Что ж, я посмотрела “Изумительного Мориса” и что я могу сказать, как фанат автора оригинала? Ну… Книга лучше. Даже при том, что я её не читала.
Если без шуток, весь фильм меня не покидала мысль, что что-то не так. Будто между событиями пропущены какие-то важные сцены. Складывается ощущение, что авторы мультфильма запихнули в полуторачасовой мультфильм несколько книжных томов. Страниц на шестьсот каждый. Поэтому, сразу после просмотра мультфильма, я вышла из кинотеатра и отправилась в книжный, чтобы купить оригинал. И каково же было моё удивление, когда оказалось, что оригинал - это маленькая книжечка, всего на 350 страниц.
Для начала, каюсь, называя себя фанатом творчества Терри Пратчетта, я, пока ещё, не прочла всю серию книг о Плоском мире.
А “Изумительный Морис”, к тому же, не входит ни в один цикл, являясь отдельной историей.
Для тех, кто не знаком с автором и не понимает, что ещё за циклы и серии и какой такой “Плоский мир”, поясняю:
Плоский мир - это серия книг, разделенная на несколько циклов, посвященных отдельным персонажам с их отдельными историями. Объединяет их всех то, что их истории происходят в Плоском мире, держащемся на трёх слонах, которые, в свою очередь, стоят на панцире огромной черепахи А’Туин, плывущей по просторам бескранейго (или не очень) космоса.
В плане жанра - это комедийное фэнтези. Юмор в книгах, в основном, строится на иронизирование, высмеивание и тончайшем троллинге всего, что подвернется под горячую руку автора. Троллинг, порой, настолько тонкий, что его даже можно и не заметить. Так же, как авторы и прокатчики мультфильма, возможно, не заметили, как Морис, за отведенные ему полтора часа, прошёлся по религии и политике своими когтистыми лапками.
Я не могу назвать “Изумительного Мориса” плохим мультфильмом. Слишком уж редко я встречаю в мультфильмах такое количество вербального юмора и скрытой сатиры на общественные явления. Вопрос скорее в том, действительно ли это юмор для детей от шести лет? Мне сложно представить шестилетнего ребёнка, который, увидев группу крыс, поклоняющихся случайно найденной на свалке детской сказке, поймёт, на что тут делается намёк и в какую сторону кивают авторы.
В зале никто не смеялся. Хотя дети при этом сидели тихо. Возможно, потому что они уснули.
Местами и мне было скучновато. Если сравнивать с другим рыжим котом, которого в это же время прокатывали в наших кинотеатрах, то, даже учитывая полнейшую бесполезность для сюжета некоторых экшен сцен, на экране происходило хоть что-то. В Морисе же 90% - это диалоги.
Я не могу не заметить иронию в том, что книги Терри Пратчетта написаны просто невероятно кинематографично. При чтении кажется, будто все сцены идеально ложатся на формат киноадаптации. Но при этом, когда смотрела полнометражный мультфильм, мне постоянно казалось, что “это лучше бы смотрелось в книжном формате”.
И, возможно, этому способствовало наличие аж целых двух рассказчиков? Которые, при этом, полноправные участники событий и постоянно ломают четвертую стену. Так часто, что это начинает надоедать к середине.
Ох, ладно, я затянула вступление, давайте о сюжете:
Как вы поняли, у нас есть кот. Говорящий кот. Изумительный говорящий кот. Что же в нём изумительного, спросите вы? Ну, если вам для “изумительности” не хватает самого факта, что он говорящий, то могу добавить сверху то, что он ещё и изумительно умён.
Однажды “осознав себя” он завёл дружбу с учёными крысами, живущими на свалке Незримого университета (если кратко, местный Хогвартс). Но несмотря на то, что эти крысы были учёными, они, в то же время, были изумительно глупы. По крайней мере, так считал Морис.
Где-то в это же время, он наткнулся на невзрачного мальчишку с дудочкой. И в этот момент у Мориса всё сложилось. Понимаете? Учёные крысы, невзрачный мальчишка, дудочка? Это же идеальный план для грандиозной аферы!
В общем-то, с этого и начинается история. Кот, мальчик с дудочкой и крысы, ходят по городам, устраивают “крысиные нашествия”, а после “изгоняют” крыс из города, получая за это “заслуженную” награду.
Книга, начинается с забавной сцены, где они воруют лошадь у вора. А вот фильм начинается с показательного выступления этой бродячей труппы. В книге, по крайней мере в начале, не было примера самой работы этой разношерстной банды. И я могу сказать, что это неплохое решение для мультфильма: наглядно показать, чем занимаются герои, познакомить с ними и задать вектор их путешествия.
И книга, и мультфильм с вступлением справляются хорошо (лучше, чем я в своих отзывах по крайней мере). Разве что, могу сказать, что, в отличие от книги, в мультфильме акцент сместился на крыс и Мориса, а вот дудочнику места для раскрытия как-то не нашлось. И в дальнейшем, мне сложно сказать, что он как-то развивается, меняется или становится близок зрителю. А с другой стороны, сам мультфильм то и дело говорит на этот счёт что он “слишком некрасивый для романтического героя, недостаточно смешной для комедийного”. Так что, вполне возможно, никакого развития у него и не должно было быть. Мы ж ни в какой-то там книге, верно? Да и главный герой у нас, так-то, Морис, а никакие-то там человеки.
И именно поэтому я совершенно не понимаю, зачем Малисию (Злокознию, в русском переводе книг) сделали рассказчицей. Её монологи между сценами заставляли скучать. Смысл их заключался в том, чтобы прочесть нам ту самую сказку, вокруг которой крысы построили религию, при этом проводя параллели с основным сюжетом. В книге цитаты из этой сказки встречаются в виде эпиграфов. Но пролистав страницы, я нигде не наткнулась на сцены с Малисией и ломанием четвертой стены. Возможно они есть, но это не меняет того факта, что в мультфильме они были скучными и куда больше отвлекали от основного сюжета, чем объясняли его.
К тому же, для полуторачасового мультфильма, в Морисе слишком много персонажей, которые, по всем канонам, разделяются где-то к концу первого акта и сходятся в конце, чтобы сразиться с главным антагонистом.
Если кратко, у нас тут параллельно ведутся от четырех до пяти сюжетных линий: Мальчик дудочник, его Кит зовут, кстати, девочка Малисия; Большая группа крыс; парочка крыс; Крыса, которую похитили ловцы крыс и Морис, который одно время взаимодействует с мальчиком и девочкой, в другой с группой крыс, а иногда отделяется от всех..
Естественно, при таком раскладе, времени для раскрытия не хватало никому. Хотя зачатки интересного характера были у нескольких персонажей. Но, расскажу я только про двух главных.
Изумительный Морис. Естественно, было бы странно не рассказать о персонаже, чьим именем назван мультфильм (кстати, правильно Мори́с). Морис обладает огромным потенциалом для раскрытия. Но мультфильм этим потенциалом не пользуется. Весь сюжет нас пытаются убедить, что он циничный, меркантильный эгоист, который в конце, по всем канонам, проходит через изменение и начинает больше ценить окружающих. Вот только проблема в том, что Морис лишь говорит, что он злодей. Но на деле, каждый раз, когда он, якобы, сбегает, чтобы спасти свою шкуру, он ВСЕГДА возвращается, чтобы спасти крыс или Кита с Малисией. Его действия за весь фильм ни разу не сошлись с его образом и словами. Из-за чего он скорее кажется вечно недовольным, но добрым в душе, старым дедом.
Из переломного момента для его характера, могу вспомнить, только сцену с мешочком золота. Потому что в то, что он любит деньги, более менее верилось. И то, в мультфильме лишь один раз, где-то в начале, упоминается, что он копит на пенсию. Из-за нечастого акцента на этой теме, не создаётся впечатление, что сколотить состояние для него такая уж идея фикс.
Тем не менее, морис всё ещё обаятелен, его саркастические фразы доставляют удовольствие. Но до своего книжного описания он не дотягивает, слишком добрым вышел мультяшный Морис.
“Даже притом что карманов у Мориса не было, ощущалось в нём что-то такое, отчего хочется пересчитывать наличность по возможности чаще.”
Фасоль Опасно-Для-Жизни. Одна из ученых крыс, чьё угрожающее имя можно перевести так же как “Опасные мозги”. В книге Морис описывает его как молодого и очень умного крыса, который легко раскусывал ложь самого Мориса. При этом он является духовным лидером всей группы. Своего рода, его можно считать местным священником. Персонаж являющийся полным антиподом самого Мориса. Ему не нравится обманывать людей и он мечтает жить с ними в мире. В мультфильме он часто говорит правильные вещи. Морис, тоже по своему говорит правильные вещи, но он говорит их через призму цинизма, в то время как Фасоль Опасно-Для-Жизни искренне добр. Именно благодаря этому он единственный, кто способен противится силе Короля крыс. В общем, эти двое хорошо дополняют друг друга, из-за чего и запоминаются больше остальных.
Тут есть ещё два персонажа, которые появляются ровно в одной сцене. Большинство зрителей не знакомых с Плоским Миром, вряд ли обратят на них внимание, но для меня их появление было самым ожидаемым. Уж очень мне хотелось увидеть “вживую” Смерть с его помощником Смертью крыс.
Смерть - это один из персонажей Плоского мира, которому посвящен целый цикл из пяти книг. В мультфильме его чардизайн, скажем так, классический (определенно, со смертью из Кота в сапогах не потягается). Впрочем, вряд ли там можно было придумать что-то необычное, учитывая, что в книге, он именно так и описывался. Но даже просто то, что это “та самая Смерть” мне уже доставило удовольствие. Ведь мне известно, что это далеко не обычная Смерть, какой её привыкли видеть. Кстати, если из-за мультфильма вы решили, что в этой вселенной у всех живых существ своя “Смерть”, как и у крыс, то это не так. В Плоском мире есть только Смерть, одна для всех, и отдельная Смерть для крыс. Вот так вот получилось.
В конце скажу, что, в общих чертах, мультфильм мне понравился. Но где-то в глубине души у меня скребётся мысль, что он понравился мне исключительно из-за любви к автору оригинала и вселенной Плоского мира. Из-за этого мне немного страшно рисковать и советовать его к просмотру всем подряд. Боюсь, что похвалой я могу завысить ожидания. Не знаю, будет ли это интересно детям и хватит ли взрослым подтруниваний над лживыми политиками, чтобы не заскучать на сеансе. Но, длительность всего полтора часа, так что, по крайней мере, вы не потратите слишком много времени. Кому я точно посоветую мультфильм к просмотру, так это фанатам серии Плоский мир. Как минимум, можно глянуть на любимую вселенную с любимыми персонажами.