Опубликовано 4 Июнь, 2018 - 00:23

Мне не нужен острый меч или огонь священной инквизиции для того, чтобы донести свои мысль до оппонента, и помочь человеку взглянуть на острую проблему "насилия религии" с совершенно иной стороны баррикад. Для этого у меня есть возможность поделиться впечатлениями после прочтения этой книги.

Хочу сразу предупредить о том, что несмотря на свой достаточно легкий слог, не требующий профессионального владения философскими терминами, поднятые ей темы очень сложны для поверхностного прочтения этого фундаментального труда, в который она вложила немало сил и времени.

Раньше подобных людей древняя церковь христиан называла апологетами - защитниками веры. Они вступали в жаркий диспут с иудейскими или римскими философами и богословами, спорили с представители пантеистических религий. И в этих диспутах и спорах рождалась будущая философия и костяк христианского мироздания.

Спешу обрадовать/огорчить - Армстронг Карен хороша в своем деле, и потому не испытывает никаких предубеждений. Даже если она сама и является верующим человеком или сторонником какой-либо конфессии, то вы этого не увидите. Она рассматривает все феномены и влияние религий на ту или определенную область или страну вне зависимости от её личных убеждений взглядов.

То бишь, исключительно факты, исследования, ссылки на архивы, предания и другие источники, которые удалось найти. Не знаю как вы, а я считаю именно такой подход к любому вопросу профессиональным.

Автор: Армстронг Карен

Издательство: Альпина нон-фикшн, 2016 г.

ISBN: 978-5-91671-488-3

Страниц: 538 (Офсет)

Масса: 610 г

Размеры: 217x149x37 мм

 

Аннотация к книге "Поля крови. Религия и история насилия"

Цитата
Армстронг убедительно показывает: критики вроде Докинза пренебрегают уроками прошлого и настоящего, опасно упрощая факты... Ее доводы достаточно сильны, чтобы изменить мнение читателя.
Рэнди Дотинга, The Christian Science Monitor


Убедительно и хорошо написано... Книга скрупулезная, информативная, изобилует фактами и историческими деталями... Армстронг пытается показать, что надо не возлагать вину на кровавые образы и легенды священных текстов и священной истории, а учесть политический контекст, в котором существовали религии.
Марк Юргенсмайер, The Washington Post


...Армстронг снова и снова показывает, что крупные вспышки жестокостей и убийств не имели или почти не имели религиозной подоплеки... и подчеркивая вред религии, люди закрывают глаза на беды, которые творят их секулярные государства... Книга изобилует небольшими, но ценными идеями и открытиями... Ее прочесть стоит хотя бы уже из-за изобилия фактуры... Обычно я сужу о книгах по тому, надолго ли они запоминаются и насколько заставляют переосмыслить отношение к миру. О первом судить рано, но на основании второго "Поля крови" можно рекомендовать.
Джеймс Фаллоуз, New York Times Book Review


О чем книга "Поля крови: Религия и история насилия"
Войны, терроризм, агрессивная нетерпимость, социальное насилие сопровождают человечество на протяжении всей истории. Виновата ли религия, которую все чаще в этом упрекают? История от каменного века до наших дней раскрывает непростую картину. Встроенная в государственный аппарат религия уже в ранних земледельческих обществах превращается в инструмент социального подавления. От имени религии совершается немало преступлений, ею оправдывали колонизацию и рабство, погромы и теракты. И вместе с тем из века в век вера смягчает нравы и учит видеть ближнего не только в единокровном. Религии человечество обязано тем, что стало человечеством, не застряв на уровне варварства, где каждое племя - в окружении враждебных племен. Это увлекательное исследование истории религиозных войн и роли религии во власти и политике, написанное всемирно известным религиоведом Карен Армстронг, - глубокое и непредвзятое изложение опыта разных религий: язычества, иудаизма, буддизма, христианства и ислама.


Почему книга "Поля крови: Религия и история насилия" достойна прочтения
Авторитет Карен Армстронг во всем, что касается религии, незыблем во всем мире. Она наделена редкостными достоинствами: завидной ученостью и блистательным даром говорить просто о сложном.
Глубокий обзор войн, которые часто считали "религиозными". Армстронг убедительно показывает: во многих случаях конфликт создавался не столько религией, сколько политическими проблемами.
Своевременная и страстно написанная книга... Без сомнения, вызовет горячие споры на фоне нынешних зверств ИГИЛ и многих других актов насилия, которые совершаются во имя религии.


Об авторе
Карен Армстронг - один из самых авторитетных историков религии. После семи лет пребывания в католическом монастыре она отказывается от монашеского сана, получает диплом в Оксфорде и преподает в Лондонском университете. С 1982 г. переходит на положение независимого писателя и теле/радиожурналиста. Ее перу принадлежат более 20 книг. Издательством Альпиной нон-фикшн выпущены книги Армстронг "История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе", "Будда", "Иерусалим: Один город, три религии" и "Битва за Бога: История фундаментализма".

Так как это не художественное произведение, а вполне серьезный и исследовательский труд, то особо расписывать мне здесь нечего. Главных героев нет, никаких сюжетных интриг или дополнительных арок тоже : )

Я даже соглашусь с тем, что подобные книги не вызовут слишком широкого ажиотажа, так как большинство людей, сформировав свое мнение о любом вопросе из не самых надежных источников, начинают весьма твердо верить в это. Я и сам такой же. Меня очень сложно убедить почитать философию восточных мистерий, или откровенно атеистическую литературу, порой пропитанную тем самым ядом и ненавистью, которую сами авторы приписывают "верунам".

Очень сложно найти в многочисленных "откровениях" или "новых научных открытиях" нечто действительно научное, обоснованное и реалистичное. И эта книга - один из тех редких изумрудов, которые можно найти на просторах необъятной сети.

Для своего формата книга выполнена очень качественно. Издательство Альпина нон-фикшн всегда серьезно подходит к своим проектам, и не жалеет денег на качество бумаги или качество переводчиков, которые адаптируют тексты с максимальным приближением к оригинальному источнику. А это весьма и весьма хорошо : )

О чем именно пойдет речь в этой книге ? Я сделал фотографии содержания:

Чего я хочу добиться своим отзывом? Ну уж точно не оправдать крестовые походы, истребление язычников евреями или святую инквизицию, которая была еще та шалунья. Но мне не нравится подход, когда начитавшись мнительных статьей из пабликов в социальных сетях, человек начинает считать себя гуру того или иного вопроса, и устраивать после этого жаркие дебаты на тематических форумах.

До Нового времени религия охватывала все стороны жизни, включая политику и войну, не потому что властолюбивые попы соединили несоединяемое, а потому, что люди хотели наделить смыслов все свои действия. Всякая государственная идеология была религиозной.

И да, споры устраивать я также не собираюсь. Книга не призывает вас к дебатам на тему кровавого Бога, которому нравится сталкивать народы между собой ради понятного только ему удовольствия (привет "Новейший Завет". Не знаю почему ты получил настолько высокую оценку, мне фильм показался весьма посредственным и скучным, который обыграл уже давно избитую тему. Но да не мне спорить с людьми, которые остались в восторге после увиденного), которое никогда не понять простым смертным.

Эта книга - окно в вопрос религиозных войн и причин из возникновения. Как именно независимый институт веры становился инструментов в руках политики, и каким образом искажались представления о гуманизме или любви к своему ближнему.

Воин в битве может ощущать свою связь с космосом, но впоследствии ему трудно разрешить внутренние противоречия. Существует выраженное табу на убийство себе подобных – эволюционная стратагема, помогающая различным видам выжить {32} . И все же мы сражаемся. Однако чтобы заставить себя делать это, мы создаем мифологию (подчас «религиозную»), которая устанавливает дистанцию между нами и врагом. Мы преувеличиваем инаковость врага: расовую, религиозную, идеологическую. Мы всячески убеждаем себя, что он – не вполне человек, а чудовище, враг добра и порядка. В наши дни мы втолковываем себе, что сражаемся за Бога, или за страну, или за «закон и справедливость». Однако уговоры не всегда срабатывают. Скажем, во время Второй мировой войны бригадный генерал США С. Маршалл и группа историков опросили тысячи солдат из 400 пехотных рот, побывавших в схватках в Европе и на Тихом океане. Результаты удивительны: лишь 15−20 % пехотинцев находили в себе силы стрелять прямо во врага. Остальные пытались избежать этого и прибегали к разным уловкам, чтобы их не засекли: стреляли мимо или делали вид, будто перезаряжают оружие {33} .

Прошу не видеть в моем отзыве или в этой книге попытку обыграть и оправдать многочисленные бойни, которые устраивали люди. Здесь нам предлагают лишь взглянуть на те или иные событие немного глубже, нежели мы привыкли понимать их.

Посмотреть на эпоху и проблему того или иного возникшего конфликта глазами участником или просто людей, которые жили в эти смутные времена перемен. А понимая эпоху и социальные/экономические и прочие проблемы, начинаешь понимать и катализатор, который толкал людей на бесчисленные сражения и убийства. Даже во имя Бога, чьи имена Любовь и Сострадание.

Текст преподнесен очень простым и доступным языком. Где есть цитаты или выделения, редактор предоставляет ссылки на первоисточники, из которых взяты те или иные факты. Библиография в конце исследования также впечатляет.

Спасибо моим преподавателям хотя бы за то, что они навсегда вбили в мою голову простую как сам мир истину - утверждаешь что-то? Аргументируй. Пруфы, ссылки на первоисточник. Сноску на предоставление того, что это действительно было сказано тем или иным человеком, а не просто показать вырванную из контекста фразу, которую можно переиначить на свой лад как угодно, полностью изменив первоначальный смысл реплики.

Несмотря на легкость материала, здесь очень много фактов, различных глав, каждая из которых рассматривает тот или иной период человеческой культуры. А потому сама книга в целом идет достаточно медленно, так как приходится анализировать уже прочитанное, и иногда возвращаться к предыдущим главам.

Чтобы стать хорошими солдатами, новобранцы должны пройти инициацию, отчасти напоминающую испытания монахов и йогов, и научиться владеть своими эмоциями. Историк культуры Джоанна Берк объясняет данный процесс: Людей нужно сломать, чтобы они стали хорошими солдатами. В число основных приемов входят деперсонализация, униформа, отсутствие частного пространства, навязанные социальные взаимоотношения, плотное расписание, недостаток сна, дезориентация, за которой следуют обряды реорганизации в соответствии с военными кодексами, произвольными правилами и суровым наказанием. Аналогичные методы брутализации практиковались режимами, при которых солдат учили пытать пленных.

Это не легкий любовный романчик на один вечер, а весьма сложная книга, на прочтение которой может уйти не один день. Я и сам со своей скоростью чтения потратил на неё около недели, находясь еще несколько дней под впечатлениям.

Кому я могу порекомендовать это исследование для ознакомления? Да пожалуй, что всем. Не вижу никаких причин или препятствий не прочитать эту книгу. Если вы атеист - вам будет интересно увидеть не мнение очередной бабки из храма или неокрепшего неофита, который даже догматы своей веры не может перечислить в правильной последовательности, а умного человека, который много лет занимается этим вопросом. И рассматривает религию исключительно с исследовательской точки зрения. А не "гореть вам всем в аду нехристи" ну или в зависимости от конфессии человека, с которым у вас может возникнуть подобный спор : )

Один ветеран вьетнамской войны описывал фотографию, на которой он держит за волосы две отрубленные головы: да, война — это «ад», где «безумное — естественно» и «ничего невозможно контролировать». Тем не менее: Самое страшное, что, пока я был там, я ощущал полноту жизни. Я любил это, как любят прилив адреналина, как любят друзей, близких товарищей. Все так реально и так нереально… А сейчас хуже всего жить в мирное время без такого накала. Я ненавижу войну, но накал мне был по душе

Если вы относите себя к людям, которые верят в то, что за нами кто-то наблюдает и следит, то вы сможете получить ответы на вопросы, которые наверняка вас мучают по поводу причин религиозных войн и почему люди так легко готовы проливать кровь другого человека под знаменами веры.

Да и вообще я считаю любую возможность узнать что-нибудь новое интересным квестом, заслуживающим того, чтобы потратить на него несколько часов своей жизни. Которые я бы в ином случае потратил на однотипные игры в социальных сетях или очередные любовные романы в поисках той самой уникальной книги, которая сможет перевернуть все мое представление об этом жанре.

Пока что, к сожалению, книга еще не моя - мне дала её почитать подруга, которая покупала её себе домой. Но если вам интересно мое мнение - я обязательно приобрету этот томик себе домой, так как Такие вещи должны быть обязательно у любого человека, который получил диплом религиоведа : )

Спасибо всем, кто заглянул в мой отзыв. Не вижу причин не поставить максимально высокую оценку, и порекомендовать этот труд для ознакомления всем. И до новых встреч друзья. Берегите себя!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
04.06.2018
Сложная тема, неоднозначная...Но книгой заинтересовали. Обязательно прочту при возможности.
Приятного чтения : )
04.06.2018
У Вас есть диплом религиоведа? 😲
Ога) Я дипломированный религиовед-преподаватель))
Смотрите также