Опубликовано 1 Май, 2022 - 21:28

  • Опыт использования:
    несколько раз

Вместо предисловия

Иерархия и конфликты – неотъемлемая часть любого общества, любой социальной группы. Не только у людей, но и у общественных животных. Отношение в группе, которая собралась вместе не на основе добровольности особенно остро обостряет все групповые процессы. И, прежде всего, иерархию доминирование и подчинение. Помножьте это на подростковый возраст, когда особенно значимым становится то, принимает ли тебя твой класс, или нет и вы получите трудности подросткового возраста. Конечно, всё зависит от конкретного коллектива. И лидера. Который задает темп и стиль отношений среди сверстников. И порой подобные лидеры способны превратиться в настоящих садистов.

В буллинге – современном названии для организованной травли – всегда выделяются определенные роли: защитника, зрителей и, кончено же самих главных акторов - инициатора и его жертвы. Именно во взаимодействие последних и проявляется то самое ужасающее действо, организованное для окружающих. И, порой, данный вид насилия приводит к ответу. Даже слишком жестокому ответу.

Истории начинается с рассуждения одного из главных героев о понятии «Честь»:

Что такое честь? Думаю, в нашем языке нет такого слова. Мы обычно говорим «[ой]» или «отстой». Мы не употребляем слово «Честь».

После эпиграфа нам показывают урок физкультуры – старшеклассники играют в баскетбол и из-за Йозепа – главного героя фильма – проигрывают, так как он захотел сам забросить мяч в корзину, вместо того, чтобы передать пас более опытным игрокам.

Фатальный промах

 

Вслед за этим следует наказание – сначала Йозепа лупят, а потом раздевают и бросают голым в женскую раздевалку. В то время, как девушки сами пытаются открыть дверь, один из хулиганов и соратников Андерса – Каспар замечает суровый взгляд своей подружки Теи и решает отступить и выпустить Йозепа, в результате чего у него начинается конфликт с Андерсом. Впоследствии Каспар начинает задумываться о чести и начинает защищать Йозепа.

 

Каспар поначалу тоже принимает участие в издевательствах
Коллективные издевательства над кем-то сплочает остальных и заставляет чувствовать их сильнее

 

Андерс, почувствовав, что его авторитету угрожает новая оппозиция, решает мстить и теперь у него две жертвы для каждодневных нападений – и Йозеп и Каспар. Причем, разумеется, мстит он не в одиночку, а при участие всего класса. Особый цинизм ситуации и, что самое страшное реалистичность фильма, состоит в том, что подружки хулиганов также активно вовлекаются в травлю.

Конфликт разгорается

Андерс не стесняется угрожать Йозепу прямо на уроке

 

Познакомимся с главными героями.

Йозеп Раак – типичная жертва хулиганов. Имеет низкий социометрический статус, заниженную самооценку, проблемы с общением. У него нет друзей. Жуткие комплексы и страхи не дают ему возможность дать отпор хулиганам, в результате чего у него сформировалась так называемая выученная беспомощность – он привык быть жертвой и всё терпеть. До поры до времени.

В фильме присутствует потрясающая игра актёров. Мимика, эмоции, жесты - всё как настоящее.

Каспар Кордес – один из бывших хулиганов, впоследствии ставший защитником Йозепа. Смел, умен, находчив. Обладает адекватной самооценкой и рассудительностью. Однако, в одиночку против толпы тяжело. Будучи простым деревенским парнем опасается, что его отправят назад из престижной школы.

В буллинг-стрктуре порой появляются защитники - те, кто не боится бросить вызов зачинщикам

Каспар пытается защищать Йозепа

Бросить вызов лидеру - смелое решение

Андерс Алликмяэ – жестокий одноклассник и главный организатор всех издевательств в школе. Не отличается успехами в школе, однако умеет брать под контроль других людей. Жесток, нарцистичен, обладает завышенной самооценкой, однако она базируется на внутренних комплексах и страхе быть обвиненным в гомосексуализме. Садистские наклонности Андерса и умение направлять гнев толпы позволяют ему управлять другими. Стоит отметить, что большую часть актов насилия совершалось не им напрямую, но по его указке.

Андерс

Андерс в большей степени подначивает других, а сам остается чистым

Однако Андерс не в восторгеот того, что могут остаться следы побоев

Тея Тоодес – девушка Каспара. Одна из немногих, кто открыто демонстрирует свою неприязнь к происходящему.

Теи тоже достаётся от хулиганов

Пауль Мяги – один из лучших учеников в школе. Однако, если человек отличник и уважаем среди учителей, это не означает, что он мирный и спокойный. Здесь нет стереотипов. И Пауль является одним из тех, кто активно издевается над слабыми. Скорее всего, он сам боится стать жертвой, поэтому подчиняется Андерсу, получая от него тем самым психологическую и физическую защиту.

Отличники тоже могут быть буллерами

Керли – фамилия отсутствует. Неформалка (готка), держится особняком от всех остальных. В то же время испытывает отвращение к хулиганам и не боится ответить средним пальцем недоброжелателям.

Возможно единственный адекватный человек в классе

Урве – директриса (в принципе сюда можно включись всех учителей разом). Является типичным учителем, в школе которого происходят жестокие издевательства. Хотя в случае жалобы пытается всё остановить, её методы старомодны и опираются на дутый авторитет самого директора – не способна докопаться до сути отношений, легко верит в то, что Каспар – виновник всего, потому что указали на него. Она не способна понять происходящее за ее спиной и уже забыла об особенностях подросткового возраста.

Директор школы - шантажирует Каспара, что отправит его назад на деревню к родителям

Учителя, зачастую, не способны останвоить травлю, а порой и распознать её

Коллектвиное наказание класса учителем только сплочает его против жертвы

Маргус Раак – батя Йозепа. Милитарист. Считает, что сын должен отвечать насилием на насилие, однако сам не может вмешиваться, так как опасается, что жизнь Йозепа станет хуже. Научил сына пользоваться оружием на свою голову.

Отец Йозепа - безработный нахлебник, выпрашивающий деньги у сына

Все остальные ученики. Именно ради них и затеивается хулиганами тот самый ужасный спектакль. Именно возможность привлечь их внимание, запугать, вызвать уважение или просто подчинение – является целью буллеров. И именно так называемые зрители легитимизируют всё насилие в школе.

Девушки всегда мирные? Нет. Они тоже могут принимать участие в травле - высмеивая жертву и одобряя поведение зачинщиков. Также, как и пацаны.

Безучастность свидетелей буллинга

Законы социальной психологии не позволяют им остановить – «эффект свидетеля», «конформизм», «подчинение авторитету» - все явления вы можете подробнее узнать, начав изучать поведение людей в группах.

Жестокость нарастает

В течение всего фильма нам демонстрируют постоянное и неизбежное постепенное нарастание агрессии и уровня жестокости Андерса по отношению к Йозепу и Каспару.

Порча чужого имущества - показатель того, что ситуация совсем вышла из-под контроля

Чтобы больше не жаловаться на хулигнов герою приходится самому портить свои вещи и скрывать издевательства

Кульминацией становится сцена на пляже, на который Андерс сотоварищами заманивает жертв. Именно произошедшее становится тем самым спусковым крючком, каплей, переполнившей чашу терпения. Итогом становится то, что сделало фильм знаменитым на весь мир.

Когда дело доходит до ножа - хорошего конца не жди

Вместо резюме. По поводу самого фильма в целом. Операторская работа местами не убедительна, а вот образы героев, их социальные роли, эмоциональный климат в классе, поведение хулиганов, жертв и окружающих – всё это более чем достоверно. Здесь читаются и психологические мотивы поведения, и потребности героев, прямо вытекающие из характеров и особенностей личности. Здесь всё неслучайно. Конечно, подобная развязка происходит не всегда. Однако, в виду того, что мы попали в эпоху массовых убийств, становится необходимо вовремя принимать меры. И очень важно, чтобы режиссерский замысел дошёл до простых людей.

В фильме блистательно показано, как круговая порука учеников и социальное давление мешают остановить травлю, насколько легко можно манипулировать (в отдельных случаях!) толпой и как опасны последствия. Смотреть всем неравнодушным, кто забыл, насколько тяжело бывает подросткам.

Для тех, кто хочет лучше понять социально-психологические особенности буллинга, советую прочитать книги Андреевой, Майерса, Аронсона по социальной психологии, а также изучить эксперименты Милграма, Зимбардо, Аша и др.

Достоинства
  • Атмосферный
  • Бесподобный сюжет
  • Достоверность характеров
  • Задевает за живое
  • Заставляет задуматься
  • Заставляет подумать
  • Захватывающий сюжет
  • Мораль
  • Основан на реальных событиях
  • Отлично переданы эмоции
  • Психологизм
  • Реализм
  • Шокирует
  • Юные талантливые актеры
Недостатки
  • Тяжелый для психики
Читать все отзывы 62
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Господи, с одной стороны, я очень люблю жёсткие и жестокие фильмы (не подумайте ничего дурного, мне лишь интересно поведение героев в той или иной ситуации), но вот фильмы о буллинге в школах я смотреть не могу. Взрослая тётка, а живу воспоминаниями о давным-давно законченной школе. Поэтому тему эту нужно затрагивать и в масс-медиа, и в новостях, и в исследованиях — мне кажется, что подобных людей масса, многие не могут забыть прошлое и начать жить с чистого листа. Смешно, но я до сих пор безумно боюсь компаний детей, стараюсь переходить на другую сторону улицы, чтоб не сталкиваться с ними, а если они смеются — мне кажется, что надо мной, даже если я еду в машине с тонированными стёклами и они просто физически не могут меня видеть.

Тема нужная, тема очень важная. Как здорово, что есть такие люди, как Вы, для кого эта тема — не пустой звук из каких-то новостных сводок.
Большое спасибо! Да, тема значимая. Специально ля педагогов даже делал лекцию-мастер-класс по этой проблеме.
А бояться отдельных групп подростков порой нормально, если речь идет о потенциально опасной ситуации, так как молодым людям зачастую хочется показать свою удаль, из-за чего агрессии всегда больше, чем у бывалых зеков.
28.10.2022
Важная тема! Я педагог, правда, не практикующий. Вашу лекцию мастер-класс с интересом бы посмотрела. Если, конечно, она есть в свободном ( или не свободном))) доступе.
Я отправил вам ссылку на презентацию по профилактике буллинга в личные сообщения.
28.10.2022
Спасибо, пока пробежалась, прочитаю более вдумчиво. Но уже понятно, что Вами проделана большая работа по идентификации этого явления и мерам по его недопущению.
Спасибо!
Где вы смотрели этот фильм? Тоже хочу посмотреть. Тема мне очень близка...
На ютубе он есть.
02.05.2022
Спасибо, интересный отзыв))
Меня всегда поражала позиция взрослых (учителей, воспитателей и пр.), которые видят проблемы в детских коллектива, в том числе и буллинг, но ничего не делают, что бы это прекратить. Я много рассуждал на тему буллинга, уверена есть методы, позволяющие пресечь подобное явление в зародыше. И меня огорчает, что, чаще всего, проблему пускают на самотёк.
02.05.2022
На самом деле разгадка всего происходящего в фильме дана еще в начале отзыва.
Отношение в группе, которая собралась вместе не на основе добровольности.
Я вообще считаю, что, прежде чем принять ребенка в школу, он должен пройти тест на допустимый уровень агрессии, а также тест на адекватное отношение к окружающим. Если тесты будут отрицательными, такого ребенка надо лишать права обучения, т.к. он может нанести серьезный вред психике и даже судьбам других ни в чем не виноватых перед ним людей. А принимать в школу всех подряд нельзя. Не все дети адекватны. Эта проблема решается только отсеиванием крайне агрессивных детей с психическими отклонениями еще на этапе приема в школу. Или в том случае, если уже во время учебного процесса такой ученик начал кого-то травить. 🤓
02.05.2022
Поддерживаю!
02.05.2022
Спасибо! Я сама по образованию учитель. Изучала в университете психологию. И я понимаю, что есть разные типы детей. Большинство деток как раз нормальные. Но есть дети-монстры. Почему 85% нормальных деток должны страдать от действий условных 15% неадекватных детей? Разве это не прямое нарушение прав ребенка во время учебного процесса? И разве учителя, потакающие травле и не замечающие ее, не нарушают права ребенка, которого травят и который в то же время имеет полное право на нормальное отношение к себе? Почему все это до сих пор повторяется с пугающей регулярностью? Потому что мы имеем как раз дело с "эффектом свидетеля", когда те самые равнодушные учителя считают, что ребенку, над которым откровенно издеваются, поможет кто-то другой. Но они забывают, что дети предпочитают не говорить о травле даже родителям и остаются один на один с этой проблемой. Я также считаю, что учителей, равнодушно взирающих на страдания ребенка, нужно просто увольнять без права восстановления.
02.05.2022
Тест на уровень агрессии отличная идея. Но, пока до этого дойдёт (и дойдёт ли) нужно что-то делать уже сейчас. В школьной системе должны быть чёткие правила, закреплённые в законодательстве, позволяющие решать подобные проблемы (буллинг и неадекватно поведение). Пока таких правил нет, всё зависит от самого учителя. Если у учителя есть совесть и силы повлиять на ситуацию — то проблема может сдвинуться с мертвой точки. В противном случае всё будет по прежнему (((
К сожалению, большинство учителей слишком озадачены собственными проблемами, что бы решать ещё и проблемы своих учеников. (((
Мне вспомнились уроки английского в моей школе. Учительница не умела поддерживать дисциплину, поэтому мои одноклассники постоянно срывали уроки (кстати, уроки у других учителей никогда не срывали, так как боялись). Было несколько учеников, которые хотели заниматься английским, остальные весь урок орали и хулиганили. Однажды учительница попросила одного из нормальных учеников прочитать текст на английском, при этом остальные орали и мешали ему это сделать. Вместо того, что бы сделать хулигана втык и заставить их замолчать она сказала нормальному мальчику, мол, "крепись, Иванов", давая таким образом понять, что проблему он должен решать сам.
04.05.2022
Спасибо, крайне интересно было прочитать ваш отзыв. Помню, посмотрела на свою голову его в 2009 году, так спать потом год нормально не могла. Мини-сериал пришёлся как бальзам на душу, очень порадовали последствия - особенно порадовало поведение тех, кто осознал, каким нелюдем он был.
Спасибо!
Сериал хочу посмотреть
Другие отзывы
Читать все отзывы 62
Смотрите также