Всем привет, друзья! С вами ††Ищущи醆, и мы ищем хорошие книги : )
Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "дело о неприкаянной душе", который в разные этапы жизни вызывал разные эмоции. Если говорить о средней оценке, то пожалуй, что и сейчас это неплохое развлекательное чтиво, к которому я отношусь с определенной доли ностальгии. Но если в юности (когда максимализм лез из всех щелей) мне казалось, что здесь я вижу что-то глубокое и оригинальное с точки зрения авторской философии, то с возрастом появилось критическое мышление.
Дядя вообще-то не слишком желанный гость в нашем доме. Отец даже всем заявляет, что брата у него нет, настолько презирает его за то, что тот подался в крылатые. Говорит, что он позорит всю нашу породу.
– Наша семья известна до пятого колена, – любит повторять отец. – И все мои предки были добропорядочными чертями. И вот один подался в крылатые! Позор на нашу голову!
И понимание того, насколько местами глупа и банальна "аргументация" персонажей (то бишь самого автора), которая некогда казалась мне чуть ли не гениальной, и я был готов с ней соглашаться. Не знаю насколько актуально произведение сейчас для современного читателя, но для своего времени история выстрелила весьма неплохо, и её даже обсуждали на профильных форумах. Откуда я и узнал про героев, а чуть позже прикупил себе домой долгожданный томик.
Я вздохнул и повернулся.
– Здравствуй, дядя Монтирий.
Дядя некоторое время молча рассматривал мое украшение под глазом.
– Надеюсь, ты боролся за справедливость, – наконец заметил он.
– Конечно, нет! Я же черт! – возмущенно завопил я. Не то что я имел что-то против справедливости, но иногда я любил вот так поддеть дядю.
Если воспринимать текст просто как сказку для взрослых с критиков в сторону христианства (будем честны до конца. ЛОР книги именно христианский. Рай, падение человека, искушение плодом, которое съел Адам, и многое другое. Это все архетипы христианской мифологии, местами приправленными рассуждениями разных эзотериков, чьи работы автор или читал лично, или прошелся по верхам), то можно получить определенное удовольствие от прочтения.
Монтирий с сомнением оглядел мой красочный фингал.
– Думаешь, в таком виде будет хорошо?
Я потрогал фингал, а потом жалобно посмотрел на дядю.
– Ну пожалуйста!!!
Да, местами слишком наивно, постоянные повторы одной и той же мысли, которая уже звучала РАНЕЕ много раз (мы поняли вас, уважаемый автор! Поняли еще с первого раза. Хватит постоянно повторять это снова и снова!), но на разок почитать можно. Такие книги я обычно читаю в длительных поездках или в ожидании, чтобы забить мозг, и не дать себе заскучать. Искать тут какой-то глубокий смысл СЕЙЧАС я бы не стал.
Дядя на мой смех не обиделся. Только фыркнул.
– Все смеешься? А ведь я серьезно. Использовать свои таланты…
– Дядя, мы идем в министерство или нет?
Тот вздохнул.
Почему при первичном знакомстве с текстом он мне так понравился? Юность, максимализм, отсутствие критического мышление и нежелание соглашаться со "скучными" консервативными взглядами на мир. Например, с православием, которое здесь тоже выставлено как очередные человеческие пережитки прошлого, в котором мы не нуждаемся. Потому что, видите ли в чем "секрет", друзья - Бог в вас. Не совсем понятно как Он туда попал, если мы не делаем к Нему никаких подвижек, но это уже вопрос к писателю, а не ко мне.
– Хорош-ший, ты это… человек, Федя, – заплетающимся языком говорила душа.
– Я… ик… не человек. Расписны-ы-ые… черт я, Ваня. Черт. И вот такова моя чертова доля! Ты думаешь, мне нравится эти чертовы дрова таскать? Шиш! А надо. Долг такой.
– Как я тебя понимаю. Ты вот, думаешь, мне нравилось при жизни убивать?! Выйдешь с кистенем, бывало, встанешь за углом, а душа кровью обливается. Вот, думаешь, убьешь хорошего человека, а у него дети сиротинушками останутся. И такая жалость берет, хошь вой! А куда деваться?
А если смотреть на произведение в срезе религиозной философии, которая тут звучит от лица персонажей, то перед нами очередная эзотерическая теория, основанная на базовых библейских мотивах. Но если фундамент еще ссылает на Опыт Библии, то даже идут исключительно какие-то самостоятельные выводы и идее на основе авторской фантазии. Ничего против не имею такого подхода, просто "спорить" с подобными аргументами становится чуть сложнее.
– Ты жди здесь! Не стоит смотреть тебе, как взрослые дяди ругаются. – Дядя распахнул дверь и вошел внутрь. – Ну, вы, хвостатые!!! Что вы опять тут натворили?!! Опять все напутали?!!
– Снова ты, Монтирий?! – простонал кто-то из-за двери. – Сколько раз просил ваше руководство назначить кого-нибудь другого!
– Не дождетесь…
Хотя бы в силу отсутствия доказательной базы со стороны оппонента. Который в любой неудобный для себя момент может извернуться и сказать, что все написанное здесь лишь художественный вымысел, который не нужно воспринимать всерьез.
Подытожив написанное выше, я хочу сказать, что для просто художественного произведения, не претендующее на некие религиозные открытия, здесь достаточно много времени уделено тому, что в таком случае можно было бы просто опустить в силу того, что это не нужно для романа подобного жанра. А если мы говорим про попытку через художественную подачу "открыть глаза" слепым фанатикам, то получилось криво и скудно, с постоянными повторами мысли.
– Не извольте беспокоиться, Монтирий, ошибка будет исправлена. Мы вернем душу того человека. Вы ведь понимаете, бюрократизм. Ну, ошиблись ребята немного. Не того схватили.
– Я надеюсь, мне возвращаться не придется?
– Да что вы, Монтирий! – В интонации же администратора явственно прозвучало: не дай Боже! – Все сделаем.
И так называемые ангел и черт не вызывают у меня симпатии. Они тоже какие-то деревянные. Как и то, участниками чего они станут. Казалось бы, что у нас есть главный второстепенный персонаж Алеша, вокруг которого и разгорится сюжет, но... Он еще более деревянный, чем упомянутые выше ангел и черт.
От его тона администратор покрылся потом.
– Да как можно, уважаемый Монтирий… только у нас не самое лучшее место практики для мальчика…
– Да что бы я отправил племянника на вашу живодерню?!! – возмутился дядя. – За кого вы меня принимаете?! Я говорил о другом. Пусть мой племянник займется этой самой неприкаянной душой.
Упс.
Причем сами по себе, в отрыве от автора они могли бы получиться неплохими персонажами. Но так как они продолжение авторской идеи, то им приходится периодически забывать про то, чему они учили простых людей, и совершать их же ошибки. Снова и снова. Что, мягко говоря, выглядит странно и глупо. Почему я и решил использовать термин "деревянные" в их сторону. Сами по себе они были интересными, но желание писателя с их помощью нести истину в массы превратило их в то, чем они в итоге стали.
Грустное зрелище.
Жанры/тематика: Фантастика и фэнтези для взрослых
Серия: Звездный лабиринт
Языки: русский
Год выпуска: 2005
Количество страниц: 478 шт.
Обложка: твердая
Вид бумаги: типографская
Страна производства: Россия
Аннотация:
Чертенок-практикант Эзергиль и его подружка и соперница девчонка-ангел Альена борются за неприкаянную душу, упрямо балансирующую между Добром и Злом...
Борьбу, и без того «чреватую», осложняют «посторонние лица» туповатый одноклассник Эзергиля по адской школе, его дядюшка, переквалифицировавшийся из демонов в ангелы, и священник из бывших спецназовцев...
Бедному чертенку противостоит как черт знает что, сама Судьба!
Сюжет произведения "дело о пропавшей душе" строится вокруг чертенка Эзерглиля, который мечтать стать знаменитым на весь Ад и Рай, и устроить если не переворот в Мироздании, то, как минимум, добиться всеобщего почета и уважения. А еще грубой силе он предпочитает ум и тактику. С его точки зрения решать вопросы грубой силой могут только слабовольные слабаки, не способные на большее. И тут персонаж получает от меня первый минус сразу.
Из здания министерства я выходил вовсе не такой радостный, как входил в него. Кто ж знал, что дядя подкинет мне такую подлянку? С другой стороны, место практики мне надо было найти обязательно. Так что жаловаться не на что. Хотя нет, есть на что! Я же ведь черт! Полагается, что я должен совращать людей. А я что должен буду делать на летней практике? Помогать! Вот именно! Помогать этой чертовой душе обрести покой. Дожили! Нет, великий Горуян явно такого не ожидал, когда затевал свои реформы. Ладно, могло быть и хуже.
Потому что "слабовольные слабаки" для своей физической силы часами потеют в качалке, соблюдают строгую диету, а не просто родились такими. И если ты сам дохляк, который даже не пытался хотя бы немного поработать над своим телом, то это не повод унижать тех, кто вместо учебы занимался своим телом. Меня прямо покоробила эта его "я умный и дохлый, поэтому качки тупые". Как скажете, о "великий и ужасный", но с таким подходом вы выдаете в себе не самый большой ум. Несмотря на заявления об обратном.
Может быть вы не так умны, как кажетесь на первый взгляд?
– Дорогой братик, – кисло приветствовал дядю отец. – Что-то давно тебя не было.
Дядя в своем великолепном белоснежном костюме смотрелся рядом с отцом как принц перед бомжем. Он величественно кивнул всем, галантно поцеловал руку маме и аккуратно присел за стол. Отец при виде этого нахмурился. Да, контраст между отцом и дядей был разителен.
Дополнительным аргументом в пользу того, что чертенок переоценивает себя я считаю саму завязку романа. У него был целый ГОД на то, чтобы придумать какое практическое задание ему нужно выполнить. А не спускать все на волю случая, и не обвинять потом родного дядю в том, что он все подстроил. Потому что дядя действительно частично приложил руку к событиям романа, но сделал это лишь потому, что его племянник целый год бил баклуши, и ничего не подготовил.
Если бы к моменту их встречи у него уже была бы практика, то ничего это не случилось бы. Вывод - сам дурак.
– Серьезно, что ли? – изумился отец. – Сын, ты че мне ничего не сказал? Мы бы нашли тебе местечко для этой… как ее? Практики.
– Я уже взрослый! – обиженно зашипел я. – Мне уже почти сто двадцать лет! Через шестьдесят лет я получу свой хвост.
И нечего валить на других, коль сам не догадался что-то сделать. Хотя в других сцена он с удовольствием тыкает на такую же ошибку людей, когда те тоже пытаются перекладывать свои ошибки на плечи других. Вот и получается интересный замкнутый круг, что вокруг все виноваты. Но виноваты все кроме виноватого, потому что он жертва.
– Стараешься, – похвалил он моего отца. – Всего пара дюжин ошибок. Молодец. – Дядя опять щелкнул пальцами, и листок исчез. – Ну вот. Заявку я отправил. Эзергиль, не подведи меня. Я ведь лично за тебя просил.
Он лично за меня просил. Ха! Видел я, как он просил. «Мне нужно вот это и это. И БЫСТРО!!!»
Я убито кивнул.
– Да, дядя Монтирий.
Возвращаясь к завязке произведения, позволю сделать себе небольшое, но важное уточнение по поводу существующих здесь Ада и Рая. Ангелы и черти были придуманы людьми, и являются отголосками наших взглядов. А еще, в отличие от людей, оно смертны. Окончательно. То есть они рождаются и умирают один раз. Навсегда. Или от старости, или их можно убить.
Я поспешно вскочил.
– Да, господин Викентий.
Учитель опять скривился.
– Это из министерства наказаний. Заявка на некоего ученика нашей школы Эзергиля для прохождения летней практики.
Спасибо тебе, дядя.
В то время как человека после смерти ждет перерождение, пока он не достигнет окончательного просвещение, и не отправится через специально созданные здесь ворота/портал в другие миры, чтобы... Впрочем, это уже неважно : )
– Ну, полно вам, господин Викентий. Он один из лучших учеников.
– И тем не менее я настаиваю на том, чтобы сменить его. Я могу предложить вам другого кандидата. Воспитанного, толкового.
Поэтому и Ад и Рай то воюют с друг другом в религиозных войнах как настоящие фанатики (типичное средневековье), то просто тихо ненавидят друг друга. А сейчас, в связи с началом изменения мышления человеческой мысли они и сами начали все чаще задумываться о бессмысленности постоянных войн и конфликтов. И начинают поиски и возможности сотрудничества и поддержки друг друга, так как общее дело делают, и все такое.
– Занятия окончены, – возвестил он и выскочил из класса.
Тут же все зашумели. Меня обступили со всех сторон. Посыпались вопросы.
– Счастливчик, – шумели вокруг.
– Эзергиль, признавайся, как тебе удалось заполучить это славное местечко для практики? В самом министерстве наказаний!
Просто для понимания - тут нет "торговли" душами людей, как это представлено в традициях религиях, поэтому и нет смысла воевать за людей. К тому же Ад априори в более выигрышном положении, так как грешников всегда больше. В какую эпоху не посмотри. Хотя бы здесь я вынужден грустно согласиться с писателем, что мы далеки от совершенства, и что нам нужно еще многому научиться.
– Господин директор!..
– Что? Разве несправедливо? По-моему, справедливо. Ваш протеже против моего. Более того, я готов поставить на успех Эзергиля две тысячи монет. Вы готовы поддержать мою ставку?
– У Эзергиля нет никаких шансов против Ксефона. Ксефон настоящий черт, а Эзергиль не поймешь кто. Ангелочек!
В остальном все стандартно как в любом другом типичном фентезийном сеттинге. Ад и Рай, несмотря на "внешние" различия, схожи по своему естеству (с чем я категорически не согласен. Это видно даже по тем немногочисленным сценам, посвященным Аду, который писатель вынужден был сделать. И как бы он не пытался показать чертей хорошими, от них характерно пахнет серой, и не похожи они на судей, которые выносят приговор грешникам. И сейчас во мне не мракобесие говорит и фанатизм, а исключительно то, что показал в рамках своей работы писатель.
– О, не переживайте, господин Викентий. От меня Эзергиль ничего не узнает. Ни от меня, ни от кого другого. Однако как бы он не узнал все от вас.
Викентий фыркнул и вышел из кабинета. На миг я испугался, что он меня увидит, но учитель выскочил так быстро, что вряд ли меня разглядел.
– Любишь подслушивать? – раздался вдруг веселый голос.
Так что пускай сам себя проверяет на тему того, что черти у него якобы хорошие, но при это они алчные гордецы, которые только и живут тем, чтобы обмануть друг друга. Даже если речь идет про одну семью, которой они живут. Как говорится, из слов песни не выкинешь. Как и готовность довести и затроллить того, кто хотя бы немного не похож на них.
– Эй, а ты нам тут случайно хвосты не крутишь? – осведомился один из компании Ксефона.
Ого, а у Ксефона в приятелях есть один соображающий. Неожиданно. Но ничего, долго не задержится.
– Я! – искренне возмутился я. – Я ведь первым из класса вышел, а ухожу последним! Вам это ни о чем не говорит? Где я, по-вашему, пропадал все это время? Утрясал мелкие вопросы со своей практикой. А потом Викентий попросил вас разыскать. Уяснили?
А теперь можно перейти и к самой истории : ) У героев на носу летние каникулы, и учитель дает своим ученикам различные задания. Так как чертенок Эзергиль не успел получить свое задания, дядя предложил ему нечто невозможное с точки зрения солидных и консервативных чертей - ему нужно узнать причины того, почему одна из душ "застряла" между мирами, и никуда не уходит.
– Я не об этом, – поморщился дядя. – Думаешь, я не знаю про спор? Помню еще. Я про эту твою проверку. При мне такого не было.
– И при мне. Сам впервые услышал. Но, в конце концов, помешать кому-то выполнить его работу – это ведь чертовски чертово дело. Все нормально.
Призрак женщины вел практически святой образ жизни, но при это находится в бюро Ада, и не хочет никуда уходить. У неё явно есть причины задерживаться здесь, в ином случае женщина уже была бы среди райских цветов, и пела вместе с небесными птицами. И разгадка крайне проста и очевидна - она переживает за своего сына, который остался на Земле, и просит проследить за ним.
И это и будет домашним заданием нашего главного героя. Черт должен стать хранителем ребенка, и наставить его на путь Добра, так как сейчас у него в жизни не все так просто.
Дядя долго смотрел на меня, но ничего подозрительного в моих честных глазах не разглядел. Поэтому ограничился только кивком.
– Я тебя зачем, собственно, искал. Вот тебе моя визитка. Помощь страдающей душе – дело тонкое. Тебе наверняка может понадобиться помощь различных служб Рая. Конечно, по договору, они и так обязаны будут тебе помочь по предъявлению тобой твоего школьного задания, но, думаю, моя помощь существенно ускорит все бюрократические тонкости.
Разумеется, что чертенок мягко говоря, недоволен таким раскладом. Но разве он может поспорить с дядей, которого он боится и уважает одновременно? К тому же ангел постоянно хвалит его за недетский ум, и верит в то, что племянник сможет далеко пойти по карьерной лестнице, и изменить отношения между чертями и ангелами.
Занавес, история начинается.
– О! – Я поднял вверх указательный палец. Потом бросился разгребать свои вещи. Где-то со дна последнего ящика шкафа извлек плюшевого чертенка. Поскольку я не слишком много в свое время с ним играл, то выглядел он почти как новый. Только пыль отряхнуть. Вот теперь отлично. На всякий случай я его еще обновил, проведя по чертенку рукой. Теперь действительно отлично. Сестренка до этого ящика еще не добралась, так что видеть этого чертенка у меня не могла. Но чего-то не хватает…
Чтобы не сыпать спойлерами, и не вызвать на себя праведный гнев администрации, я лишь добавлю к своему отзыву то, что все не так прост, и чертовская порода ангела выходит наружу. В интригу вплетается совсем молодой ангел. Если быть более точным, то ангелесса. Чьей задачей также является спасение души мальчика.
Черт и ангел вместе спасают ребенка. Та-дам. И мир перевернулся.
– Ну… – Алеша задумался, наморщив лоб. Ох, ребенок. Для него все это игра. Но ненависть у него настоящая. Здесь уж я ошибиться не мог. Смесь взрывоопасная. – Хочу, чтобы у меня было много денег. Хочу машину. – Я старательно писал. А мальчишка разошелся не на шутку. Хм, далеко пойдет парень. Интересно, а пароход с большой трубой ему зачем? По местному ручью, ошибочно именуемому рекой, плавать?
– Все? – поинтересовался я, когда мальчик выдохся.
– И еще радиоуправляемую модель танка, какую видел в магазине.
Как уже говорил ранее, для разового прочтения роман заходит на ура. Легкий и забавный слог, который легко воспринимается читателем. Из минусов не могу не выделить повторение некоторых идей, которые автор постоянно пихает в лицо читателям. Зачем так это все навязывать? Не знаю. У меня нет понимания. И из-за этого сам сюжет книги оказался растянутым. Произведение могло быть короче, и ничего при это не потеряло бы. ИМХО, разумеется : )
"
Дело о пропавшей душе" могло бы выйти неплохим отечественным городским фэнтези. Но автор слишком сильно увлекся оправданием Ада, который при этом он не попытался особо переделать, чтобы у меня как у читателя возникла симпатия или жалость к его зрителям. Так что за неплохой слог и ностальгию готов поставить 3 балла, но называть книгу шедевром уже не могу. Наверное, я просто перерос этот текст.
Спасибо всем, кто заглянул на огонек. Надеюсь, что еще увидимся. Берегите себя.