Опубликовано 18 Апрель, 2024 - 13:17

Говоря об относительно недолгой истории Соединенных Штатов, из которых совершенно очевидным образом вытекают моменты, обуславливающие определенную примитивность (и даже дикость) американского общества, нельзя, однако, забывать о том, что более-менее современный кинематограф в этой стране появился задолго до того, пока он получил сколько-нибудь значимое развитие в других странах. Взять хотя бы предмет нашей сегодняшней дискуссии — фильм «Доктор Икс», который был снят еще в далеком 1932 году, а доисторической рухлядью при этом не выглядит. Подумать только, с его выхода прошло почти сто лет — это дольше чем время существования многих государств в нашем неспокойном мире. И то, что сегодня американский кинематограф переживает эпоху тотального загнивания, не мешает нам пристально изучать все вехи его развития.

Так что же можно сказать про «Доктора Икс»? Вкусно! Черт возьми, как вкусно снимает Рэй Реннахан, который не только является двукратным лауреатом «Оскара», но еще и одним из шести американских кинооператоров, которые удостоились своей таблички на «Аллее славы». И я прекрасно пониманию почему, потому что один ракурс здесь лучше другого, что в сочетании с безумно редкой ранней технологией цветной съемки, которая именуется в западных источниках «техниколор», дающей всего несколько цветов, картина превращается в настоящее пиршество для глаз. Ценители операторского искусства могут смотреть её без звука и даже не пытаясь вникнуть в сюжет, настолько она роскошно снята.

 

Впрочем, в сюжет все-таки стоит вникнуть, тем более что перед нами картина из эпохи до введения «диктатуры морали» в американском кино, поэтому темы она обсуждает самые неприглядные, такие как каннибализм. Все повествование мало того что не лишено юмора, в нем есть множество интересных сюжетных поворотов. А то что сценарист использовал несколько присущих тому времени штампов для развлечения досужей публики, тот это уже больше вопрос вкуса, поскольку многим они и сегодня нравятся.

 

Сюжет фильма крутится вокруг доктора Ксавьера, который руководит успешной клиникой изучения экспериментальной хирургии. Раз в месяц при полной луне полиция приглашает его осмотреть тело очередного несчастного или несчастной, ставших жертвами лунного маньяка, который не только душит своих жертв при полной луне, но и поедает часть их внутренностей. На шестом подобном осмотре у полиции возникают вопросы к самому доктору Ксавьеру, поскольку использованный преступником для извлечения органов скальпель завозится из Европы для одной-единственной клиники во всех Соединенных Штатах, той самой, которой руководит наш главный герой. И тут у нашего прекрасного эскулапа возникает дилемма — передать своих сотрудников, каждый из которых подозрительнее другого, полиции и испортить репутацию своего заведения, либо же попытаться вычислить преступника самостоятельно. Впрочем, у Ксавьера имеется не только подозрительная профессура, но и весьма зловещий дворецкий, и по какой-то причине совсем не зловещая дочь. Наконец, еще одним участником драмы в загородном доме состоятельного врачевателя становится бесшабашный пройдоха-журналист, который засунет голову в пасть крокодилу, лишь бы не пополнить бесконечные ряды безработных, что объяснимо, поскольку фильм снимался в годы Великой депрессии. Роль пройдохи исполняет безумно колоритный и блистательный Ли Трейси, которому всегда особо хорошо удавались роли людей, заключивших выгодную сделку со своей совестью.

 

Как уже говорилось раньше, в фильме присутствует ряд штампов, характерных для того времени, включая штампы отношения к представительницам прекрасного пола как к настолько нежным созданиям, которых и лишний раз волновать не надо, вне зависимости от того, какие катаклизмы происходят в непосредственной близости — будь то пожар, убийство, шторм или буря, главное не волновать. Это немного портит впечатление от весьма убедительно сыгранной роли дочери профессора, в которой перед нами предстает одна из первых див американских хоррор-фильмов Фэй Рэй, ведь она смогла нарисовать образ весьма самостоятельной «современной девушки», которой палец в рот не клади. Впрочем, этот пройдоха-журналист, его такие вещи не пугают, вы же понимаете. В остальном никаких недостатков в данном фильме, не смотря на его более чем преклонный возраст, мне найти не удалось.

Любопытно, что фильм был снят не только в «техниколоре», но и на обычную ЧБ пленку, которая не только транслировалась в большинстве американских кинотеатров, но и ушла на экспорт. В итоге наслаждаться необычной атмосферой фильма в «первобытных» цветах могли лишь жители самых крупных американских городов в самых крупных кинотеатрах. Все это привело к тому, что все копии достаточно редкой «цветной» версии фильма были к середине прошлого века утеряны и лишь внезапная смерть одного из ветеранов американского кино, у которого версия в «техноколоре» хранилась в частной коллекции, даровала миру второй шанс насладиться данной картиной «во всей красе». По этой причине мы имеем возможность бесплатно приобщиться к эксклюзиву из частной коллекции, который, конечно, немного доисторичен, но при этом чертовски хорош.

Достоинства
  • Игра актеров
  • Общая эстетика картины
  • Операторская работа
  • Сюжет
AngryLibrarianрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
18.04.2024
Ого, здорово, что фильм цветной)
Для той эпохи это все таки ещё редкость.
Недавно смотрела советский первый цветной фильм, тоже 30х годов , может напишу о нем тоже. Называется Соловей-соловушко)
18.04.2024
Полина, приветствую! Было бы очень интересно прочитать Вашу рецензию, учитывая Ваш уровень погружения в тему. Техниколор - это сила!
Смотрите также