё, почитаю с огромным удовольствием.

Неизвестно, планирует ли Том завершать карьеру, но пока на это не похоже - мне попадались на глаза упоминания о прошлогодних концертах. Кроме того, в 2019 году Уэйтс снялся в комедийном хорроре Джима Джармуша «Мёртвые не умирают» - непременно нужно будет его посмотреть.

 

И о впечатлениях

Творчество Томаса Уэйтса очень многогранно - некоторые его песни кардинально отличаются друг от друга, и даже как-то не верится, что написаны они одним и тем же человеком. Мне нравятся многие творения этого исполнителя, но, если бы пришлось формировать некое подобие персонального топа, выделила бы в первую очередь пять:

 

Grapefruit Moon

Благодаря этой песне Том записал свой первый альбом - именно её исполнял певец в начале 1972 года, когда его заметил Дэвид Гиффен. И я прекрасно понимаю, что сподвигло продюсера посодействовать заключению контракта Уэйтса с Asylum Records - к такой шикарной лирике вряд ли можно остаться равнодушным. Нежная и душевная мелодия, на удивление мягкий вокал, трогательный, запоминающийся текст. Эту песню хочется ставить на повтор снова и снова, заслушивать до бесконечности. Строчки из её припева вынесены в заголовок, и первая из них, пожалуй, максимально точно определяет моё отношение и к «Грейпфрутовой луне» в частности, и к творчеству Тома в целом.

Never had no destination, could not get across.
You became my inspiration, oh but what a cost.
Cause every time I hear that melody, well, something breaks inside,
And the grapefruit moon, one star shining, is more than I can hide.

 

All the World Is Green

В предисловии к своей книге Мак Монтандон не случайно советует начинать слушать Уэйтса с All the World Is Green - это и впрямь музыка, покоряющая в первые же минуты. Расслабляющая, умиротворяющая композиция, под которую можно отдохнуть душой. И клип, который мне удалось найти, тоже интересен. А ещё интереснее то, что я не вижу этого видеоролика в официальной дискографии, и не исключаю, что он относится к любительским. Но, в любом случае, сделано очень красиво.

The moon is yellow silver
Oh, the things that summer brings
It’s a love you’d kill for
And all the world is green

 

Waltzing Matilda (Tom Traubert's Blues)

Джазовый трек, основанный на народной австралийской песне, неофициальном гимне страны. Что интересно, под словом «Матильда» здесь подразумевается не женское имя, а нищенская сума - заплечный мешок, с которым путешествовали бродяги. Ещё одна вариация «Блюза Тома Трауберта» есть у знаменитого британского исполнителя Рода Стюарта, но исполнение у него не в пример мягче, без хрипловато-надрывных интонаций. И мне лично нравятся обе версии.

That Matilda's the defendant

She killed about a hundred

And she follows wherever you may go

Waltzing Matilda, waltzing Matilda

You'll go waltzing Matilda with me

 

Little Drop Of Poison

Эта песня входит в саундтрек мультфильма «Шрек 2» - её можно услышать в баре «Отравленное яблоко», в исполнении Капитана Крюка. И фактически моё знакомство с творчеством Уэйтса началось как раз с «Капельки яда» - мрачной, вкрадчивой, слегка игривой. Интересная мелодия, хрипловатое исполнение с рычащими нотками - звучит весьма необычно. Жаль, клипа на неё нет.

And she left in the fall
That's her picture on the wall
She always had that little drop of poison...

 

I Don't Wanna Grow Up

Один из немногих треков, удостоившихся официального видеоролика. Причём снял его не кто-нибудь, а сам Джим Джармуш - американский режиссёр, славящийся своей эксцентричностью. Люблю его «Мертвеца», кстати - хороший фильм, атмосферный. И клип на «Я не хочу расти» тоже получился атмосферным. Вызывает ассоциации с «Большим приключением Пи-Ви» Тима Бёртона. Правда, видеоролик почему-то не получается найти в качестве выше 480 p. Ну и песня, само собой, соответствует клипу - такая же своеобразная, забавная и в то же время наполненная смыслом.

When I see the 5 o'clock news

I don't wanna grow up

Comb their hair and shine their shoes

I don't wanna grow up

Stay around in my old hometown

I don't wanna put no money down

 

Также можно обратить внимание на Goin' Out West, Hold On, Dead and Lovely, Alice, Telephone Call From Istanbul. Ну или выбрать для себя ещё что-нибудь по вкусу - благо, творчество у Тома Уэйтса достаточно разнообразное. Конечно же, я ставлю высший балл и горячо рекомендую к прослушиванию.

Достоинства
  • Замечательные и разнообразные мелодии
  • Интересные тексты
  • Красивый и необычный голос
Funtime Foxyрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.12.2020
Обожаю его ❤️
Мой топ:
Tango till they're sore
Singapore
Rain Dogs
Strange Weather
God's Away On Business
27.12.2020
И тоже очень классные песни, кстати) Вообще у него каждая песня по-своему интересна и самобытна)
27.12.2020
Я пока читала слушала луну грейпфрутовую и созвучную с Guano Apes Big in Japan, ну а комментарий мой улетел в личку))
27.12.2020
«Луна» мне прямо очень зашла - несколько раз переслушивала) Люблю такое - лирическое и красивое Shy Вообще сейчас ищу фильм Джармуша - хочу посмотреть, полюбопытствовать)
27.12.2020
Не знал, что этого парня можно купить. А он все сертефикаты имеет? Прививки все проставлены? 😆
27.12.2020
Да ладно, здесь на многих парней отзывы есть) И на девчонок тоже Big smile
28.12.2020
Вот просто уверена была, что этот отзыв будет, что это только вопрос времени! Том - личность уникальная: тут и голос, и харизма! Про свои впечатления уже писала. Тут скажу немного про песни.
"Hold On" очень нравится.
Еще "Downtown Train".
"Somewhere", "Dead And Lovely", "Alice" - в общем, много их!
Том Уэйтс умеет найти тропинку к сердцам слушателей 😊).
28.12.2020
Да, Вы правы, конечно же - планировала этот отзыв, реально был вопрос времени) И вдохновения 😊 Песен очень много красивых у него, и харизмы не занимать - опять-таки, полностью с Вами согласна)) И актёр талантливый 😊
28.12.2020
Вот по Доктору Парнасу его знаю, хорош в этой роли Smile
А вот слушать...манера, конечно оригинальная и что-то в этом есть, но не в моем вкусе))
28.12.2020
Ага, классный такой мистер Ник) Мне тоже эта его роль нравится)
30.12.2020
Никогда не читаю про актёров, исполнителей, но после Ваших отзывов горько об этом жалею. Настолько ярко, с искренним интересом к жизни и творчеству описывает, что хочется немедленно прочитать, прослушать и вообще изучить все что можно!
30.12.2020
Спасибо! Я стараюсь писать о людях, которые мне реально интересны и вызывают уважение. А читаю о них потому, что не могу как следует проникнуться творчеством, если о самом творце ничего не знаю Shy
К своему стыду об этом музыканте я именно что-то слышала, и просто знаю, что такой есть. Надо бы послушать.
01.01.2021
Мне даже интересно, понравится ли Вам) С Новым годом! Party
22.01.2021
Помню - помню еще предыдущий отзыв об интервью с этом исполнителем! А я послушала! Очень необычный! Больше всего понравились все спокойные композиции, голос его там просто раскрывается и становится таким красивым! Grapefruit Moon Love
26.08.2021
Ой, как это я пропустила комментарий-то - ужас и позор Shy Grapefruit Moon - замечательная вещь, обожаю её) Душевная, проникновенная))
Смотрите также