Летом 1888 в городе Салоники было как всегда жарко. По улицам бегали дети, много рабочих шли на смену, стоял легкий смог от фабрик. Город был одним из основных центров индустриализации, выбранных для реформирования Османской империи по западным образцам.
Вместе с детьми бегал и играл мальчик Мустафа, который наслаждался безбедным детством. Он жил в трехэтажном доме с матерью и отцом которого звали Риза. Риза был мелким лесоторговцем, но хорошо обеспечивал семью. Когда мать хотела отдать Мустафу в религиозную школу, отец настоял на европейской, где учат математике и критическому мышлению.
Но детство парня закончилось быстро, в этом году умирает отец. Мать не имея средств перебирается в провинциальную деревушку на обеспечение дяди. Впоследствии мать на свою небольшую вдовью пенсию возвращает Мустафу в Салоники, к тетке Гатидже и к новой школе. Вскоре в школе у него возник конфликт с учителем, который его сильно избил. Идя из школы со слезами, Мустафа дает себе слово больше никогда туда не возвращаться, и выполняет его, что свидетельствует о сильном характере парня, которому тогда было всего 13 лет. В следующем году он тайно от матери записался в военную школу в Салониках.
Здесь я не описываю детство и юность, поскольку это может быть спойлером, в книге они очень интересно описаны. Ми видим дальше уже взрослого парня.
Так началась военная карьера Мустафы. К тому времени в османов не было фамилий, впоследствии учитель математики за способность парня дал ему второе имя Кемаль. Руководил военной академией немец Гольц, который учил и развивал идеи, военные также и правителями, в тяжелые времена именно они должны принимать дело в свои руки. Академия в которой учился Мустафа, стремилась не просто создавать военную элиту, а класс который бы руководил нацией.
Мустафа обученный по западным образцам много читает: от философии и социологии к политике и военному делу. А потом на досуге за кружкой пива, обсуждает с друзьями основные идеи. Он понимает, что Османская империя идет к упадку, а на ее место, по его мнению должна возникнуть турецкая нация. В это время он увлекается идеями Гюстава Лебона.
18 марта 1915 британо-французская эскадра попыталась пройти пролив Дарданеллы, однако понесла тяжелые потери. После этого командование Антанты приняло решение высадить десант на полуострове Галлиполи. 25 апреля 1915 британцы и французы, высадившиеся на мысе Арибурну, были остановлены 19-й дивизией под командованием Мустафы Кемаля. После этой победы Кемаля повысили до звания полковника.
Разговоры о его выдающуюся победу создали ему славу национального героя. Это стало замечательной стартовой площадкой для дальнейших политических планов Мустафы Кемаля.
И хоть это не художественная книга, а биография я упускаю его развитие и перехожу к его политическим реформам.
Уничтожение Османской империи:
Мустафа Кемаль начал свое восхождение из низов, пройдя военный обучение и получив выдающуюся победу над британцами, он начинает свою политическую карьеру. С целью якобы реформировать султанат, он собирает учредительное собрание, где отменяет султанат и становится очень влиятельной персоной - главнокомандующим армии. Нападение Греции и война с Британией позволяют ему созвать Великое Национальное Собрание, где он описывает большую угрозу и потерю основных земель, поэтому он выдвинул закон, который дает ему всю полноту власти. После долгих переговоров он мирится с Британией отдавая африканские владения османов. Война завершилась и Мустафа Кемаль выходит из нее национальным лидером.
Создание нации и уничтожения халифата:
После войны Мустафа Кемаль имел два пути развития: либо воспользоваться османской собственностью на халифат, или сделаться образцовым антиимпериалистом, но выбирает третий путь. Он объявляет создания Турецкой республики, созывает новые выборы в парламент в котором царит его моно большинство. Он рос и учился по западным образцам. Увлекался наукой и был сторонником сциентизма, а религию он видел пережитком прошлого. Для полноты власти ему нужно было распустить халифат, который имел в то время большое влияние в обществе.
В феврале 1924 года он начал процесс отмены, а уже 3 марта Большое Национальное Собрание приняли отмену. Последним крупным бастионом которое нужно было уничтожить - оставалась религия ислама. Ататюрк верил, что существует только одна цивилизация - западная. Он даже принял христианский календарь ведущий счет от рождения Христа и поменял выходной день с мусульманской пятницы на христианскую воскресенье.
Реформы Ататюрка:
- Отмена султаната (1 ноября 1922).
- Создание Народной партии и установление однопартийной политической системы (9 сентября 1923 года).
- Провозглашение Республики (29 октября 1923 года).
- Отмена халифата (3 марта 1924).
- Предоставление женщинам равных с мужчинами прав (1926-1934).
- Реформа головных уборов и одежды (25 ноября 1925).
- Запрет на деятельность религиозных организаций и орденов (30 ноября 1925).
- Закон о фамилии (21 июня 1934).
Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий (26 ноября 1934).
Введение международных систем времени, календаря и мер (1925-1931).
Объединение всех органов образования под единым руководством (3 марта 1924).
Принятие нового турецкого алфавита
Учреждение Турецкого лингвистического и Турецкого исторического общества. •
Благоустройство университетского образования (31 мая 1933).
Нововведения в сфере изящных искусств.
Отмена системы ашаритов (устаревшего налогообложения сельского хозяйства).
Поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве.
Создание образцовых сельскохозяйственных предприятий.
Издание Закона о промышленности и создание промышленных предприятий.
Принятие 1-го и 2-го планов индустриального развития (1933-1937 годы), строительство дорог на территории всей страны.
Итоги:
Ататюрк много читал, любил писать на маргинесах и увлекался западными идеями. Его нельзя назвать великим философом, автором когерентной системы, но философские идеи помогли ему сконструировать умозрительную теорию и воплощать ее. Он черпал идеи в западных мыслителей и именно идеи предназначались быть орудиями для воплощения его грандиозных проектов, а не целями сами по себе. Его рост и обучение в вестернизированных Салониках стали предпосылкой его интенции на вестернизацию, сциентизм и создания нации
Я не собирался идеализировать Ататюрка, он был диктатором, убивал и проводил этнические чистки. Когда читаешь книгу о создании нации и варианты ее развития, то параллели с Украиной возникают сами. На фоне Ататюрка наши политики выглядят детьми. Он склеил останки Османской империи и создал нацию. Реформировал почти все звенья, от экономики и политики до культуры и искусства. Предоставил глубоко патриархальном обществу равных прав мужчин и женщин. Увлекался классической музыкой, оперой и создавал музыкальные заведения которые учат классической музыки. Благодаря его идеям Турция сейчас хочет стать членом Евросоюза. Поэтому можно по-разному относиться к Атаюрку, но невозможно не признавать его достижения.